Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:11, дипломная работа
Целями настоящего дипломного исследования является изучение и анализ вопросов, связанных с функционированием такой организационно-правовой формы собственности, как муниципальная.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в области права муниципальной собственности.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
исторический анализ возникновения и развития права муниципальной собственности;
изучение и анализ современного Российского законодательства о праве муниципальной собственности;
рассмотрение объектов и субъектов права муниципальной собственности;
рассмотрение вопросов осуществления права муниципальной собственности;
порядок возникновения и особенности прекращения права муниципальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ …………………………………………..….6
1.1 История развития права муниципальной собственности …..….6
1.2 Понятие права муниципальной собственности ……………….17
1.3 Формирование муниципальной собственности ……………….20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
CОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………..27
2.1 Объекты права муниципальной собственности ……………….27
2.2 Субъекты права муниципальной собственности …………...….29
2.3 Специфика гражданской правосубъектности муниципальных
органов ……………………………………………………………33
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ………...36
3.1 Осуществление права муниципальной собственности ………...36
3.2 Финансово-правовое регулирование отношений
собственности …………………………………………………….47
3.3 Основания возникновения и особенности прекращения права
муниципальной собственности ……………………………….…54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….………..69
Право муниципальной собственности может осуществляться и непосредственно населением муниципального образования, например, через местный референдум, собрания (сходы) граждан или территориальное общественное самоуправление. Такое осуществление есть тоже непосредственное осуществление самим муниципальным образованием.
Таким образом, действия (бездействие) населения муниципального образования или органов местного самоуправления следует рассматривать как деятельность самого муниципального образования: они представителями в гражданско-правовом смысле не являются.
3.2 Финансово-правовое регулирование отношений собственности
Отношения собственности представляют собой достаточно обширную и сложную систему. Это отражается на характере их правового регулирования. Нормы, посвященные регламентации отношений собственности, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности. Наиболее четко они выделяются в гражданском законодательстве. Так, часть первая ГК РФ содержит раздел 11 «Право собственности и другие вещные права», в котором закреплены нормы, упорядочивающие преимущественно отношения собственности. Однако этим их регулирование не исчерпывается. Важнейшие положения, касающиеся права собственности, определяются конституционно-правовыми нормами (ст. 35, п. «д» ст. 71, п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и другие). Административное законодательство предусматривает в качестве видов наказания среди прочих возмездное изъятие и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.2 КоАП РФ), которые, по сути, являются основаниями прекращения права собственности (ст. 243 ГК РФ). Можно привести и другие примеры регулирования отношений собственности нормативными актами различной отраслевой принадлежности. Указанные обстоятельства стали основанием для заключения о том, что «право собственности в объективном смысле представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотраслевой) институт права», хотя существует и противоположная точка зрения.[48]
В последнее время актуализируется вопрос об особенностях регулирования отношений собственности финансовым правом. Имущественный характер финансово-правовых отношений был давно отмечен учеными.[49] Однако теоретические положения, разработанные для имущественных отношений, в том числе отношений собственности, редко используются при объяснении явлений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В то же время практика показала, что решение многих вопросов финансово-правового регулирования требует обращения к теории права собственности. Положения о праве собственности часто используются Конституционным Судом РФ при анализе конституционности различных финансово-правовых предписаний.[50]
Прежде чем рассмотреть особенности финансово-правового регулирования различных отношений собственности, необходимо обосновать применимость теории права собственности к финансовым правоотношениям. Дело в том, что объектом права собственности часто признаются только индивидуально-определенные вещи.[51] В то же время финансовые правоотношения складываются, как правило, по поводу безналичных денег, которые в большинстве случаев рассматриваются не как вещи, а как обязательственные права (права требования). Это приводит некоторых к мысли о том, что «права собственности на безналичные деньги, числящиеся на банковских счетах, нет ни у кого - ни у банка, ни у его клиентов... В отношении безналичных денег и расчетов применяется другой юридический механизм и действуют другие правовые институты, находящиеся за пределами права собственности; правила о праве собственности и само это понятие здесь неприменимы».[52]
Как уже говорилось, объектом права собственности часто признаются только индивидуально-определенные вещи. В научной литературе отмечается, что признание объектом отношений собственности только вещи «становится в ряде случаев слишком узким».[53] В результате «обязательственные права в известных случаях пользуются фикцией вещи, конструируя бестелесные вещи и создавая на этой почве «право на право»[54]. При этом, «когда права требования рассматриваются как объекты права, становится возможным применять к этим правам, считая их за вещи, режим вещного права», в том числе и режим права собственности. Отмечу, что именно эти теоретические положения, на мой взгляд, восприняты действующим законодательством и практикой. Так, ГК РФ, регулируя отношения собственности, в качестве объекта этого права называет имущество (разд. 11). В то же время ст. 128 ГК РФ в понятие имущества наряду с другими объектами гражданских прав включает имущественные права. Таким образом, Гражданский кодекс РФ позволяет говорить о существовании права собственности на имущественные права. Названные положения этого Кодекса буквально толкуются Конституционным Судом РФ. В одном из своих постановлений он прямо указывает, что к имуществу, находящемуся в собственности юридического лица, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ могут относиться вещи, включая деньги, и иное имущество, в том числе имущественные права. Таким образом, имущество банка как собственника составляют денежные средства и имущественные права (права требования).
Некоторые ученые, признавая возможность рассматривать имущественные права в качестве объектов права собственности, считают, что «это ведет лишь к усложнению реальной ситуации, ничего не добавляя к статусу управомоченных лиц».[55] Однако это не совсем верно. Признание безналичных денег объектом права собственности позволяет распространять на них те гарантии собственности, которые предусмотрены законодательством.
Таким образом, и теория, и практика идут по пути признания безналичных денег объектами права собственности. Поэтому постановка вопроса о финансово-правовом регулировании отношений собственности вполне правомерна.
Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Причем указанный состав правомочий собственника един для всех отраслей права. В связи с этим, чтобы охарактеризовать финансово-правовое регулирование отношений собственности, необходимо выявить, кому указанные правомочия принадлежат, как они реализуются и в чем их специфика. На мой взгляд, целесообразно отдельно рассмотреть вопросы регулирования отношений муниципальной собственности.
Как известно, муниципальная собственность подразделяется на две части: а) муниципальную казну и б) имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ). Соответственно «различают осуществление права муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами».
Обратимся к вопросам правового регулирования отношений муниципальной собственности на примере казенного имущества. Казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). Кроме того, сюда же могут быть отнесены средства муниципальных внебюджетных фондов. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых традиционно признаются предметом финансово-правового регулирования.
Традиционно представителями муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, осуществляющие от имени общественно-территориальных образований правомочие распоряжения. Право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты закреплено в ст. 153 Бюджетного кодекса РФ.
Ныне действующее законодательство, определяющее компетенцию местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, согласно п. 3 ст. 167 БК РФ и п. 8 Положения «О федеральном казначействе»[56] одной из главных задач органов казначейства является управление бюджетными средствами (управление бюджетными доходами и расходами). Здесь, очевидно, встает вопрос о соотношении понятий «управление бюджетными средствами» и «владение, пользование и распоряжение бюджетными средствами». По мнению Д.М. Генкина, «неправильно управление государственным имуществом противопоставлять правомочиям владения, распоряжения и пользования; указанные правомочия и составляют содержание государственного управления имуществом».[57] Подобного мнения придерживается Е.А. Суханов: «Управление имуществом в данном случае не следует рассматривать как особое правомочие публичного собственника. В гражданско-правовом смысле собственник и здесь лишь реализует свои правомочия владения, пользования и распоряжения. Иначе говоря, управление является только одной из форм осуществления права собственности».[58] Несколько иная мысль высказана В.А. Дозорцевым: «Управление» имуществом не относится к числу гражданских правомочий, скорее всего, под ним следует иметь в виду комплекс гражданско-правовых и публично-правовых правомочий».[59] Таким образом, здесь понятие «управление» предстает более широким по объему. Однако нетрудно заметить, что во всех случаях в управление включаются правомочия по владению, пользованию и распоряжению управляемым имуществом. Поэтому можно заключить, что действующее законодательство возлагает осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения бюджетными средствами от имени муниципальных образований помимо законодательных (представительных) органов также на органы федерального казначейства (соответствующие органы муниципальных образований). Федеральное казначейство как один из органов, через которые Российская Федерация способна реализовать свой статус государства-казны.
Отметим, что федеральное казначейство представляет собой структурное подразделение Министерства финансов РФ (п. 1 Положения «О федеральном казначействе Российской Федерации»). К компетенции Минфина России отнесено осуществление операций со средствами федерального бюджета (ст. 165 БК РФ). Отсюда следует, что правомочия собственника в отношении бюджетных средств от имени государства и муниципальных образований наряду с законодательными (представительными) органами осуществляет Министерство финансов РФ (соответствующие органы субъектов РФ и муниципальных образований).
Значительную часть имущества муниципальной казны составляют средства муниципальных внебюджетных фондов. Осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения этими средствами аналогично порядку, действующему в отношении бюджетных средств соответствующих уровней. Однако органы, через которые муниципальные образования осуществляют данные правомочия, иные. Выработку воли на распоряжение средствами внебюджетных фондов также осуществляют законодательные (представительные) органы, которые рассматривают и утверждают их бюджеты (п. 2 ст. 145 БК РФ).
Муниципальную собственность помимо казенного имущества составляет имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В предмет исследования должны быть включены правоотношения по уплате налогов и неналоговых платежей (включая правоотношения, связанные с перечислением в бюджет части прибыли этих предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также связанные с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления), по поводу получения предприятиями бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов. Регулируя эти отношения, определяется в первую очередь не порядок осуществления права муниципальной собственности, а права хозяйственного ведения и оперативного управления, которые принадлежат муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, то есть порядок осуществления иных вещных прав. Конечно, можно представить уплату налогов и неналоговых платежей как изменение способа осуществления права муниципальной собственности (перевод денежных средств из хозяйственного ведения или оперативного управления в казну) либо как прекращение права данной собственности (например, при уплате государственным предприятием налога в муниципальную казну). Как отмечает В.А. Дозорцев, «право оперативного управления и право хозяйственного ведения есть способы осуществления права собственности, поэтому за их носителями закрепляются правомочия собственника, хотя и ограничиваемые в интересах собственника (на совершение некоторых действий требуется разрешение собственника и т.п.). При этом право собственника непосредственно осуществлять свои правомочия прекращается, оно восстанавливается лишь при прекращении права оперативного управления или хозяйственного ведения».[60]
3.3 Основания возникновения и особенности прекращения права муниципальной собственности
Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по управлению имуществом муниципального образования разрабатывает перечень объектов. Согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность.
Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.
При этом передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность происходит без каких-либо предварительных условий или требований. Объекты передаются в таком эксплуатационно-техническом состоянии, в котором они находятся на момент составления акта приема-передачи объекта. Отказ органов местного самоуправления от принятия в собственность и содержания объектов, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность, не допускается.
Объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта.