Понятие и значение договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Большая часть договоров порождает последствия имущественного характера (договор купли – продажи, дарения). Но часть из них порождает обязательства неимущественного характера (учредительные договоры о создании товариществ, организационные договоры о перевозках, предварительные договоры на заключения договоров в будущем на условиях данного договора).

Файлы: 1 файл

Фондовые лекции.docx

— 240.48 Кб (Скачать)

Основаниями прекращения договора поставки являются:

• ненадлежащее исполнение договора;

• соглашение сторон о расторжении договора;

• односторонний отказ от исполнения договора в случае существенного нарушения договора другой стороной (ст. 523 ГК).

Основаниями для одностороннего отказа от исполнения договора поставки являются:

• нарушения, допущенные поставщиком;

• поставка товаров с недостатками, не устранимыми в приемлемый для покупателя срок (п. 2 ст. 523 ГК);

• неоднократное нарушение сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК);

• поставка недоброкачественного или некомплектного товара (п. 1 ст. 518, ст. 519, п. 2 ст. 480 ГК).

  1. Поставка товаров для государственных нужд

Поставка  товаров для государственных  нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка  товаров, необходимых государству, в частности необходимых для  обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор  статьями ГК РФ (ст. 525-538), посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами:

• Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540; 1997. № 12. Ст. 1381;

• Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 3;

• Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

Иерархия  перечисленных актов установлена  в п. 2 ст. 525 ГК РФ, из нее следует, что общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено  иное.

Срок выполнения действий по заключению договора ограничен  законом: он определен либо в 30 дней, либо в 20 (п. 24 ст. 528, п. 1, 2, 4 ст. 529, п. 2 ст. 530 ГК).

Цена товара — рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных  средств и внебюджетных источников РФ.

Особенности договора поставки для государственных  нужд состоят в том, что участниками  этого типа договора являются три  лица:

1) заказчик (в его роли выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);

2) поставщик (в этой роли выступают предприниматели);

3) получатель товара (покупатель).

Предметом вышеназванного договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского  производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных  программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется  этот договор двумя документами:

1) государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд — договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);

2) договором поставки для государственных нужд — договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.

В процедуре  заключения договора (ст. 528 и 529 ГК) поставки для государственных нужд можно  выделить следующие этапы:

• определение нужд государства в товарах определенного вида;

• выдача заказа на поставку товара заказчику;

• размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);

• заключение госконтракта между поставщиком и государственным заказчиком;

• направление государственным заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;

• заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.

Нарушения, допущенные покупателем:

• невыборка товаров покупателем в обусловленный срок (п. 2 ст. 515 ГК);

• непредставление покупателем отгрузочной накладной (п. 3 ст. 509 ГК);

• неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем (п. 3 ст. 523 ГК).

Особенности ответственности сторон по договору поставки:

• основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;

• ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 ГК РФ;

• формы ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 15 ГК); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (п. 4 ст. 487, 395 ГК): отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Предусматривается повышенная ответственность сторон по договору:

• заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (ст. 533 ГК);

• поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения госконтракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы), а также уплатить 50% стоимости недопоставленного им товара помимо уплаты неустойки и такую же сумму за просрочку поставки товара (п. 3 ст. 5 Федерального закона «О поставке продукции для федеральных государственных нужд»), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров (п. 5 ст. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве»).

Особенности содержания договора:

• заказчик не может отказаться от заключения госконтракта с поставщиком, когда поставщик принял заказ (п. 2 ст. 527 ГК);

• заказчик должен возместить убытки, возникшие у поставщика в ходе исполнения им договора, причем в 30дневный срок (п. 4 ст. 527 ГК);

• поставщик обязан передавать товар либо заказчику, либо покупателю (ст. 526 ГК);

• покупатель должен платить за поставленный товар в случаях, когда товар поступает непосредственно ему, при этом заказчик является поручителем и несет с покупателем солидарную ответственность по договору (ст. 534 ГК), а в случае, если товар поступает заказчику, оплачивать его должен последний.

 

Тема 4 ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ

1. Понятие, виды, характеристика  договора контрактации. Особенности  правового регулирования

Договор контрактации — договор, по которому производитель  сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную  им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять  и оплатить ее (ст. 535 ГК).

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции  одним собственником другому.

Характеристика  договора контрактации: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Разновидностью  данного договора является поставка сельскохозяйственной продукции для  государственных нужд.

Особенностью  данного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: договора купли-продажи  и договора поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает  сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок  их применения.

Правовые  нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности: нормы о контрактации (ст. 535538 ГК); нормы о поставке (ст. 506524 ГК); нормы  о куплепродаже (ст. 454—491 ГК).

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд: нормы о контрактации (ст. 535—538 ГК); нормы, содержащиеся в специальном  законе (Законе РФ «О закупках и поставках  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд» от 2 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303); нормы ГК РФ о поставках  товара для государственных нужд (ст. 525—534 ГК); специальные законы о  поставках для государственных  нужд (Закон РФ «О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд», Закон РФ «О государственном  материальном резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях договора купли-продажи .

Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют.

2. Элементы и содержание договора  контрактации. Ответственность сторон

Стороны в  договоре контрактации: продавец (производитель  продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельскохозяйственную продукцию, а заготовителем — предприниматель (например, торговая организация, завод) или государственный орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

Предметом договора контрактации могут быть вещи трех видов:

• непереработанная продукция (зерно);

• сырье (молоко).

Эти вещи представляют собой продукцию, произведенную  в сельскохозяйственной отрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро или зоотехники.

Продукция эта  определяется родовыми признаками. Она  имеет две особенности:

• зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);

• в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:

1) последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК);

2) помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Законом РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Предмет этого  договора так же, как и предмет  договора поставки, не предназначен для  личного, семейного, домашнего, т.е. бытового, использования.

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи . Условие о цене не относится  к числу существенных условий  договора.

Срок договора так же, как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.

Форма договора должна быть только письменной. Порядок  заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК).

Обязанности продавца (ст. 537 ГК) — произвести продукцию  и передать заготовителю в согласованном  количестве и ассортименте, предусмотренном  договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя:

• принять сельскохозяйственную продукцию по месту се нахождения и обеспечить вывоз (п. 1 ст. 536 ГК);

• принять сельскохозяйственную продукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором (п. 3 ст. 537 ГК);

• оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой);

• возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции по цене, обусловленной договором (п. 3 ст. 536 ГК).

Особенности ответственности сторон договора контрактации:

• производитель и заготовитель — государственный орган, не исполнившие договор совсем либо исполнившие его ненадлежашим образом, освобождаются от гражданско-правовой ответственности, если докажут свою невиновность (ст. 538 ГК);

• заготовитель-предприниматель отвечает и при отсутствии вины, его освобождает от гражданско-правовой ответственности лишь наличие непреодолимой силы в процессе исполнения договора (п. Зет. 401 ГК).

  1. Отличие договора контрактации от договора поставки

Договор контрактации по ряду признаков похож на договор  поставки. Тем не менее он выделен  законодателем в самостоятельный  вид договора, являющийся разновидностью договора купли-продажи .

Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим  признакам:

• специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;

• субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;

• особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;

• на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;

• особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. Зет. 401 ГК);

• законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

 

 

 

Тема 5 ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

1. Понятие, виды, характеристика  договора энергоснабжения

Договор энергоснабжения  — договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется  подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абонентупотребителю), которая обязуется  оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (ст. 539 ГК).

Этот договор  является правовой формой, оформляющей  отношения, связанные с потреблением энергии, и считается разновидностью договора купли-продажи .

Информация о работе Понятие и значение договора