Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:02, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 5
1.1. Сущность коммерческого банка. 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и сделки. 9
1.4. Ресурсы коммерческого банка. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка. 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков. 14
1.7. Ответственность коммерческих банков. 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций. 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских гарантий. 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.
Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.
Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.
Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:
- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
- ограничение на открытие филиалов и отделений;
- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.
К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.
В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны является:
- установление минимальных резервных требований;
- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);
- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.
Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ;
- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.
Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.
При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка.
До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом.
Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании.
При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором.
В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день.
При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.
Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.
В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.
Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.
Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:
- межгосударственный контроль;
- государственный контроль;
- аудиторский контроль;
- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).
Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:
- внутриведомственный контроль;
- межведомственный контроль;
- региональный контроль;
-
вневедомственный контроль.
Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:
-Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе;
-Министерством
финансов России и его региональными учреждениями.
Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:
- проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;
- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка;
- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;
-
проверку фискальной и социальной
защиты работников банка.
В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля:
- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган;
- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;
- определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов;
- в самом
общем виде разрабатываются порядок и
периодичность предоставления
различных форм отчетности, причем
конкретное содержание этих форм не фиксируется.
Информация о работе Организация и деятельность коммерческих банков