Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Основной способ сокрытия малыми предприятиями прибыли, с которым приходится встречаться на практике, — отсутствие в бухгалтерском учете предприятия данных о полученных суммах дохода или, иными словами, — неотражение его ни в первичных документах, ни в бухгалтерских регистрах. Поскольку в настоящее время существует форма налоговой отчетности (для целей налогообложения), которая отличается от бухгалтерской (вся фактическая реализация), малые предприятия, применяющие метод определения выручки от оплаты, применяя расчеты через счета третьих лиц, как правило прячут поступившую оплату в дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Один из новых способов — это организация сети малых предприятий, управляемых из одного центра: поскольку одни и те же суммы проходят через цепочку разных предприятий, находящихся на налоговом учете в разных налоговых инспекциях, то для налоговых и правоохранительных органов для выявления этих противоправных действий необходимо координировать межрегиональную работу и проводить большое количество встречных проверок, что в настоящее время затруднено из-за отсутствия материальной базы и недостаточной квалификацией работников на местах.

Затрудняет проведение проверок и то, что в последнее  время руководители проблемных предприятий стали скрываться. Растет и количество предприятий, осуществляющих деятельность без регистрации в государственных органах и постановки на учет в налоговых органах.

Основной способ уклонения  от уплаты налога на прибыль, применяемый  малыми предприятиями — это завышение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг и реализованной продукции, сокрытие прибыли от внереализационных операций, потери от списания долгов и дебиторской задолженности.

Наиболее распространенный и простой способ уклонения от уплаты подоходного налога — это занятие коммерческой деятельностью без регистрации в налоговых органах.

Практика показывает, что за последнее время многими  предпринимателями стали активно использоваться пробелы законодательства по налогообложению физических лиц, прежде всего граждан, регистрирующихся в качестве предпринимателей без образования юридического лица. В качестве предпринимателей все чаще регистрируются руководители или учредители уже созданных предприятий малых форм собственности (ООО, ИЧП, ЗАО, ОАО).

Изменение статуса руководителей  дает не только выигрыш в размерах налоговых ставок (разность процентной ставки при уплате налогов с прибыли составляет около 40% в пользу физических лиц), но и предоставляет возможности по сокрытию доходов физическими лицами.

Используя разницу в  налогообложении юридических и физических лиц, некоторые коммерческие фирмы для сокрытия товарооборота используют авансирование подотчетных лиц, которые производят неоднократные закупки товара и его реализацию через сеть торговых точек предприятия. По окончании определенного срока приходуется только заключительная партия товара. При этом движение этого товара не проходит по бухгалтерским счетам и учетным регистрам. Правоохранительные и налоговые органы получают многочисленные оперативные и официальные материалы, свидетельствующие о том, что некоторые физические лица за отчетный налоговый период имели затраты на крупные приобретения недвижимости, совершали поездки за границу, покупали валюту в крупных размерах. До последнего времени из-за отсутствия нормативной базы практически невозможно было доказать получение физическим лицом в размерах произведенных им затрат, так как было не обязано предоставлять налоговым органам сведения, подтверждающие получение денежных средств.

Выводы, сделанные по главе 3:

  1. Одной из главных проблем современной налоговой системы является то, что специальные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства работают недостаточно эффективно и порой носят характер исключительно фискальный, что создает определенные трудности для развития бизнеса. Связано это прежде всего с проявлением волюнтаризма и субъективизма со стороны региональных органов и органов местного самоуправления при установлении налогов и сборов в рамках их полномочий. Необходимо скорректировать действующее положение, разрешающее субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления вводить дополнительные налоги без ограничения численности и размеров налоговых изъятий.
  2. Инвестиционная активность российских предприятий на данный момент достаточно низкая. Но принимается множество эффективных мер для ее повышения. И все они, так или иначе, связаны с введением налоговых льгот для предприятий, занимающихся инновационной и деятельностью. Создание благоприятного инвестиционного климата – одна из приоритетных целей действующих органов власти, и совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства - отличный способ достичь этой важной цели.
  3. В современном обществе, основанном на принципах демократии, налогообложение должно носить, по большей части, стимулирующий характер. Создание благоприятных условий деятельности для малых и средних предприятий посредством налогового регулирования необходимо для увеличения доходной части бюджета, борьбы с безработицей, повышения уровня жизни населения и успешного развития страны в целом. Суть такой политики заключается в том, чтобы отойти от «вытягивания» денежных средств из населения и дать возможность среднему классу развиваться, расширяться и увеличивать налоговые поступления в бюджет по мере возможностей.
  4. Статистические данные говорят о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, используя денежную наличность во внебанковском обороте, что значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию доходов от такой деятельности от налогообложения и уклонению от уплаты налогов. Главной мерой, направленной на решение этой проблемы, было введение специального налогового режима ЕНВД. Положительный эффект от применения такого режима очевиден, но, пожалуй, необходимо также ужесточить санкции по налоговым правонарушениям, так как их количество все же остается очень значительным.
  5. Существует огромное множество способов уклонения от уплаты налогов и сокрытия доходов от деятельности предприятий, а также фиктивного увеличения затрат и себестоимости. Возможность совершения подобных правонарушений связана, прежде всего, с неразвитостью налогового учета и контроля, недобросовестностью налогоплательщиков, несоблюдением финансовой дисциплины и «лазейками» в законодательстве. Но на данном этапе эти проблемы становятся все менее значительными и масштабными и уже не носят такого масштабного характера, как раньше. Однако введение более внушительных санкций за налоговые правонарушения все также остается необходимой мерой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудно переоценить значимость малого предпринимательства в современной экономике. Малый бизнес является локомотивом экономического развития страны, альтернативным методом борьбы с безработицей, главным производителем потребительских товаров и услуг и, что, на мой взгляд, наиболее важно, стабильным источником налоговых поступлений.

Поэтому тема моей курсовой работы, посвященная налогообложению субъектов малого предпринимательства, является весьма актуальной на сегодняшний день.

Исследование было проведено на основании динамично изменяющегося  и развивающегося законодательства в сфере налогообложения, а также  статистических данных, мнения различных специалистов и т.д.

Налоговая политика пронизывает всю  политику государства, все ее отрасли и сферы, при этом являясь лишь одним из ее звеньев. Посредством налогов государственные органы власти осуществляют регулирование не только экономики страны, но и социальной, политической, бюджетной и других сфер. И на современном этапе развития экономики страны все большее значение приобретает стимулирующая функция налогов. Создание благоприятных условий деятельности для малых и средних предприятий посредством налогового регулирования необходимо для увеличения доходной части бюджета, борьбы с безработицей, повышения уровня жизни населения и успешного развития страны в целом.

Так как малое предпринимательство  является одним из главных рычагов  стабильного развития страны, налоговая  политика должна быть направлена на стимулирование создания малых предприятий, на создание благоприятных условий их деятельности, на облегчение налогового бремени. Именно с этой целью были созданы и сейчас активно применяются специальные налоговые режимы, подробно описанные в моей курсовой работе. Также эффективным методом стимулирования деятельности малых предприятий является введение различных налоговых льгот.

Но, к сожалению, подобные меры ведут  не только к успешному развитию малого предпринимательства, но и к многочисленным злоупотреблениям со стороны недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от выплаты налогов, либо обманным путем уменьшающих базу налогообложения.

Поэтому применение мер, стимулирующих  деятельность и облегчающих положение  субъектов малого предпринимательства, необходимо сопровождать ужесточением санкций за налоговые правонарушения и усилением налогового контроля.

Для современного этапа экономического развития страны характерна политика стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, что также благотворно влияет на деятельность многих предприятий малого и среднего бизнеса. И в целом современная политика в области поддержки предпринимательства направлена на создание привилегированного положения малых предприятий.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть первая и вторая (по состоянию на 01.01.2007 года).

2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. - М., 2005. - 26-28с.

4. Булакова И.В. Формы налоговой  поддержки малого предпринимательства// Финансы и налоги. - 2007. - №7 - 53-58с.

5. Д. Веселов, Как перейти на  упрощенную систему налогообложения// журнал "Практическая бухгалтерия", 10/2002г.

6. Малышев В. Актуальная проблема инвестиционной политики России // Экономическая наука современной России. №1. 2006. С. 101.

7.Волобуева Н.А. Управление налогообложение  субъектов малого предпринимательства на региональном уровне // Налоги. - 2008. - №3 - 15-19с.

8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.  Малые предприятия: экономика,  учет, налоги. Учебное пособие для  вузов.-М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2010. - 14-20с.

9. Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2003. С.89..

10. Давыдова Л.А. ,Будовская Л.В.  Эволюция системы налогообложения  в России // Финансы и кредит-2005-№9 - 31-40с.

11. Дементова Т.А. Проблемы налогообложения  малого бизнеса // Финансы. - 2007.- №7- 76-77с.

12.Есипова М.С. Об определении  малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения//Налоговый вестник. - 2008.-№ 9- 3-9с.

13. Косолапов А.И. Специальный  налоговый режим для малого  бизнеса//Финансы. - 2006. - №12 - 35-38с.

14. Ляховенко В.И. О налоговом  и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий//Финансы. - 2007. - №4 - 14-18с.

15. Малис Н.И. Малый бизнес  имеет налоговый потенциал//Финансы. - 2006. - №7- 30-33с. 

16. Горобинская В. Процесс налогового регулирования как процесс реализации экономических интересов / В сб. Государственное регулирование трансформационных экономик. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 2003. С. 12..

17. Миронов С. Как малому стать большим//Малое предприятие. - 2008 - №9 - 11-13с.

18. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.:Бизнес и банки, 2009. - 127с.

19. Налоговые вопросы в операциях по аренде. А.Панин, «эж-ЮРИСТ», № 17, май 2003 г.

20. Нефедов Н.А. налогообложение в России. - М., 2008.- 21-25с.

21. Налоговые преференции малому и среднему бизнесу// Налоги и налогообложение.- 2007.- №4 -47-53с.

22. Налогообложение субъектов малого бизнеса. - М.: Малый бизнес. Организация, экономика, управление, 2007. - 269-273с.

23. Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М,-2005г. - 234-238с.

24. Проблемы применения разных режимов налогообложения малыми предприятиями. - М.: Экономика и управление малой фирмой, 2006. - 125-129с.

25. Рекомендации III всероссийского налогового форума: «Налоговая система России и развитие предпринимательства. Взгляд бизнеса» // Налоги и налогообложение.- 2007.- №4 -75-80с.

26. Скорик Т. Основные направления совершенствования налогового администрирования в переходной экономике современной России // В сб. Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Волгоград. 2004. с.303.

27. Совершенствование налоговой системы. // Экономист. – 2000. - № 2. – С.

61-65.

28.  Кирилина В.Е. Особенности правового регулирования налогообложения малых предприятий // Закон. 2008. N 9. С. 150 - 156.

29.  Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм.-М., 2002

30.   www.Invest.RIN.RU (Проблемы налогообложения)

31.   www.ufanet.ru/~nalogi1 (Журнал «Налоги и Платежи»)

32. http://www.gaap.ru/biblio/tax/sprav/ (Налогообложение /Справочные материалы по налогообложению в РФ)

33. http://www.rg.ru/2011/03/11/nalogi.html («Российская газета»)

34.  www.bankir.ru

35. www.nalog.ru




Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства