Особенности правового регулирования рекламной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни. Как любое явление рыночной экономики, рекламное дело требует высочайшего профессионализма, который наряду с глубокими знаниями основ профессии требует от тех, кто ею занимается, такта, художественного вкуса и, конечно же, чувства ответственности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РЕКЛАМА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………..3
1. ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗА-ВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1. Реклама в телепрограммах и телепередачах…………………………5
1.2. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах……………………...7
1.3. Реклама в периодических печатных изданиях……………………….8
1.4. Реклама в кино – и видеообслуживании……………………………...8
1.5. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи………………….9
1.6. Наружная реклама……………………………………………………...9
1.7. Реклама на транспортных средствах………………………………...18
1.8. Особенности иных способов распространения рекламы…………..19
2. ГЛАВА 2
ЗАКОН О РЕКЛАМЕ В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...32

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования рекламной деятельности.docx

— 104.16 Кб (Скачать)

 

 

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

«ИНЖЭКИН МАИ»

Кафедра 506

 

 

 

РЕФЕРАТ:

по дисциплине:

Информационное право

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

Выполнила: студентка группы 50-207Б

Королева В.А.

Проверила: Кацик Д.Е.

 

 

 

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

           РЕКЛАМА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………..3

1. ГЛАВА 1

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.    Реклама в телепрограммах и телепередачах…………………………5

1.2.    Реклама в радиопрограммах и радиопередачах……………………...7

1.3.    Реклама в периодических печатных изданиях……………………….8

1.4.    Реклама в кино – и видеообслуживании……………………………...8

1.5.    Реклама, распространяемая по сетям электросвязи………………….9

1.6.    Наружная реклама……………………………………………………...9

1.7.    Реклама на транспортных средствах………………………………...18

1.8.    Особенности  иных способов распространения  рекламы…………..19

2.       ГЛАВА 2

           ЗАКОН О РЕКЛАМЕ В ЕВРОПЕ  И АМЕРИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реклама как объект правового регулирования

Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни. Как любое явление рыночной экономики, рекламное дело требует высочайшего профессионализма, который наряду с глубокими знаниями основ профессии требует от тех, кто ею занимается, такта, художественного вкуса и, конечно же, чувства ответственности. К сожалению, в нашей рекламе в ряде случаев эти качества отсутствуют. 
   Конституция РФ определяет право граждан на достоверную информацию. Реализация этого права стала возможна после принятия закона «О рекламе». Закон впервые дает определение понятия «реклама» и обосновывает границы его распространения. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг. При этом следует отметить, что Закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу и на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Принятый закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы.

Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.

Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль.

Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возможна только при условии наличия системы исполнительных органов, непосредственно занимающихся этими функциями. Законодательство РФ о рекламе состоит из закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим законом.

Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, статья 5 содержит общие требования к рекламе. К числу основных общих требований относятся следующие:

• реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;

• реклама на территории РФ распространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ;

• не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;

• реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;

• использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

• реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

• реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

  В законе «О рекламе» правовому регулированию посвящено 5 статей. В частности, одиннадцатая статья рассматривает особенности правового регулирования рекламы в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаются наиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, в основном, на чувства и разум. Чувственное восприятие наиболее сильное и запоминающееся. Статья 12 закона «О рекламе» посвящена особенностям рекламы в периодических печатных изданиях. Статья 13 закона определяет запрет на рекламу во время кино - и видеообслуживания. Особое место в законе «О рекламе» отводится наружной рекламе. Статья 14 предусматривает, чтобы наружная реклама не имела сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала бы безопасность движения. Особенности распространения рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях регламентируются статьей 15 закона «О рекламе». Особенности рекламы отдельных видов товаров определены в статье 16. Из всей совокупности товарных групп, реализуемых на потребительском рынке России, закон «О рекламе» регламентирует рекламу только четырех групп товаров (табак и табачные изделия, алкогольные напитки, медикаменты и оружие). Однако эти товары выбраны не случайно, так как они являются атрибутами нездорового образа жизни, а одной из главных функций государства является забота о здоровье народа и развитии его рациональных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения

    1. Реклама в телепрограммах и телепередачах

Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах направлено, с одной стороны, на защиту телезрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой – на обеспечение интересов телекомпаний, для которых доходы от рекламы являются важнейшим условием нормального функционирования.

Действующий Закон о рекламе сократил общий объем рекламы не телевидении и ввел правила ее детального регулирования.

В законе выделяются два способа телерекламы:

1) прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой – остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы;

2) совмещение рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы.

Правила, установленные законом, можно разделить на общие для любых видов телерекламы, специальные и исключения из установленных правил.

К общим правилам распространения рекламы на телевидении можно отнести следующие:

1) совокупная продолжительность любой рекламы в телепрограмме не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа (норма вступает в силу с 1 января 2008 г.);

2) не допускается прерывание рекламой и совмещение с рекламой религиозных телепередач и любых других телепередач продолжительностью менее 15 минут, а также телепередач, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 3 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее – Закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ);

3) не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Специальные правила установлены в зависимости от способа распространения телерекламы и вида передачи, в которой осуществляется распространение рекламы.

Для рекламы способом прерывания телепрограммы или телепередачи установлены следующие правила:

1) прерывание телепередачи или телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;

2) не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдуме;

3) при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

Для рекламы, распространяемой способом наложения на кадр транслируемой телепрограммы, установлены следующие запреты: реклама не должна занимать более чем 7 процентов площади кадра и накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера.

Специальные правила телерекламы в детских и образовательных передачах сводятся к установлению объема рекламы в зависимости от продолжительности телепередачи. Распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и перед ее окончанием в определенном объеме (табл. 1):

 

 

 

 

Таблица 1

Продолжительность и объем рекламы

Продолжительность детской и/или образовательной телепередачи

Объем рекламы в начале и перед окончанием

 передачи

До 15 минут

Реклама не допускается

От 15 до 25 минут

1 минута

От 25 до 40 минут

1,5 минуты

От 40 до 60 минут

2,5 минуты

1 час и более

3 минуты


 

Отнесение телепередачи к детской, образовательной или религиозной определяется, исходя из тематики передачи и ее целевой аудитории.

Для трансляции в прямом эфире или в записи спортивного соревнования установлены следующие специальные правила распространения рекламы:

1) трансляция может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок;

2) трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20 процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Для прерывания рекламой иных телепередач, в том числе художественных фильмов, действует ограничение: продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не должна превышать четыре минуты.

Из перечисленных выше общих и специальных правил имеются исключения.

1. Разрешается распространение спонсорской рекламы в начале и перед окончанием религиозных передач и передач продолжительностью менее 15 минут общей продолжительностью до 30 секунд.

2. Все перечисленные правила, за исключением требования к уровню звука рекламы, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет 80 процентов и более времени фактического вещания в течение суток.

3. Ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, не распространяются на следующие виды рекламы:

• реклама, размещенная в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок;

• реклама, распространяемая в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

4. Все перечисленные правила не распространяются на размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу, логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.

В целом, объем телерекламы должен значительно сократиться, поскольку в период действия утратившего силу закона о рекламе перерывы для рекламы на телеканалах в часы массового просмотра телепередач составляли в среднем семь минут и повторялись через каждые 15 минут. Общий объем рекламы на телевидении ранее не должен был превышать 20 процентов эфирного времени, однако в законе не было указано, в соотношении с каким временным периодом (час, сутки, неделя, год) следует определять данные 20 процентов. Также в ранее действовавшем законе были установлены ограничения на повтор рекламы.

Для реализации правила об уровне звука трансляции рекламы необходимо принять специальный нормативный акт – технический регламент, в котором должны быть определены параметры соотношения уровней звука. Также важно определить методику измерения звука и его сравнительной оценки, выбрать технические устройства, измеряющие звук для целей оценки и составления отчета по результатам измерений.

 

1.2 Реклама в радиопрограммах и радиопередачах

 

Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием рекламы на телевидении. На радио возможно распространение рекламы одним способом – это прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой.

Для рекламы на радио установлены следующие общие требования.

1. Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания передачи спонсорской рекламой.

2. В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20 процентов времени вещания в течение суток.

3. Не допускается прерывать рекламой религиозные радиопередачи и радиопередачи продолжительностью менее 15 минут. Исключение сделано для спонсорской рекламы, которая может распространяться в начале и/или в конце радиопередачи общей продолжительностью не более 30 секунд.

Информация о работе Особенности правового регулирования рекламной деятельности