Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

Автор: Юлия *, 26 Сентября 2010 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Самолеты - самый популярный вид транспорта в мире. Т.к., авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния. Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.
Основным нормативным актом в воздушном российском праве служит Воздушный кодекс Российской Федерации утвержденный 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации в соответствии с кодексом направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Воздушное законодательство РФ регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, связанные с деятельностью в области авиации на территории РФ. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс Российской Федерации регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа осуществляется актами более низкого уровня- Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти акты не противоречат Воздушному Кодексу, развивают те положения, которые либо не получили достаточно четкого и полного урегулирования в Кодексе, либо не должны регулироваться Кодексом. К таким документам относятся Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 1995 г. № 496 «О финансово-промышленной группе «Российский авиационный консорциум», Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения», Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. № 825 «О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и многие другие.

Файлы: 1 файл

Курсовая транспортное право.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

    Главным достижением Конвенции является установление одинаковых принципов  подхода к вопросу об ответственности авиаперевозчика.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская  конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999 г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией  по выплатам пострадавшим в  авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135 000 $ США каждому пострадавшему даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров.

  К моменту  вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство (Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония). Официально Россия не присоединилась к новому документу, поэтому в нашей стране при реализации международных авиаперевозок пока действует Варшавская конвенция.

Тем не менее некоторые перевозчики, особенно частные, уже начали увеличивать свои расходные статьи в соответствии с новыми веяниями международных стандартов. Естественно, что позволить себе это в состоянии только стабильные и крупные авиакомпании, которые могут предоставлять большие гарантии и страхующие самолеты на суммы 750 млн 1 млрд $ США (за такие деньги возмещение может быть более чем достаточным). Остальные компании будут ждать правительственных решений.

    Многие  эксперты полагают, что присоединение  России к конвенции дело времени. Затягивание данного процесса будет способствовать потере позиций отечественных авиакомпаний на международном рынке. Российские граждане могут переметнуться к иностранным перевозчикам, которые за неприятности на борту заплатят приличные деньги. Кроме того, поскольку международные полеты требуют соблюдения принятых международных нормативов, авиационные администрации стран, подписавших конвенцию, имеют право не пускать на свою территорию самолеты из государств, не подписавших пока еще данный документ. Аналогичные события имели место в ситуации, связанной с ограничением по шумам: страны, принявшие международные стандарты, ограничивающие полеты шумных самолетов, показали, что не намерены вникать в экономическое положение России, и уж тем более под него подстраиваться.

      Следует отметить, что только шестая часть  из 187 государств-членов ICAO к моменту  вступления в силу Монреальской конвенции  ратифицировала ее, поэтому Россия в принципе не оказалась в одиночестве. Новые правила не будут действовать также и на территории большинства европейских стран до ратификации данного документа их правительствами, поскольку принятие конвенции является исключительно прерогативой правительства той или иной страны.

      Другим  важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944 г. Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

    - пролетать  над его территорией без посадки; 
    - приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.); 
    - выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно; 
    - брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно; 
    - брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

    Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны участницы Соглашения.

    Несмотря  на то что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению  международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они  создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами и развитию туризма.

      Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944 г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944 г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952 г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Межправительственные  соглашения о воздушном сообщении  строятся на односторонней или многосторонней основе, определяют и содержат:

  1. Основные условия, принципы организации и выполнения полетов между государствами.
  2. Соблюдение равенства и взаимности сторон в установлении наиболее приемлемых условий для навигации, обеспечения аэродромами, техническими средствами, метеорологической информацией и так далее.
  3. Коммерческие права.
  4. Право на транзитные полеты в третьи страны.
  5. Требования соблюдения законов и правил данного государства, освобождение от таможенных пошлин отдельных видов продуктов (топливо, ликеро - водочные изделия и продукты питания для обслуживания экипажей и пассажиров).
  6. Право на открытие представительств на территории другого государства.

      Соглашения  могут быть на полеты двух видов: регулярные (обычные): полеты по расписанию и дополнительные рейсы. нерегулярные (эпизодические): не коммерческие, специальные, технические, чартерные 
     
     
     

      2.Международные  авиационные организации.

      Для регулирования деятельности в мировом  воздушном пространстве были созданы  несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения.

Основными целями этих организаций и предприятий  являются:

  • обеспечение безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации,
  • поощрение конструирования и эксплуатации воздушных средств,
  • поощрение развития воздушных трасс, авиа портов и т. п.,
  • удовлетворение пассажиров в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте,
  • предотвращение неразумных потерь в экономике,
  • обеспечение уважения прав договаривающихся сторон,
  • безопасность перелетов в международной авиа навигации
  • содействие в развитии авиа навигации.

        К наиболее значимым организациям  относятся Международная организация  гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

      ICAO была образована в 1944 г. в  Чикаго как межправительственная  организация, членами которой  в настоящее время являются 187 стран мира. Россия как правопреемница СССР, вступившего в ICAO в 1979 г., также является членом этого объединения. В круг основных вопросов, рассматриваемых ICAO, входят:

    - разработка  унифицированных правил навигационных  систем для самолетов; 
    - координация деятельности летных служб, безопасность воздушного пространства, в том числе выдача лицензий на регулярные перевозки; 
    -техническая помощь странам участникам организации и т.п.

    В сентябре октябре 2001 г. в Монреале (штаб-квартире ICAO) состоялась очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004 г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов; 2) создать Международный механизм финансирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества ICAO; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение.

    В области  экологической безопасности Ассамблея одобрила решение Совета ICAO принять новый, более жесткий, стандарт для снижения шума. Этот стандарт будет введен в действие 1 января 2006 г. в отношении вновь конструируемых воздушных судов.

    В вопросах аэронавигации была достигнута договоренность о введении с 1 февраля 2002 г. новой структуры авиамаршрутов через Северный Полюс, что позволяет существенно сократить дальность полетов, связывающих Европу и Северную Америку с Центральной и Юго-Восточной Азией; снизить полетное время; составить более удобное расписание полетов; снизить экологический ущерб окружающей среде и принести экономическую выгоду пассажирам и авиакомпаниям.

      IATA была основана в 1945 г. в Гаване  как ассоциация авиаперевозчиков, объединяющая в настоящее время 272 авиакомпании из 130 стран мира. Из отечественных авиакомпаний членами IATA на настоящий момент являются «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро» и «ВолгаДнепр».

    IATA оказывает  помощь авиакомпаниям, туристической  индустрии и организациям-партнерам в повышении рентабельности их работы и улучшении качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

    В финансовой области службы IATA предоставляют:

    - услуги  по эффективному проведению в  кратчайшие сроки платежей по  взаимным обязательствам авиакомпаний; 
    - возможность производить взаиморасчеты посредством мировой информационной сети Интернет в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режимах;

    = авиакомпаниям централизованно управлять денежными потоками и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств.

    IATA проводит  активную политику, направленную  на снижение всевозможных аэронавигационных  и аэропортовых сборов, взимаемых  с участников воздушного движения (так, благодаря лоббистским усилиям  IATA удалось на 7,5 % снизить сборы за посадку и стоянку воздушных судов в новом афинском аэропорту Спарта); содействует тому, чтобы взимаемые в виде сборов средства использовались для развития авиационной инфраструктуры.

      В центре внимания IATA находятся вопросы, связанные со снабжением подвижного состава топливом, так как доля затрат на топливо составляет в среднем 15% эксплуатационных расходов авиакомпаний.

      В связи с этим Ассоциация рассматривает  следующие вопросы: 1) проводит совещания  с поставщиками топлива для улучшения  взаимопонимания; 2) разрабатывает правила и стандарты, связанные с закупками топлива; 3) осуществляет контроль за всеми аспектами снабжения топливом и т.д.

      В области реализации услуг IATA является законодательным органом по всем вопросам, связанным с разработкой тарифов на международные пассажирские перевозки; устанавливает правила регистрации пассажиров, порядок бронирования мест, обработки, оформления и выдачи багажа; устанавливает стандарты обслуживания пассажиров в полете, включая требования к организации работы бортпроводников и их подготовке, требования к обеспечению питанием в полете, к оборудованию и к организации медицинской помощи на борту.

      IATA разрабатывает процедуры аэропортового  обслуживания пассажиров и багажа; проводит конференции по координации  расписания авиакомпаний и проблемам загруженности аэропортов; предоставляет возможность коллективного обсуждения авиакомпаниями соответствующих правил и процедур.

Информация о работе Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей