Планирование и управление деловой карьерой в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование такого вопроса как управление карьерой на государственной и муниципальной службе.
В данной работе рассматриваются следующие важнейшие задачи:
деловая карьера, ее этапы и модели
государственная служба России
управление карьерой на государственной и муниципальной службе

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Деловая карьера, ее этапы и модели 5
1.1. Планирование деловой карьеры 5
1.2. Модели карьерного роста 8
Глава 2. Государственная служба России 11
2.1. Компетентность в госслужбе 11
2.2. Способы продвижения по службе 13
2.3. Законодательная реформа госслужбы 15
Глава 3. Управление карьерой на государственной и муниципальной службе 18
3.1. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы 18
3.2. Особенности правового статуса государственных и муниципальных служащих 20
3.3. Права и обязанности служащих 24
3.4. Общее и особенное на государственной и муниципальной службах 30
Глава 4. Примеры мотивации карьеры в организации 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Планирование и управление деловой карьерой в организации.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Представляется, что для статуса муниципальных служащих подоб­ная структуризация не характерна. То, что в ста­тусе государственного служащего понимается как особенное и специальное, в статусе муници­пального служащего объединяется отчасти об­щими нормами, а отчасти индивидуальными. Ви­довая специфика, присущая государственной службе, чем и определяется особенный статус го­сударственных служащих, отсутствует в системе муниципальной службы, а значит, и нет достаточ­ных оснований для выделения особенного статуса муниципальных служащих. Нормы, характеризу­ющие специальный статус государственных слу­жащих, для муниципальных служащих сосредото­чены преимущественно на индивидуальном уров­не. В связи с этим, на наш взгляд, будет продуктивно анализировать общее и особенное в статусе и государственных, и муниципальных слу­жащих.[20, c. 316]

Таким образом, нормы, составляющие основу правового статуса и государственных, и муници­пальных служащих, дифференцируются на об­щие и особенные. Общими считаются те из них, которые свойственны всем государственным и муниципальным служащим, независимо от кате­горий и групп занимаемых ими должностей.

 

3.3.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖАЩИХ

 

Пол­ный же объем прав и обязанностей индивидуален по каждой должности в зависимости от функций и задач соответствующих органов власти, где уч­реждена та или иная должность государственной либо муниципальной службы, а также обусловлен определенной компетенцией и полно­мочиями, присущими данному органу. Для реали­зации специальных полномочий государствен­ным и муниципальным служащим законодатель­ством могут предоставляться особые права и обязанности, которые, как правило, конкретизи­руются в типовых и индивидуальных инструкци­ях, регламентах, положениях. Именно на этом уровне отражаются статусные особенности госу­дарственных и муниципальных служащих. По своей сути правовой статус государственного и муниципального служащих - это определенная нормами права совокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограни­чений, ответственности, выражающая установ­ленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполня­ющих должностные обязанности в области государственно- либо муниципально-служебных от­ношений. С изменением характера этих отноше­ний меняется и правовой статус государственного или муниципального служащего (например, по­вышение, понижение в должности, временное ис­полнение обязанностей и т.п.).

Из перечня общих прав, предоставленных го­сударственным и муниципальным служащим фе­деральным законодательством, их правовой ста­тус определяют лишь те, которые дают им воз­можность              полноценно              осуществлять должностные обязанности.

К таким общеслужеб­ным правам по ФЗ "Об основах ГС РФ" относятся: право на ознакомление с документами, уста­навливающими права и обязанности государст­венного служащего по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия про­движения по службе, а также право на организа­ционно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 9); право на получение в установленном поряд­ке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 9); право на посещение в установленном по­ рядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций незави­симо от форм собственности (п. 3 ч. 1 ст. 9); право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п. 4 ч. 1 ст. 9); право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции (п. 12 ч. 1 ст. 9). [22, c.51]

Все остальные права (п. 5-11 ч. 1 ст. 9) относятся к личным субъективным правам гражданина, замещающего го­сударственную должность государственной служ­бы, а потому их следует исключить из структуры нормативных положений, определяющих общий правовой статус и должностные полномочия го­сударственных служащих. Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнени­ем о том, что личные права государственных слу­жащих "призваны косвенно обеспечивать эффек­тивную деятельность служащего, заинтересовы­вая его в получении премий, в продвижении по служебной лестнице и т.п.".

Такой подход применим и для понимания пра­вового статуса муниципальных служащих. Основ­ная масса региональных законов10 закрепляет право муниципального служащего на ознакомле­ние с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой им муниципальной должности муниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, указывающими также на организаци­онно-технические условия, необходимые для ис­полнения должностных обязанностей.

Российская практика последних лет, как и международный опыт, со всей очевидностью убеждает в недостаточности одного лишь норма­тивного закрепления субъективных прав чинов­ника, особенно таких как право на участие в кон­курсе на замещение вакантной должности, право на продвижение по службе, право на служебные заслуги, на защиту профессиональных и социаль­но-экономических интересов, на честь и достоин­ство и ряд других. Но без должного обеспечения возможности их практического воплощения это пагубно влияет на устойчивость правового поло­жения государственного или муниципального чи­новника. А это, в свою очередь, ослабляет не только сам правовой статус, но и влечет негатив­ные последствия в его служебной дееспособнос­ти. Преодолеть законодательные упущения мож­но только путем разработки и внедрения процес­суально-правовых механизмов реализации материальных установлений прав чиновника.

Права, которыми наделяются государствен­ный и муниципальный служащие, становятся ре­альностью лишь в том случае, если они сопряже­ны с обязанностями. Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще юристы античности. Установление разумного (в смысле необходимой достаточности) баланса в соотношении между правами и обязанностями всегда было важней­шей теоретической проблемой юриспруденции, имеющей существенное прикладное значение для отраслей права и законодательства. Единство прав и обязанностей обусловлено тезисом о вза­имной ответственности управомоченного субъ­екта, который совершает определенные действия и должен в то же время нести за них ответствен­ность.

Существование принципа единства прав и обязанностей теоретико-правовая мысль вырази­ла диалектическим утверждением: "Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав". Меж­ду тем федеральное законодательство не содер­жит перечня прав и обязанностей муниципальных служащих, предоставляя региональному законо­дателю самостоятельно определить их каталог. Нормативный анализ регионального законода­тельства совершенно определенно приводит к выводу о совпадении основных обязанностей, ко­торые возлагаются на государственных и муни­ципальных служащих, а равно и устанавливаемых для них правоограничений, включаемых в общий правовой статус. [19, c.415]

В ряде субъектов Российской Федерации их законы вменяют муниципальным служащим дополнительные обязанности, напри­мер, беречь муниципальную собственность (Рес­публика Карелия, Архангельская, Белгородская, Калининградская, Орловская, Курская области и др.), обеспечивать каждому гражданину возмож­ность ознакомления с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и свободы, возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о дея­тельности органов местного самоуправления, ес­ли иное не предусмотрено законом (Республика Дагестан, Краснодарский край, Амурская, Брян­ская, Вологодская, Кировская, Сахалинская обла­сти и др.), а также обязанность не совершать дей­ствий, подрывающих авторитет муниципальной службы (Свердловская, Орловская области и др.), заботиться о благе муниципального образования, не противопоставлять интересы муниципального образования государственным интересам субъекта Федерации (Санкт-Петербург).

Правовые ограничения, которые накладыва­ются на государственных и муниципальных слу­жащих, могут быть непосредственно связаны с осуществлением ими службы (по ст. 11 ФЗ "Об основах ГС РФ" и по ст. 11 ФЗ "Об основах МС в РФ"), но могут также возникнуть при определен­ных обстоятельствах (по ч. 3 ст. 21 ФЗ "Об осно­вах ГС РФ" и по региональному законодательству о муниципальной службе). Их правовая природа заключается в том, что они являются юридичес­кими категориями - правами, входящими в статус гражданина, которых он лишается, пока состоит на государственной либо муниципальной службе.

Вследствие этого предоставляемые государст­венным и муниципальным служащим социально-правовые гарантии и соответствующее обеспече­ние имеют компенсационный характер. Наряду с этим ограничения, налагаемые на государствен­ных и муниципальных служащих, преследуют цель обеспечить их высокий моральный облик и свободу действий в пределах должностных полномочий.

Сам характер государственной и муниципаль­ной службы влечет необходимость установления правовых ограничений, в том числе и в сфере тру­довых отношений, складывающихся в процессе прохождения службы, с учетом условий и специ­фики труда государственных и муниципальных служащих. В отношении государственной служ­бы такая позиция была подтверждена Конститу­ционным Судом РФ. [18, c. 257]

Из его определения от 4 де­кабря 1997 г. следует, что "государственные слу­жащие обладают особым правовым статусом в сфере трудовых отношений". Тем самым высшая инстанция конституционной юстиции закрепила правовую позицию, которая исходит из призна­ния различий между "особым трудоправовым статусом госслужащих" и остальных работни­ков. Думается, что в отличие от государствен­ной службы особых видов, какими являются во­енная служба и так называемая специальная служба в правоохранительных органах - внутрен­них дел, безопасности, таможни и некоторых дру­гих, трудоправовой статус государственных граж­данских служащих, а вместе с ними и муниципаль­ных служащих не противоречит их публично-правовой природе. Напротив, дополняет и разви­вает особенно те нормативные элементы, кото­рые не только материально закрепляют, но и процессуально обеспечивают статус государст­венных гражданских и муниципальных служащих в части их прав, социально-правовых гарантий, льгот и т.п.

Федеральным законодательством, законода­тельством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов мест­ного самоуправления государственным и муници­пальным служащим предоставляются специаль­ные гарантии и материальное обеспечение в со­ответствии со ст. 15-20 ФЗ "Об основах ГС РФ" и ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об основах МС в РФ". Предусмот­рены гарантии и при ликвидации, сокращении штата или реорганизации государственного орга­на и органа местного самоуправления и ряд дру гих материально обеспечительных гарантий и до­полнительных социальных льгот. Гарантии и ма­териальное обеспечение государственных и муниципальных служащих следует рассматривать как обязательный атрибут создания необходи­мых условий для исполнения ими своих должност­ных полномочий.

Подобная идея была высказана еще в имперский период российской государст­венности известным юристом Н.М. Коркуновым, который считал, что материальное обеспечение дается чиновникам не за выполняемые ими уп­равленческие услуги, а затем, чтобы они могли их выполнять: это не столько плата, сколько усло­вия их деятельности. В этой связи нормативное закрепление материального обеспечения образу­ет один из элементов правового статуса государ­ственных и муниципальных служащих.

Особенности статуса государственных и муни­ципальных служащих по сравнению с другими служащими и различными категориями работни­ков, чья деятельность всецело регулируется нор­мами трудового законодательства, заключаются в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностей и служебную дисцип­лину. Юридическая ответственность, к которой могут привлекаться государственные и муници­пальные служащие в зависимости от совершен­ных ими проступков, также является неотъемле­мым элементом их правового статуса. [17,c. 403]

Необходи­мо отметить, что юридическая ответственность может вызывать изменение правового статуса правонарушителя, а также повлечь изменения в состоянии его прав и обязанностей. Институт от­ветственности, рассматриваемый через призму правового обеспечения статуса государственных и муниципальных служащих, имеет двойное пред­назначение.

С одной стороны, он является юриди­ческой гарантией охраны реализуемых ими слу­жебных прав, а с другой - важнейшим государст­венно-правовым средством, позволяющим обеспечивать исполнение ими служебных обязан­ностей. В более широком социальном и полити­ко-правовом аспектах юридическая ответствен­ность есть форма охранительной функции права по защите публичных и частных интересов чело­века и гражданина, превалирующих интересов го­сударства и общества, способствующая укрепле­нию конституционного порядка принадлежащей народу власти. [12, c. 301]

Специфика юридической ответственности го­сударственных и муниципальных служащих про­является в том, что за неисполнение или ненадле­жащее исполнение возложенных на них обязан­ностей (должностной проступок) к ним применяются дисциплинарные взыскания, специ­ально предусмотренные законодательством о государственной и муниципальной службах. Для го­сударственных служащих эти взыскания определены ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об основах ГС РФ", а для не муниципальных служащих - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об основах ГС РФ" и законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

 

3.4. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБАХ

 

Результатом проведенного сопоставления норм федерального и регионального законода­тельства, вероятно, станут выводы, которые обобщенно можно сформулировать следующим образом. Общее и особенное в правовом обеспе­чении статуса государственных гражданских и муниципальных служащих проявляется в одних и тех же его сущностных признаках, структурных элементах и социально-правовых характеристи­ках. Государственная гражданская и муниципаль­ная службы имеют единую публично-правовую природу, детерминируемую необходимостью реа­лизации властно-управленческих функций орга­нов государства и самоуправляемых муниципаль­ных образований в интересах общественного раз­вития.

Информация о работе Планирование и управление деловой карьерой в организации