Автор: Юлия *, 26 Сентября 2010 в 13:57, курсовая работа
Самолеты - самый популярный вид транспорта в мире. Т.к., авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния. Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.
Основным нормативным актом в воздушном российском праве служит Воздушный кодекс Российской Федерации утвержденный 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации в соответствии с кодексом направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Воздушное законодательство РФ регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, связанные с деятельностью в области авиации на территории РФ. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс Российской Федерации регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа осуществляется актами более низкого уровня- Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти акты не противоречат Воздушному Кодексу, развивают те положения, которые либо не получили достаточно четкого и полного урегулирования в Кодексе, либо не должны регулироваться Кодексом. К таким документам относятся Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 1995 г. № 496 «О финансово-промышленной группе «Российский авиационный консорциум», Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения», Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. № 825 «О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и многие другие.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений.
Авиационная
отрасль России сегодня - это около
300 предприятий и организаций, непосредственно
осуществляющих разработку и производство
авиационной техники, ее испытания, научные
исследования в области авиации, оказывающих
посреднические и другие услуги. Кроме
того, десятки предприятий, формально
относимых к другим отраслям (радиоэлектроника,
связь и др.) фактически работают на авиацию.
Авиационная промышленность довольно
однородна в рамках глобального рынка.
Лидерами по производству самолетов во
всем мире являются 2 компании - Boeing и Airbus.
На каждом отдельно взятом региональном
рынке есть другие компании, задействованные
в той же отрасли, которые не могут составлять
видимой конкуренции вышеназванным "гигантам".
В России - это Туполев, Сухой, Илюшин, Яковлев,
Антонов
Факторами успеха на рынке воздушного
транспорта являются:
-концентрация
усилий на прибыльной деятельности и традиционных
источников доходов;
-создание
межконтинентальной сети авиалиний и
сосредоточение на стратегически важных
региональных маршрутах;
- вступление в стратегические союзы
и кооперирование с другими перевозчиками;
- улучшение систем
компьютерного управления бронированием
мест с целью повышения доходности;
- создание высокоразвитых систем и каналов сбыта;
- инновационный менеджмент и маркетинг;
-повышенное внимание к потребностям клиентов;
- заинтересованный персонал;
- благоприятный имидж авиакомпании.
Важнейшими
направлениями работы по повышению
конкурентоспособности
- защита российского рынка авиаперевозок от нерегулируемого проникновения на него иностранных авиакомпаний. В частности, при выполнении иностранными авиаперевозчиками чартерных перевозок в Российскую Федерацию будут использоваться такие рычаги, как запрет на выполнение чартерных полетов на регулярных авиалиниях, согласование чартеров с регулярными авиаперевозчиками;
- углубление
интеграционных процессов в отношениях
со странами СНГ: защита общих интересов
стран СНГ на международном рынке авиаперевозок,
расширение географии полетов и создание
альянсов между авиапредприятиями, урегулирование
взаиморасчетов, выработка общей коммерческой
политики при осуществлении полетов в
третьи страны;
предотвращение недобросовестной конкуренции
российских авиакомпаний между собой,
развитие их коммерческого сотрудничества,
вступления в альянсы между собой и с иностранными
партнерами;
- создание эффективной государственной
системы контроля за деятельностью российских
авиакомпаний на международных рынках
авиаперевозок и иностранных авиаперевозчиков
в России.
Функционирование системы обслуживания
воздушного движения России должно соответствовать
требованиям Воздушного кодекса Российской
Федерации, Федеральных правил использования
воздушного пространства Российской Федерации,
нормам обеспечения безопасности полетов
и стандартам ИКАО. Регулирование деятельности
должно осуществляться централизованно
на государственном уровне на основе законодательно
закрепленного сохранения равенства прав
всех пользователей воздушного пространства
на его использование и выполнения международных
обязательств, принятых Российской Федерацией.
Говоря об итогах работы воздушного транспорта,
необходимо отметить, что в прошедшем,
2008 году основные усилия авиакомпаний
были направлены на повышение конкурентоспособности,
снижение издержек и повышение эффективности
перевозочной деятельности. Необходимость
таких шагов во многом была продиктована
беспрецедентным ростом цен на авиационное
топливо. Предпринятые меры позволили
не только сохранить высокую динамику
роста авиаперевозок, но и значительно
улучшить ситуацию в сфере управления
воздушным движением, с обновлением парка
воздушных судов, внедрением передовых
информационных технологий. Важно отметить,
что конкурентоспособность сектора в
основном обеспечивалась не за счет роста
тарифов, а за счет введения режима жесткой
экономии. Дальнейшие шаги по укреплению
и развитию рынка авиаперевозок связаны
с продолжением консолидации авиакомпаний,
повышением эффективности и финансовой
стабильности их работы. К сожалению, на
сегодняшний день не решен целый ряд проблем
авиационной отрасли, в том числе:
- необходимость повышения уровня управляемости
при существенном снижении координации
работы со стороны госструктур;
- отсутствие соответствующего рыночной
экономике финансового механизма обеспечения
разработки, производства и передачи в
эксплуатацию авиационной техники;
- недостаточный объем государственной
поддержки по программе "Развитие гражданской
авиационной техники России на 2002-2010 годы
и на период до 2015 года", особенно в области
двигателестроения;
- дефицит оборотных средств, необходимых
для запуска серийного производства авиационной
техники;
- отсутствие возможности получения кредитов у российских банков на длительный срок с приемлемым уровнем годовых процентов, соответствующим мировой практике;
- отсутствие экономических механизмов регулирования цен на комплектующие изделия и запасные части;
- отсутствие долгосрочных заказов на авиатехнику;
- раздробленность
авиационной отрасли промышленности в
результате стихийной приватизации и
акционирования.
Литература
1. Воздушный кодекс РФ
2.
Доклад Министра транспорта
3. Доклад директора Департамента
государственной политики в области транспорта,
геодезии и картографии Руппеля К.К. на
конференции "Аэропорты, авиационные
и экспедиторские компании в России:
пути эффективного взаимодействия, перспективы
развития, государственное регулирование".
4. Стратегия развития
авиационной промышленности России на
период до 2015 г
5. Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года
6.
Азоев Г.Л. Конкуренция:
7.
Афанасьев В.Г. Коммерческая
8.
Афанасьев В.Г. Международные
отношения в области
9.
Бендиков М.А., Фролов И.Э. К
проблеме выбора стратегии
10. Весь мир в кармане теперь и у пассажиров Аэрофлота // Воздушный транспорт. - 2004. - № 14. - с. 32.
11.
Касьянчик В.Д. Эффективность
эксплуатации международных
12.
Конкурентоспособность