Право муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Целями настоящего дипломного исследования является изучение и анализ вопросов, связанных с функционированием такой организационно-правовой формы собственности, как муниципальная.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в области права муниципальной собственности.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
 исторический анализ возникновения и развития права муниципальной собственности;
 изучение и анализ современного Российского законодательства о праве муниципальной собственности;
 рассмотрение объектов и субъектов права муниципальной собственности;
 рассмотрение вопросов осуществления права муниципальной собственности;
 порядок возникновения и особенности прекращения права муниципальной собственности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ …………………………………………..….6
1.1 История развития права муниципальной собственности …..….6
1.2 Понятие права муниципальной собственности ……………….17
1.3 Формирование муниципальной собственности ……………….20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
CОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………..27
2.1 Объекты права муниципальной собственности ……………….27
2.2 Субъекты права муниципальной собственности …………...….29
2.3 Специфика гражданской правосубъектности муниципальных
органов ……………………………………………………………33
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ………...36
3.1 Осуществление права муниципальной собственности ………...36
3.2 Финансово-правовое регулирование отношений
собственности …………………………………………………….47
3.3 Основания возникновения и особенности прекращения права
муниципальной собственности ……………………………….…54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….………..69

Файлы: 1 файл

Диплом Право муниципальной собственности.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

Как видно из данной статьи, муниципальные образования и муниципальные организации лишены возможности самостоятельно, используя средства местного бюджета осуществлять предпринимательскую деятельность.

Среди отношений в сфере рыночной экономики используются товарно-денежные (имущественные) отношения.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ в состав муниципальной собственности включаются и средства местного бюджета, не закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Несмотря на то, что по Гражданскому кодексу РФ средства местного бюджета относятся к муниципальному имуществу, он, к сожалению, не дает определения такого вида имущества. На сегодняшний день получается, что средства местного бюджета регулируются несколькими законодательными актами, между которыми зачастую наблюдается противоречие. С одной стороны, данный вид имущества регулируется как имущество (ГК РФ), с другой - как местный бюджет (Бюджетный кодекс РФ). По-разному этот вид имущества регулируется другими нормами российского законодательства, законом о местном самоуправлении, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Помимо всех прав, которыми наделяется право собственности, средства местного бюджета невозможно приватизировать. Они не подлежат передаче в оперативное управление и не могут быть использованы на праве хозяйственного ведения. К средствам местного бюджета, как к особому виду муниципального имущества, не может применяться приобретательная давность.

В то же время в соответствии с пунктом 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. О населении как о собственнике в ГК РФ ничего не сказано. Если речь идет об органе местного самоуправления, подразумевая муниципальные организации, как о собственнике, то в каких пределах определяются их права как собственника? Ни в предыдущих законодательных актах, ни в ГК РФ пробел так и не был восполнен.

Необходимо в законодательном порядке закрепить полномочия населения - собственника муниципального имущества: в каких случаях население может выступать в гражданско-правовых сделках непосредственно, а в каких опосредует свое право через представительный орган, а также полномочия органов местного самоуправления.

До сих пор не определены объекты муниципальной собственности, такие как земля, природные и водные объекты, которые могли бы приносить прибыль муниципальным организациям в осуществлении своей деятельности.

Эти противоречия необходимо устранить, приняв закон о муниципальной собственности.

Отсутствие закона о муниципальной собственности не позволяет муниципальным организациям в полном объеме заниматься предпринимательской деятельностью.

Чтобы ликвидировать пробелы в законодательном порядке, надо определить правовое положение объектов, которые входят в состав муниципальной собственности, прописать их правовое регулирование.

В законодательстве четко не определено, кто же является собственником муниципального имущества, в каких пределах устанавливаются его права и на какое конкретное имущество. В связи с этим муниципалитеты в решении вопросов о приватизации своего имущества могут оказаться в правовом вакууме, что приведет к бесконтрольности по отчуждению муниципального имущества.

Для осуществления своей экономической деятельности муниципальные организации выступают в гражданском обороте, в регулировании этих отношений особое место занимают договорные отношения.

В соответствии со статьей 124 ГК РФ муниципалитеты как публичные образования приобретают гражданские права и обязанности в соответствии с гражданским законодательством и именуются субъектами таких правоотношений. В то же время в статье 125 ГК РФ не определен порядок участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях; эти права переданы муниципальным организациям, которые могут выступать от имени муниципальных образований, в связи с чем возникают некоторые проблемы в правоспособности быть участником гражданских правоотношений.

Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между ее субъектами.

Органы местного самоуправления могут выступать самостоятельно в договорных отношениях, если обладают обособленным имуществом, не входящим в муниципальную собственность. Самостоятельны и муниципальные предприятия, которым муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. В другом случае они могут действовать только по поручению.

Гражданская правоспособность муниципального образования и его органов наступает в соответствии со статьями 49, 51 ГК РФ, так же как и правоспособность юридического лица.

Мы уже высказывались о том, что нельзя признавать муниципальные образования правоспособными (имеется в виду правоспособность юридических лиц), так как муниципальные организации являются публично правовыми образованиями и их правоспособность не может быть тождественна правоспособности различных юридических лиц.

Важным моментом является и то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а, в конечном счете — на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Особенно остро эта задача встает в период экономических кризисов, а также в условиях дефицита местного бюджета.

Практика управления муниципальной собственностью в развитых странах показывает, что к категории доходных видов собственности обычно относится земля, отдельные виды муниципальных предприятий и недвижимости, муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения, муниципальные ценные бумаги (облигации).[65]

В Российской Федерации положение выглядит несколько иначе. В основном из-за социальных проблем, доставшихся нам в наследство от централизованной системы. Перекос настолько велик, что традиционно доходные во всем мире водопровод, теплоснабжение, сдача жилья внаем в России являются убыточными.

Однако у нас нет другого пути, кроме как переходить на цивилизованные формы управления муниципальным хозяйством.

Именно поэтому процесс гражданского нормотворчества далеко не завершен, не говоря уже о том, что он бесконечен, так как право динамично развивается сообразно новым экономическим, социальным, научно-техническим явлениям в жизни общества и человечества в целом есть у каждого муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.       Европейская Хартия местного самоуправления. Страсбург. 15.10.85, ратиф. ФЗ от 11.04.98 № 55-ФЗ // СЗ РФ. 1998, № 15, ст.1695.

2.       Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, 2009, № 7.

3.       Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. – 2008. - № 1 (ч.1).

4.       Водный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ).

5.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 08.11.2011 г.) // Российская газета, 1994, № 238-239; Российская газета, 2011, № 278С.

6.       Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. От 13.05.2008) // СЗ РФ.- 2008.- № 24.

7.       Лесной кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ).

8.       Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ №О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

9.       Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

10.   Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. 13.05.2008) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ.- 2008.- № 30.

11.   Федеральный закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

12.   Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2008.- № 36.

13.   Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

14.   Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.11.2006 № 669, от 24.04.2008 № 301, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 15.06.2010 № 438, от 28.01.2011 № 39, от 24.03.2011 № 210, от 26.12.2011 № 1147, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.03.2005 № 127);

15.   Постановление Конституционного суда РФ от 04 апреля 2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // СЗ РФ. 2009. № 16. Ст. 1909.

16.   Постановление ВС РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, Краев, Областей, Автономной области, Автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». «Ведомости СНД и ВС РСФСР» 1992, № 3.

17.   Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2010г. № 2625/10. // Вестник ВАС РФ.2010. № 2.

18.   Постановление Свердловской области от 27.12.2002 № 61-ОЗ «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 2.

19.   Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23.03.2001 № 6 «Об утверждении правил осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг» // Интернет-ресурс http://broker.ru.

20.   Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 2007 г. № 13) // Вестник ВАС РФ, 2007, № 7, с. 91-103.

 

Специальная литература.

1.       Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права // Законность. 2011. № 2.

2.       Бондарь Н.С. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. – Ростов-на-Дону.: Издательство РГУ, 2008. № 1-2.- С. 119.

3.       Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.: Статут, 2008. - С. 248.

4.       Власова М.В. Право собственности в России: Возникновение, юридическое содержание, пути развития.- М.: МЗ-ПРЕСС, 2007.- 470 с.

5.       Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М.: Госюриздат, 1961.- 320 с.

6.       Головизин А.М. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления). – М., Юристъ. 2010. – 315 с.

7.       Гордон А. Представительство в гражданском праве. СПб., 1879.- С.34.

8.       Дозорцев В.В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Тория. Практика.: Сб. памяти С.А.Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008.- 360 с.

9.       Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций.- Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2010. – 448 с.

10.   Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права.- 2007.- №9.

11.   Каменецкий В.А., Патрикеев В.Л. Собственность в ХХI столетии.- М., 2008.- 415 с.

12.   Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций.- М.: Пресс, 2007.-234 с.

13.   Комаров Б.К. Договор комиссии по советскому праву. М., 1961.- С.44.

14.   Комягин Д.Л. О понятии бюджетных средств // Финансы. 2010. № 10. -С. 17-19.

15.   Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб.: Издательство Н.И.Солдатенкова, 1909, 410 с.

16.   Краснов М.А. Введение в муниципальное право.- М., 2008. – 218 с.

17.   Кряжков В.А. Публичный интерес: понятие, виды, защита // Государство и право.- 2008.- № 10.- С. 97.

18.   Куликов В.В. Реформа местного самоуправления в России теория и реальность // Государство и право – 2008 - № 11.- С.14-16.

19.   Кухтин П.В., Левов А.А., Мирзалиев М.Н., Ряховская А.Н., Широков А.Н. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами. М.: 2008. – 430 с.

20.   Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью. // Муниципальная власть. 2009. № 5.

21.   Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы.- М., 2009.- 200 с.

22.   Матеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юристъ, 2009.- 460 с.

23.   Местное самоуправление в России: теория и практика // Государство и право.- 2009. - № 6. – С. 46.

Информация о работе Право муниципальной собственности