Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:40, контрольная работа
Право собственности - это установленная законом мера дозволенного поведения управомоченного лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом своей властью и в своем интересе. Данное определение основано на нормах гражданского кодекса, в котором содержание права собственности (ст. 209) раскрывается указанием на права владения, пользования и распоряжения своим, т. е. принадлежащим собственнику имуществом. Кроме того, в п. 2 ст. 1 ГК предусмотрена возможность граждан (физических лиц) и юридических лиц приобретать и осуществлять свои гражданские права (в том числе и право собственности) своей волей (т. е. своей властью) и в своем интересе, но не нарушая права и законные интересы других лиц. Значит, осуществление собственником субъективного права не зависит ни от чьей воли, ничем не ограничено, кроме указаний закона.
Общие положения о праве собственности………………………………………2
Право публичной собственности (государственно и муниципальной)………5
Право общей собственности……………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………..12
Содержание.
Общие положения о праве собственности………………………………………2
Право публичной собственности (государственно и муниципальной)………5
Право общей собственности……………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Общие положения о праве собственности.
Данный вопрос посвящен очень важной и актуальной теме, а именно - право собственности в гражданском праве. Важность и актуальность этой темы заключается в том, что право собственности как исключительное право и экономическая категория играют очень важную роль в жизни человека, общества, государства. Во всех странах современного мира (и в странах, остающихся на ранних стадиях развития, и в странах индустриальных и постиндустриальных эпох) происходит - нередко весьма мощная - «отдача» в экономической и социальной жизни вещной сути права собственности.
Право собственности - это установленная законом мера дозволенного поведения управомоченного лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом своей властью и в своем интересе. Данное определение основано на нормах гражданского кодекса, в котором содержание права собственности (ст. 209) раскрывается указанием на права владения, пользования и распоряжения своим, т. е. принадлежащим собственнику имуществом. Кроме того, в п. 2 ст. 1 ГК предусмотрена возможность граждан (физических лиц) и юридических лиц приобретать и осуществлять свои гражданские права (в том числе и право собственности) своей волей (т. е. своей властью) и в своем интересе, но не нарушая права и законные интересы других лиц. Значит, осуществление собственником субъективного права не зависит ни от чьей воли, ничем не ограничено, кроме указаний закона.
Гражданский кодекс, кроме общего дозволения собственнику совершать любые сделки со своим имуществом, отдельно предусматривает право передать его в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Такая передача не влечет перехода права собственности; доверительный управляющий обязан действовать в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 4 ст. 209 ГК). Раскрывая содержание права собственности, закон называет правомочия владения, пользования и распоряжения.
Правомочие владения - это основанная на законе возможность иметь вещь в своем обладании в хозяйстве, в доме и т. д" хранить ее, страховать, если нужно, вести учет, содержать (животных). Собственник является законным владельцем, поскольку в основе владения лежит право собственности. Право владения может принадлежать и не собственнику (хранителю, пользователю и др.), но по его воле. Такое владение является также законным, поскольку имеется правовое основание - титул.
Правомочие пользования собственник осуществляет с учетом назначения вещи, имущества. Это дает ему возможность удовлетворять различные потребности, извлекать выгоду, получать доходы, т. е. действовать по отношению к вещи в своих интересах. Правомочие пользования конкретным имуществом собственник может передать другому лицу на основании (и в пределах) договора. Фактическое владение и пользование имуществом по договору с собственником является титульным, т. е. имеет правовое основание.
Правомочие распоряжаться своим имуществом означает возможность совершать в отношении него любые действия, в том числе отчуждать в собственность другим лицам, передавать права владения, пользования и распоряжения им, отдавать в залог, обременять его другими способами и распоряжаться им иным образом. Право распоряжения может принадлежать и владельцу имущества, но по воле собственника и в объеме, обусловленном соглашением с ним. 1
В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник. Согласно п. 2 ст. 8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.
По завершении ответа, можно сделать два вывода:
Право собственности - это субъективное право физического лица, группы лиц, юридического лица, государства и его частей, т.е. собственника, владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом в своих целях, если это не противоречит законам Российской Федерации.
Существуют две основные формы собственности: частная и публичная. Частная собственность, в зависимости от того, какому количеству лиц принадлежит данное имущество, подразделяется на частную и общую; общая, в свою очередь, делится на совместную и долевую. Публичная собственность делится на муниципальную и государственную, в зависимости от того, кому принадлежит имущество.
Право публичной собственности (государственно и муниципальной).
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что значительная часть объектов бывшей «общенародной» (советской) собственности в настоящее время формально осталась закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления, реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на спецификацию прав собственности и достижение общегосударственных целей.
Неудачи экономических реформ в России обычно связываются с низкой управляемостью народного хозяйства. Стремление усилить роль государства в экономике часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение масштабов прямого участия государства и аккумулируемых им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. При этом особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которой считаются наиболее управляемыми в силу использования методов непосредственного административного воздействия.
В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственника).
Особенности правового положения субъектов публичной собственности: наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им право собственности; осуществление данного права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав субъекты, но не их органы власти или управления2. Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника3.
В качестве объектов государственной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные “средства производства” и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованьям ценные бумаги (акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами), вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.
Объекты публичной собственностью распределяются между РФ, ее субъектами и муниципальными образованьями. Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным (исключительно федеральное имущество, имущество, которое может быть передано в собственность
В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в т.ч. вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Данное положение не относится к муниципальной собственности. В этом проявляется различие правового режима двух видов публичной собственности. К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.
В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество “государственной казны РФ”, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящиеся в государственном резерве.
Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью4. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связанно не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности, а с особым публичным интересом к использованию такого рода объектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение государственной собственности как объекта управления очень велико. Говоря о слиянии государственной власти и собственности, следует иметь в виду два принципиальных момента. Первый момент: термин “власть” одинаково употребим как по отношению к институту государства, так и по отношению к институту собственности. Государство обладает политической властью, но собственность -- это тоже власть, вещная и абсолютная. Таким образом, по своей основополагающей природе государственная власть и власть собственника тождественны, но служат различным интересам: одна -- политическим, другая -- хозяйственным. Второй момент: когда государство одновременно с властью политической осуществляет власть собственника, эти интересы складываются. Государство осуществляет полномочия собственника, оставаясь при этом носителем политической власти, поэтому определенное смешение экономической и политической власти неизбежно. Сила данного смешения определяет общее отношение государства к экономике и правовому регулированию института права собственности.
Право общей собственности.
Право собственности - центральный и важнейший институт в системе вещных прав, нормы которого отражают и одновременно закрепляют существующий в государстве социально-экономический строй и господствующие в нем общественные отношения. Актуальностью данного вопроса является то, что право общей собственности распространяется на общественные отношения связанные как с движимым, так и недвижимым имуществом (участие в строительстве многоквартирного дома, жилые и нежилые помещения, земельный участок), имущественными отношениями супругов, отношения между гражданами которые становятся участниками долевой собственности.
Закон или соглашение между двумя и более лицами, ориентированное на организацию общей собственности дает возможность вступить в общую долевую собственность любого рода имущества. К примеру, общая долевая собственность двух и более наследников или обычных приятелей возникает в силу закона, независимо от того, делимое или неделимое имущество входит в состав наследства или внесено в виде вкладов участниками договора простого товарищества. Согласно закону происходит возникновение общей долевой собственности на обнаруженный вклад. Соглашение о создании общей собственности может предшествовать приобретению в общую долевую собственность как делимой, так и неделимой вещи. Но общая совместная собственность возникает лишь на основании закона. По соглашению сторон данный вид общей собственности возникать не может. Следовательно, вместе с общими основаниями возникновения права собственности, в соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса, для возникновения общей собственности определенного вида в дополнение к этому необходимо указывать закон или соглашение лиц независимо от того делимое это имущество или нет.
Иногда общую собственность именуют коллективной собственностью. С юридической точки зрения это не совсем верно, т.к. коллективная собственность говорит о принадлежности ее к какому-то коллективу, образующему правосубъектное единство. В то время как в отношениях многосубъектной собственности речь идет о принадлежности собственности нескольким лицам, не образующим особого субъекта права, т.е. общей собственности.5
Необходимость урегулирования внутренних отношений между сособственниками способствовала появлению института общей собственности.
Наличие большого количества субъектов права общей собственности и особый режим регулирования отношений между ними стали поводом для еще одной проблемы, связанной с определением юридической природы права общей собственности. Ст. 8 Конституции РФ, а также ст.212 Гражданского Кодекса признают частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности.