Право собствености

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Понятия собственности и права собственности одни из древнейших юридических понятий, поэтому неполным будет рассмотрение термина права собственности, если не заглянуть в его исторические корни, не рассмотреть его развитие в отдельных странах мира.
Еще при правлении царя Хаммурапи в период 1792-1750 гг. до н.э. в одном из первых сборников законов понятие собственность не только имело место быть, но и разделялось на различные виды. Так земли были царские, храмовые, общинные, частные. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Земли могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких либо ограничений со стороны общины источники не упоминали.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Понятие и содержание права собственности.
1.1 Понятие собственности……………………………………………………..4
1.2 Правомочия собственника………………………………………………….8
1.3 Понятие права собственности в объективном и субъективном праве….10
Глава 2. Виды права собственности.
2.1 Право собственности граждан…………………………………………….12
2.2 Право собственности юридических лиц………………………………….16
2.3 Право государственной и муниципальной собственности……………...18
Глава 3. Правомочие.
3.1 Правомочие владения……………………………………………………...24
3.2 Правомочие пользования………………………………………………….24
3.3 Правомочие распоряжения………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

гражд. право.docx

— 66.15 Кб (Скачать)

Ценные бумаги как объекты имущественных  прав приобрели в последнее время  широкое распространение среди  граждан. Поскольку ценные бумаги признаются имуществом и включены законодателем  в особую группу вещей, на них распространяется действие института права собственности.

Содержание права собственности  граждан составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. Отличие  в правовом положении гражданина--собственника от иных субъектов права собственности  состоит в том, что объем имущественной  правоспособности гражданина отличен  от объема имущественной правоспособности иных лиц -- участников гражданского оборота. Вследствие этого существует ряд  сделок, одной из сторон в которых  может быть только гражданин -- собственник. Например, только гражданин -- собственник  признается получателем ренты по договору пожизненного содержания с  иждивением (ст. 596 ГК); только гражданин -- собственник может распорядиться  своим имуществом путем составления  завещания (ст. 534 ГК 1964 г.).

Объем имущества, который может  принадлежать гражданину па праве собственности, количественно и по стоимости  гражданским законодательством  прямо не ограничен (п. 2ст. 213 ГК). Однако на этапе присвоения государственное  регулирование количества имущества, которое может поступать в  собственность гражданина, осуществляется средствами налогообложения. Действующим  законодательством предусмотрено  более 20 видов налогов, взимаемых  с граждан.

В то же время установлен перечень вещей, по поводу которых ограничен  объем действий гражданина -- собственника. Эти ограничения касаются в первую очередь действий по приобретению и  прекращению права собственности. Например, при вывозе культурных ценностей  за территорию РФ подтверждением права  собственности на них признаются только письменные сделки Закон РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” от 15 апреля 1993г.. Продажа, дарение и  наследование личного оружия гражданами осуществляется в порядке обязательной регистрации сделок в органах  внутренних дел Закон РФ “Об оружии”  от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ.

Ряд ограничений установлен законодателем  на действия собственника жилья. Не допускается  изменение по свободному усмотрению собственника целевого назначения помещения  путем его перевода из жилого в  нежилое (ст. 288 ГК).

2.2 Право собственности юридических  лиц.

Собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится  к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного  имущества является одним из непременных  его признаков. Но не всегда имущество  принадлежит юридическому лицу на праве  собственности. Допустимо иметь  имущество в хозяйственном ведении  или оперативном управлении (ст. 48 ГК). Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их создание и функционирование только как собственников принадлежащего им имущества. К их числу, согласно п. 3 ст. 213 ГК, относятся коммерческие и  некоммерческие организации (кроме  государственных и муниципальных  предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), которые  являются собственниками имущества, переданного  им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами на ином основании. Круг юридических  лиц, названных в ст. 213 ГК субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и  товарищества, производственные и потребительские  кооперативы, общественные и религиозные  организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие, предусмотренные  законом, организации.

Праву собственности юридических  лиц определенных организационно-правовых форм присущи особенности приобретения и прекращения владения, пользования  и распоряжения имуществом. Вместе с тем существуют общие закономерности, свойственные праву собственности  юридического лица безотносительно  к его конкретному виду. Во - первых, именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество либо имеют только обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах (п. 2ст. 48 ГК), либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет об общественных и религиозных организациях (объединениях), ассоциациях и союзах (п. 3 ст. 48 ГК).

Во - вторых, в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его  учредителями (участниками, членами), а  также имущество, произведенное  и приобретенное юридическим  лицом по иным основаниям в процессе его деятельности (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66 ГК).

В - третьих, юридические лица, подобно  иным собственникам, вправе совершать  в отношении своего имущества  любые действия, в свою очередь  они не должны противоречить закону, иным правовым актам и не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Пределы осуществления  права собственности юридического лица зависят от объема его правоспособности. Некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в  большей степени ограничены в  осуществлении правомочии собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие  некоммерческие юридические лица, как  общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и  иные фонды вправе использовать принадлежащее  им на праве собственности имущество  лишь для достижения целей, предусмотренных  их учредительными документами. И при  общей и при специальной правоспособности право собственности юридического лица может быть ограничено законом. Гражданским кодексом РФ, например, предусмотрена возможность ограничения  права юридического лица иметь в  собственности отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной  собственности (п. 3 ст. 212 ГК).

В - четвертых, в определении правового  режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов. В  них определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок  распоряжения движимым и недвижимым имуществом, распределения между  участниками прибыли и убытков  и др.

Объектами права собственности  юридического лица может быть любое  имущество, как движимое, так и  недвижимое, за исключением имущества, которое в соответствии с законом  отнесено к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. К собственности юридических лиц относится имущество производственного, социально - культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, денежные средства. При этом круг такого имущества различен для коммерческих и некоммерческих организаций. Круг объектов права собственности некоммерческих организаций, наделенных специальной правоспособностью, уже, нежели коммерческих. В него входит лишь имущество, необходимое для осуществления целей деятельности этой организации.

В отношении имущества, которое, согласно закону, может находиться в собственности  юридического лица, в п. 2ст. 213ГК установлено  правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничений  на объекты права собственности  юридических лиц. Такие ограничения  могут быть установлены федеральным  законом, но лишь в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства. Таким образом, в отношении объектов права собственности юридических  лиц (подобно объектам права собственности  граждан) законом предусмотрено  две разновидности ограничений: а) в зависимости от вида имущества, касающееся имущества, изъятого из оборота  или ограниченного в обороте; б) по стоимости и количеству имущества, если это ограничение установлено  законом в публичных интересах.

Основаниями приобретения и прекращения  права собственности юридических  лиц выступают общие основания, предусмотренные в ГК. Вместе с  тем, согласно п. 3 ст. 212 ГК, законом могут  устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности  юридических лиц. Так, источниками  формирования имущества благотворительной  организации могут являться благотворительные  пожертвования, поступления из государственного и местного бюджетов, труд добровольцев и другие юридические факты, не относящиеся  к общим основаниям приобретения права .

2.3.Право государственной и муниципальной  собственности.

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы, и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.7

Право государственной собственности. Это право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих  территорий в лице Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

В субъективном смысле право государственной  собственности состоит из принадлежащих  государству, субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность  по целевому назначению.

Находящееся в государственной  собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета  составляют государственную казну  того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это  имущество может быть объектом взыскания  кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные  средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового  образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при  недостатке у них денежных средств  для расчетов со своими кредиторами.

Следует подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности  выступают именно соответствующие  государственные публично правовые образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Право владения государства, субъектов  РФ означает, что в их охраняемом законом обладании находятся  принадлежащие им материальные ценности независимо от того, ведают ли имуществом государственные органы или части  его переданы государственным предприятиям или учреждениям в хозяйственное  ведение или оперативное управление.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность  целенаправленно извлекать из общенародных имущественных ценностей максимальную выгоду в интересах всего народа, народа субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и  создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Признавая, что хотя государство, субъекты РФ распоряжаются своим имуществом в пределах, установленных ими  же самими, однако их правомочия по распоряжению все же не беспредельны, а имеют  свои, очерченные в законодательном  порядке границы. Следует признать, что гражданско - правовое регулирование  отношений по распоряжению государственной  собственностью находится не на должном  уровне: не учитывается принцип целевого использования государственного имущества, отсутствуют гарантии от превышения пределов предоставленных государству, субъектам РФ властных полномочий при  осуществлении ими правомочий по распоряжению имуществом. Право распоряжения субъектов права государственной  собственности должно состоять в  их возможности определять юридическую  судьбу общенародного имущества  путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

Что же касается вопросов отнесения  государственной собственности  либо к федеральной собственности, либо к собственности субъектов  Федерации, то в соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение  государственной собственности  отнесено к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов. Статус объектов государственной собственности, касающийся их субъектной принадлежности, определяется согласно Федеративному  договору по взаимной договоренности федеральных органов государственной  власти РФ и органов государственной  власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга.

Особо следует сказать о правовом режиме государственного имущества, находящегося за рубежом. Правовой статус этого имущества  определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Этот принцип закреплен в ст. 435 ГПК, которая исходит из концепции судебного иммунитета имущества иностранного государства и требует соответствующего подхода к имуществу нашего государства. Иммунитет имущества государства означает, что без согласия компетентных органов соответствующего государства не может быть обращено взыскание на имущество, обеспечен иск за счет имущества, находящегося за рубежом, либо предприняты иные меры, действия, связанные с ограничением права собственности. Государственное имущество, находящееся за рубежом, находится под особым контролем государственных органов. Особенности управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определены постановлением Правительства РФ от 5января 1995г. «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» Постановление Правительства «об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» от 5 января 1995г. .

Информация о работе Право собствености