Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Необходимо отметить,
что ситуацию можно нормализовать,
когда субъект малого предпринимательства —
Упрощенная система
налогообложения малого бизнеса
предназначена для решения проб
Если объектом налогообложения выбирается выручка от реализации, то при незначительной собственности или при ее отсутствии при существующем порядке налогообложения малые предприятия платят в бюджет меньше, чем при исчислении единого налога от выручки, что является определяющим фактором при выборе системы налогообложения. Очевидно, что при средних показателях рентабельности по прибыли и основным фондам наиболее выгодно применять методику исчисления налога по валовой выручке. Существенные недостатки методики перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения предопределяют их пассивность в этом процессе.
Также следует отметить преимущества УСНО.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности представляет следующую структуру: предприятие платит единый налог вместо всех тех, которые установлены для остальных предприятий. Другими словами, малому предприятию не требуется платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и еще несколько десятков налогов - все эти платежи соединены в единый налог.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно.
Применение упрощенной системы наряду с общей системой налогообложения означает, что переход на нее вовсе не является обязанностью налогоплательщика. Это его право. Он может остаться на общем режиме или перейти на упрощенную систему. Она, конечно, предоставляет определенные преимущества, о которых будет сказано ниже, но в то же время ограничивает реализацию некоторых других прав налогоплательщиков. Например, для получения кредита в банке необходимо вести бухгалтерскую отчетность по общим правилам.
Уплата единого налога заменяет собой уплату некоторых других налогов. В ранее действующем законе единый налог заменял собой все налоги, подлежащие к уплате, за исключением содержащегося в законе перечня. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Применение упрощенной
системы налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Необходимо также отметить, что, не смотря на льготный режим, для налогоплательщиков сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Главные задачи, стоящие перед налоговой системой в настоящее время, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: максимально возможное увеличение налоговых платежей в бюджет — повышение собираемости налогов, и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных тем можно смело отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, методик, инструкций и законов. Многим требованиям отвечает некогда революционный, массовый и простой в понимании — единый налог на вмененный доход. ЕНВД был описан выше, но данный вид налогообложения требует более тщательного и подробного анализа. Речь пойдет о его главных достоинствах и недостатках, об основных причинах введения и целях применения. Его введение связывается с организациями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, налоговый контроль которых крайне сложен или почти невозможен и в сферах, где процветает неучтенный наличный денежный оборот, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания и так далее. Его применение предполагает увеличение поступлений налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков данных сфер деятельности, снижение налогового бремени на определенных предпринимателей, его равномерное распределение среди налогоплательщиков.
В процессе внедрения ЕНВД выяснилось, что ситуация раздвоилась: с одной стороны итоги от перевода предпринимателей — физических лиц, с другой — юридических. Эти итоги не совпадают. Положительный эффект от введения единого налога на вмененный доход достигнут в результате перевода на его уплату индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, причем в основном за счет увеличения налоговой нагрузки.
Поступления единого налога на временный доход от этой категории плательщиков значительно превышают размер платежей, уплачиваемых ими ранее (подоходный налог, взносы во внебюджетные фонды, местные налоги и сборы).
Иначе сложилась ситуация с поступлением ЕНВД от юридических лиц. Абсолютные суммы этих поступлений в бюджет и внебюджетные фонды возросли лишь за счет роста числа плательщиков, а не за счет повышения собираемости и усиления налогового бремени, как у физических лиц.
Резко сократились налоговые поступления (в т. ч. в федеральный бюджет) от юридических лиц (особенно крупных торговых организаций), являющихся плательщиками ЕНВД, по сравнению с уплачиваемыми ими ранее налогами по общепринятой системе налогообложения.
При переводе юридических лиц на уплату единого налога есть положительные примеры, но в виде исключения.
Основной причиной создавшегося положения является то, что при разработке доходности различных видов деятельности значения доходности определяются в одинаковом размере как для юридических, так и для физических лиц, в то время как юридические лица до перевода их на уплату единого налога уплачивали налоговые платежи в значительно большем размере. Для объективного определения величины вмененного дохода должна быть разработана система показателей, отражающая реальные доходы налогоплательщиков.
Во многих регионах показатели базовой доходности, оказывающие основное влияние на размер налогообложения вмененного дохода, установлены для организаций в заниженных размерах (из расчета применительно к индивидуальным предпринимателям), т.е. в размерах, не обеспечивающих компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество, налоги в дорожные фонды и т. д.). Кроме того, зачастую занижается размер базовой доходности в результате лоббирования в законодательных (представительных) органах интересов отдельных групп предпринимателей, занимающихся определенным видом бизнеса, что приводит к значительным колебаниям размеров базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в разных регионах.
Исходя из вышеизложенного, минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений составляющих формул расчета ЕНВД по видам деятельности необходимо устанавливать решениями Правительства Российской Федерации. При этом следует учесть, что в настоящее время при определении базовой доходности за основу принимаются статистические данные о налоговой нагрузке и другие показатели по группе плательщиков, которые явно занижены в связи со значительным неучтенным наличным денежным оборотом, который в принципе просчитывается, и определенные технологии расчета реальных показателей имеются.
Следует отметить положительную особенность единого налога, — его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога, взыскание которого всегда проблематично.
Но это с позиций налоговых и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличия определенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начнет предпринимательскую деятельность. При этом уплаченный налог есть изъятие части финансовых ресурсов, которые иначе были бы направлены в оборот. Далеко не всегда прогнозируется, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала бы уплаченному налогу, или нет. Практика уже действующих предприятий показывает, что многие разоряются и уходят из бизнеса.
Практика применения единого налога на вмененный доход высветила проблему ответственности предприятий за сохранность чистоты окружающей природной среды, упразднив соответствующие платежи и, как следствие, контроль за загрязнением окружающей среды, что недопустимо. В результате освобождения налогоплательщиков единого налога от платы за загрязнение окружающей природной среды разрушен экономический механизм, стимулирующий предприятие на осуществление природоохранных мероприятий, связанных с сокращением выбросов (сбросов) вредных веществ, образованием промышленных отходов и ликвидацией последствий сверхлимитных выбросов за свой счет. Хозяйствующий субъект, заплатив единый налог, считает возможным самоустраниться от природоохранной деятельности и возложить затраты на ликвидацию последствий загрязнения природной среды на государство, что не отвечает интересам последнего.
В настоящее время значительное количество предприятий, деятельность которых связана с эксплуатацией автотранспорта и реализацией горюче-смазочных материалов (АЗС), переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, фактически вышли из-под контроля природоохранных органов, а это, в свою очередь, может привести к резкому ухудшению экологической обстановки.
Изучение практики применения ЕНВД по материалам территориальных органов ФНС РФ позволяет определить положительные и отрицательные стороны и сделать определенные выводы.
Налогоплательщики, т. е. организации и физические лица, уплачивающие единый налог, попадают в более совершенную и здоровую правовую ситуацию. Простота исчисления налога не приводит к значительным несознательным налоговым правонарушениям. Постоянная сумма налога позволяет верно рассчитать свои силы, правильно организовать бизнес. Общеизвестно, что постоянные налоги стимулируют развитие бизнеса: уплачивая единую сумму при увеличении оборота, предприниматели могут уменьшить процент изъятия от выручки. Единый налог, не зависящий от величины реального оборота, позволяет безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавиться от постоянного страха перед приходом контролирующих органов.
Федеральная Налоговая Служба, ее территориальные отделения лучше исполняют свою главную задачу — осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
В этом смысле основным достоинством единого налога является простота его изъятия, поскольку на практике более 70% предпринимателей своевременно и в полном объеме производят его уплату, причем даже те, которые не платили никогда, сдавая нулевые балансы и декларации. Таким образом, для налоговых органов появилась возможность усилить контроль в других сферах деятельности. Авансовые платежи при уплате данного налоге не создают недоимки, трудности взыскания которой общеизвестны.
Государственные органы исполнительной власти получили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета, причем налоговые поступления довольно легко прогнозируются.
В то же время очевидно, что основной материальный эффект введения налога связан с переводом на льготную уплату индивидуальных предпринимателей, но не юридических лиц. В то же время ограничение для юридических лиц потенциально чревато их перерегистрацией в физические, поскольку выгода очевидна.
Одним из достоинств данной
системы налогообложения
По 2 главе можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства