Особенности правового регулирования рекламной деятельности
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:14, реферат
Краткое описание
Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни. Как любое явление рыночной экономики, рекламное дело требует высочайшего профессионализма, который наряду с глубокими знаниями основ профессии требует от тех, кто ею занимается, такта, художественного вкуса и, конечно же, чувства ответственности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ РЕКЛАМА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………..3 1. ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗА-ВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ 1.1. Реклама в телепрограммах и телепередачах…………………………5 1.2. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах……………………...7 1.3. Реклама в периодических печатных изданиях……………………….8 1.4. Реклама в кино – и видеообслуживании……………………………...8 1.5. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи………………….9 1.6. Наружная реклама……………………………………………………...9 1.7. Реклама на транспортных средствах………………………………...18 1.8. Особенности иных способов распространения рекламы…………..19 2. ГЛАВА 2 ЗАКОН О РЕКЛАМЕ В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...32
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1. Реклама в телепрограммах
и телепередачах…………………………5
1.2. Реклама в радиопрограммах
и радиопередачах……………………...7
1.3. Реклама в периодических
печатных изданиях……………………….8
1.4. Реклама в кино –
и видеообслуживании……………………………...8
1.5. Реклама, распространяемая
по сетям электросвязи………………….9
1.6. Наружная реклама……………………………………………………...9
1.7. Реклама на транспортных
средствах………………………………...18
1.8. Особенности
иных способов распространения
рекламы…………..19
2. ГЛАВА
2
ЗАКОН О РЕКЛАМЕ В ЕВРОПЕ
И АМЕРИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...32
Введение
Реклама как объект
правового регулирования
Развитие рыночных отношений
немыслимо без рекламы. Реклама в нашей
стране стала необходимым условием функционирования
предприятий различных форм собственности.
Она затрагивает интересы миллионов людей
и является неотъемлемой частью их жизни.
Как любое явление рыночной экономики,
рекламное дело требует высочайшего профессионализма,
который наряду с глубокими знаниями основ
профессии требует от тех, кто ею занимается,
такта, художественного вкуса и, конечно
же, чувства ответственности. К сожалению,
в нашей рекламе в ряде случаев эти качества
отсутствуют.
Конституция РФ определяет
право граждан на достоверную информацию.
Реализация этого права стала возможна
после принятия закона «О рекламе». Закон
впервые дает определение понятия «реклама»
и обосновывает границы его распространения.
Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие в процессе производства,
размещения и распространения рекламы
на рынках товаров, работ и услуг. При этом
следует отметить, что Закон о рекламе
не распространяется на политическую
рекламу и на объявления физических лиц,
в том числе в средствах массовой информации,
не связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности. Принятый закон «О рекламе»
позволяет на современном этапе управлять
рынком различных средств рекламы, определяет
особенности рекламы отдельных видов
товаров и услуг, устанавливает права
и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя
и рекламораспространителя. Кроме того,
закон служит исходной нормативной базой
для развития законодательства в области
рекламы.
Основными целями закона являются
защита от недобросовестной конкуренции
в области рекламы, предотвращение и пресечение
ненадлежащей рекламы.
Закон предусматривает необходимость
функционирования системы контроля и
саморегулирирования в области рекламной
деятельности, учитывающей интересы всех
участников рекламных коммуникаций.
Важнейшей составляющей системы
контроля рекламной деятельности является
государственное регулирование. Оно достигается
как созданием широкой законодательной
базы, так и формированием системы исполнительных
органов разных уровней, осуществляющих
контроль.
Практическая реализация законодательства
по регулированию рекламной деятельности
возможна только при условии наличия системы
исполнительных органов, непосредственно
занимающихся этими функциями. Законодательство
РФ о рекламе состоит из закона «О рекламе»
и принятых в соответствии с ним иных федеральных
законов. Отношения, возникающие в процессе
производства, размещения и распространения
рекламы, могут регулироваться также указами
Президента РФ нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной
власти, издаваемыми в соответствии с
настоящим законом.
Федеральный закон устанавливает
общие и специальные требования к рекламе.
В частности, статья 5 содержит общие требования
к рекламе. К числу основных общих требований
относятся следующие:
• реклама должна быть распознаваема
без специальных знаний или без применения
технических средств;
• реклама на территории РФ
распространяется на русском языке и,
по усмотрению рекламодателей, дополнительно
на государственных языках республик
и родных языках народов РФ;
• не допускается реклама товаров,
реклама самого рекламодателя, если осуществляемая
им деятельность требует лицензии, но
она не получена, а также реклама товаров,
запрещенных к производству и реализации;
• использование в рекламе
объектов исключительных прав допускается
в порядке, предусмотренном законодательством
РФ;
• реклама не должна побуждать
граждан к насилию, агрессии, возбуждать
панику, а также побуждать к опасным действиям,
способным нанести вред здоровью физических
лиц или угрожающим их безопасности;
• реклама не должна побуждать
к действиям, нарушающим природоохранное
законодательство.
В законе «О рекламе»
правовому регулированию посвящено 5 статей.
В частности, одиннадцатая статья рассматривает
особенности правового регулирования
рекламы в радио- и телепрограммах. Эти
рекламные средства считаются наиболее
эффективными потому, что они являются
массовыми и воздействуют, в основном,
на чувства и разум. Чувственное восприятие
наиболее сильное и запоминающееся. Статья
12 закона «О рекламе» посвящена особенностям
рекламы в периодических печатных изданиях.
Статья 13 закона определяет запрет на
рекламу во время кино - и видеообслуживания.
Особое место в законе «О рекламе» отводится
наружной рекламе. Статья 14 предусматривает,
чтобы наружная реклама не имела сходства
с дорожными знаками и указателями, не
ухудшала их видимость, а также не снижала
бы безопасность движения. Особенности
распространения рекламы на транспортных
средствах и почтовых отправлениях регламентируются
статьей 15 закона «О рекламе». Особенности
рекламы отдельных видов товаров определены
в статье 16. Из всей совокупности товарных
групп, реализуемых на потребительском
рынке России, закон «О рекламе» регламентирует
рекламу только четырех групп товаров
(табак и табачные изделия, алкогольные
напитки, медикаменты и оружие). Однако
эти товары выбраны не случайно, так как
они являются атрибутами нездорового
образа жизни, а одной из главных функций
государства является забота о здоровье
народа и развитии его рациональных потребностей.
Глава 1
Особенности
правового регулирования рекламы в зависимости
от способа ее распространения
Реклама
в телепрограммах и телепередачах
Правовое регулирование рекламы
в телепрограммах и телепередачах направлено,
с одной стороны, на защиту телезрителя
от чрезмерного количества рекламы, а
с другой – на обеспечение интересов телекомпаний,
для которых доходы от рекламы являются
важнейшим условием нормального функционирования.
Действующий Закон о рекламе
сократил общий объем рекламы не телевидении
и ввел правила ее детального регулирования.
В законе выделяются два способа
телерекламы:
1) прерывание телепрограммы
или телепередачи рекламой – остановка
трансляции телепрограммы или телепередачи
для демонстрации рекламы;
2) совмещение рекламы с телепрограммой
способом «бегущей строки» или иным способом
ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы.
Правила, установленные законом,
можно разделить на общие для любых видов
телерекламы, специальные и исключения
из установленных правил.
К общим правилам распространения
рекламы на телевидении можно отнести
следующие:
1) совокупная продолжительность
любой рекламы в телепрограмме не может
превышать 15 процентов времени вещания
в течение часа (норма вступает в силу
с 1 января 2008 г.);
2) не допускается прерывание
рекламой и совмещение с рекламой религиозных
телепередач и любых других телепередач
продолжительностью менее 15 минут, а также
телепередач, транслируемых в соответствии
с Федеральным законом от 3 января 1995 г.
№ 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности
органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации» (далее
– Закон о порядке освещения деятельности
органов государственной власти в государственных
СМИ);
3) не допускается распространение
рекламы в дни траура, объявленные в Российской
Федерации.
Специальные правила установлены
в зависимости от способа распространения
телерекламы и вида передачи, в которой
осуществляется распространение рекламы.
Для рекламы способом прерывания
телепрограммы или телепередачи установлены
следующие правила:
1) прерывание телепередачи или
телепрограммы рекламой должно предваряться
сообщением о последующей трансляции
рекламы, за исключением прерывания спонсорской
рекламой;
2) не допускается прерывать
рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию
агитационных материалов, распространяемых
в телепрограммах и телепередачах в соответствии
с законодательством о выборах и референдуме;
3) при трансляции рекламы уровень
ее звука, а также уровень звука сообщения
о последующей трансляции рекламы не должен
превышать средний уровень звука прерываемой
рекламой телепрограммы или телепередачи.
Для рекламы, распространяемой
способом наложения на кадр транслируемой
телепрограммы, установлены следующие
запреты: реклама не должна занимать более
чем 7 процентов площади кадра и накладываться
на субтитры и надписи разъясняющего характера.
Специальные правила телерекламы
в детских и образовательных передачах
сводятся к установлению объема рекламы
в зависимости от продолжительности телепередачи.
Распространение рекламы допускается
только непосредственно в начале передачи
и перед ее окончанием в определенном
объеме (табл. 1):
Отнесение телепередачи к детской,
образовательной или религиозной определяется,
исходя из тематики передачи и ее целевой
аудитории.
Для трансляции в прямом эфире
или в записи спортивного соревнования
установлены следующие специальные правила
распространения рекламы:
1) трансляция может прерываться
рекламой, в том числе спонсорской, только
в перерывах в ходе спортивных соревнований
или во время их остановок;
2) трансляция спортивного соревнования,
в котором не предусмотрены перерывы или
остановки, может прерываться рекламой
таким образом, чтобы прерывание трансляции
не привело к потере части существенной
информации о спортивном соревновании.
При этом общая продолжительность такой
рекламы не может превышать 20 процентов
фактического времени трансляции спортивного
соревнования.
Для прерывания рекламой иных
телепередач, в том числе художественных
фильмов, действует ограничение: продолжительность
каждого прерывания указанных телепередач
рекламой не должна превышать четыре минуты.
Из перечисленных выше общих
и специальных правил имеются исключения.
1. Разрешается распространение
спонсорской рекламы в начале и перед
окончанием религиозных передач и передач
продолжительностью менее 15 минут общей
продолжительностью до 30 секунд.
2. Все перечисленные правила,
за исключением требования к уровню звука
рекламы, не распространяются на телепрограммы,
которые зарегистрированы в качестве
средств массовой информации, специализирующихся
на сообщениях и материалах рекламного
характера, и транслируются на основании
лицензии на вещание, при условии, что
в таких телепрограммах продолжительность
рекламы составляет 80 процентов и более
времени фактического вещания в течение
суток.
3. Ограничения, установленные
Законом о рекламе в отношении рекламы
отдельных видов товаров, не распространяются
на следующие виды рекламы:
• реклама, размещенная в месте
события, транслируемого в прямом эфире
или в записи, за исключением специально
созданных для трансляции постановок;
• реклама, распространяемая
в телепрограммах, телепередачах по телеканалам,
доступ к которым осуществляется исключительно
на платной основе с применением декодирующих
технических устройств.
4. Все перечисленные правила
не распространяются на размещаемую в
телепрограммах информацию о телепередачах,
транслируемых по соответствующему телеканалу,
логотип телепрограммы и информацию о
данной телепрограмме.
В целом, объем телерекламы
должен значительно сократиться, поскольку
в период действия утратившего силу закона
о рекламе перерывы для рекламы на телеканалах
в часы массового просмотра телепередач
составляли в среднем семь минут и повторялись
через каждые 15 минут. Общий объем рекламы
на телевидении ранее не должен был превышать
20 процентов эфирного времени, однако
в законе не было указано, в соотношении
с каким временным периодом (час, сутки,
неделя, год) следует определять данные
20 процентов. Также в ранее действовавшем
законе были установлены ограничения
на повтор рекламы.
Для реализации правила об уровне
звука трансляции рекламы необходимо
принять специальный нормативный акт
– технический регламент, в котором должны
быть определены параметры соотношения
уровней звука. Также важно определить
методику измерения звука и его сравнительной
оценки, выбрать технические устройства,
измеряющие звук для целей оценки и составления
отчета по результатам измерений.
1.2 Реклама в радиопрограммах
и радиопередачах
Правовое регулирование радиорекламы
во многом совпадает с правовым регулированием
рекламы на телевидении. На радио возможно
распространение рекламы одним способом
– это прерывание радиопрограммы или
радиопередачи рекламой.
Для рекламы на радио установлены
следующие общие требования.
1. Прерывание радиопрограммы
или радиопередачи рекламой должно предваряться
сообщением о последующей трансляции
рекламы, за исключением прерывания передачи
спонсорской рекламой.
2. В радиопрограммах, не зарегистрированных
в качестве средств массовой информации
и специализирующихся на сообщениях и
материалах рекламного характера, продолжительность
рекламы не может превышать 20 процентов
времени вещания в течение суток.
3. Не допускается прерывать
рекламой религиозные радиопередачи и
радиопередачи продолжительностью менее
15 минут. Исключение сделано для спонсорской
рекламы, которая может распространяться
в начале и/или в конце радиопередачи общей
продолжительностью не более 30 секунд.