Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:11, дипломная работа
Целями настоящего дипломного исследования является изучение и анализ вопросов, связанных с функционированием такой организационно-правовой формы собственности, как муниципальная.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в области права муниципальной собственности.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
исторический анализ возникновения и развития права муниципальной собственности;
изучение и анализ современного Российского законодательства о праве муниципальной собственности;
рассмотрение объектов и субъектов права муниципальной собственности;
рассмотрение вопросов осуществления права муниципальной собственности;
порядок возникновения и особенности прекращения права муниципальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ …………………………………………..….6
1.1 История развития права муниципальной собственности …..….6
1.2 Понятие права муниципальной собственности ……………….17
1.3 Формирование муниципальной собственности ……………….20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
CОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………..27
2.1 Объекты права муниципальной собственности ……………….27
2.2 Субъекты права муниципальной собственности …………...….29
2.3 Специфика гражданской правосубъектности муниципальных
органов ……………………………………………………………33
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ………...36
3.1 Осуществление права муниципальной собственности ………...36
3.2 Финансово-правовое регулирование отношений
собственности …………………………………………………….47
3.3 Основания возникновения и особенности прекращения права
муниципальной собственности ……………………………….…54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….………..69
Содержание субъективного права собственности, в том числе и муниципальной, традиционно описывается в гражданском праве с помощью триады правомочий – владения, пользования и распоряжения. Об этом говорится и в Конституции (ст.130), и в Гражданском кодексе РФ (ст. 209), и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (ст. 29). Первенство введения этой триады в научный оборот и российское законодательство приписывается М.М. Сперанскому, хотя перечисленные права являются традиционной юридической конструкцией права собственности еще со времен Древнего Рима.
Владение - это основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность иметь то или иное имущество у себя в хозяйстве.
Пользование - основанная на законе, иначе говоря, юридически обеспеченная и гарантированная возможность использования данного конкретного имущества путем извлечения в процессе его использования заключенных в нем полезных качеств, иначе говоря, возможность осуществлять потребление данного имущества.
Распоряжение - основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная и гарантированная возможность определять судьбу имущества, выражающаяся в четырех формах:
1) путем изменения принадлежности имущества;
2) путем изменения состояния имущества;
3) путем изменения назначения имущества;
4) путем передачи имущества в доверительное управление другому лицу.
В теории выделяется и более обширный перечень правомочий собственника. Наиболее широкое распространение получила классификация прав собственности, предложенная английским юристом А. Оноре и состоящая из 11 элементов:
1) право владения;
2) право пользования;
3) право управления;
4) право на доход;
5) право на капитальную стоимость, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы собственности (отчуждение, потребление, проматывание, изменение, уничтожение);
6) право на безопасность, т.е. защиту от экспроприации;
7) право на завещание или наследование;
8) бессрочность;
9) запрещение вредного использования;
10) ответственность в виду взыскания;
11) остаточный характер, т.е. возможность изъятия в уплату долга.[15]
Существует значительное число оснований классификации права собственности. Однако меня более всего интересует то, которое лежит в основе конституционной нормы. Часть 2 ст. 8 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Аналогичной позиции придерживается и Гражданский кодекс России. В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (классификация по субъекту права собственности).
Такая категория, как муниципальная собственность, давно известна нашему гражданскому праву. Российский закон не считает муниципальную собственность разновидностью государственной. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В нее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.[16]
Само понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 года. Формирование же муниципальной собственности началось еще до новой Конституции РФ с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».
Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях Российской Федерации, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании.
Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существования отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.
1.3 Формирование муниципальной собственности
Отсутствие единых критериев, дающих основания для перемещения объектов из одного фонда в другой, максимально четкого разграничения компетенции полномочных органов и должностных лиц, унифицированных процедур принятия решений и исполнения их передающей и принимающей сторонами, распределения возникающих расходов в результате состоявшейся передачи - все это осложняет решение многих важных, как в теоретическом, так и в практическом отношении вопросов управления муниципальной собственностью.
На федеральном уровне главным образом осуществляется решение вопросов разграничения государственной собственности, передачи отдельного федерального имущества регионам, а также разграничения собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.
Законодательство субъектов Федерации регулирует вопросы передачи объектов региональной собственности в муниципальную, если органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями. В этом случае объекты региональной собственности передаются в муниципальную собственность либо только в пользование. При передаче отдельных полномочий на основании договора между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления объекты региональной собственности передаются в муниципальную на основании и в порядке, установленном региональным законодательством.
Условия договора о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления в части, касающейся объектов региональной собственности, вступают в силу с момента внесения изменений в реестр региональной собственности.
Прежде чем непосредственно обратиться к способам формирования муниципальной собственности, рассмотрю общепринятые в юридической теории основания и способы приобретения права собственности.
Правоотношение собственности, как и всякое другое, возникает на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований для возникновения права собственности.
Основания приобретения права собственности классифицируются на общегражданские и специальные способы возникновения права собственности. Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации посвящена основаниям приобретения этого права, однако она не содержит исчерпывающего перечня оснований и полной их классификации.[17]
Со времен Римского права все способы возникновения права собственности принято делить на первоначальные и производные. К первоначальным способам возникновения права собственности относят случаи, когда право собственности устанавливается впервые либо помимо воли прежнего собственника.[18] К производным – случаи возникновения права собственности у приобретателя по воле предшествующего собственника и с согласия самого приобретателя. Смысл и практическое значение этой классификации выражается известным римским принципом: «Никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам».[19]
Так, реквизиция, конфискация, национализация могут служить основанием для возникновения только государственной собственности, а сбор налогов и пошлин – также и муниципальной собственности, ибо для всех других собственников они являются способами прекращения их права на соответствующее имущество.[20]
Право муниципальной формы собственности, закрепленной в статье 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодательных и иных правовых актов.
Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путем заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.
Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъектов РФ. В качестве примера можно привести Закон Московской области от 27 декабря 2006 г. № 10/204-П «О собственности Московской области».
В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:
1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
2) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
5) при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;
6) при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В качестве примера иного основания можно привести в пример статью 225 ГК РФ, регулирующую правовые отношения, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные вещи. Пункт 3 этой статьи определяет особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, правомочного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.[21]
При этом установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
В развитии федеральных законодательных актов и законодательных актов субъектов РФ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое
Еще одной проблемой, нуждающейся и разрешении и урегулировании, является разграничение права муниципальной собственности «по горизонтали». Здесь речь идет, во-первых, о праве собственности субъекта Федерации на объекты, располагающиеся на территории другого субъекта Федерации и соответственно на территории его муниципального образования, совершенно очевидно, что субъект Федерации по отношению к муниципальному образованию не может быть в полном объеме (за исключением гражданско-правовой составляющей) преемником Российской Федерации, в чьей собственности находился этот объект. Налоговые и иные имущественные отношения, возникающие при этом, нуждаются в особом урегулировании; во-вторых, о праве муниципальной собственности на объекты, находящиеся на территории других муниципальных образований (как в пределах одного субъекта Федерации, так и на территориях разных субъектов Федерации) в-третьих, о праве общей собственности муниципального образования с другими лицами (Российской Федерацией, субъектом Федерации, гражданами и юридическими лицами). Действующее законодательство сегодня указывает нам только направление развития, закрепляя нормы самого общего характера. Для «муниципальных анклавов» (объектов, расположенных на территории других муниципальных образований) федеральное законодательство предусматривает возможность разграничения доходов муниципальных бюджетов на уровне закона субъекта Федерации.[22] В отношении же общей собственности муниципальных образовании мы найдем в ГК РФ нормы, предназначенные в полной мере к отношениям с частными собственниками (гражданами и юридическими лицами), но недостаточные для урегулирования имущественных взаимоотношений с Российской Федерацией и субъектами Федерации.
Бесспорно, в формировании муниципальной собственности, а в более широком смысле и вообще материально-финансовой основы деятельности муниципальных образований ведущую роль играет государство. Не будет преувеличением сказать, что на начальном этапе именно государство предоставило возможность муниципальным образованиям сформировать фонд муниципальной собственности, определив законодательно перечень объектов, подлежащих закреплению в муниципальной собственности. Реальный состав фонда муниципальной собственности в дальнейшем изменялся и продолжает изменяться в результате передачи в муниципальную собственность объектов собственности государственной. Бюджет муниципального образования напрямую зависит от бюджета субъекта Федерации.