Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Такой отдельный режим налогообложения используется во Франции для особо мелких предприятий и носит название “regime micro-entreprise”. Он подразделяется на режимы Micro-BIC и Micro-BNC и применяется только к лицам, зарегистрированным как индивидуальный предприниматель, годовой оборот которых не превышает:

80 000 евро (Micro-BIC) -для предприятий, работающих в сферах торговли или аренды жилья;

32 000 евро — для специалистов (Micro-BNC) и ремесленников (Micro-BIC).

Предприятие может превышать  эти максимальные значения годового оборота в течение двух лет подряд, после чего оно обязано изменить схему налогообложения на “regime reel du simplifie”. Предприятие также может изменить режим налогообложения по собственному выбору, но существуют ограничения относительно того, в каких случаях это может быть сделано.

Кроме этого, микро-предприятия  не могут начислять НДС на свои товары и услуги и не имеют права на возмещение НДС.

Микро-предприятие не обязано вести полный бухгалтерский учёт и представлять отчётность, требуемую от обычных предприятий.

Налогообложение для  микро-предприятий сильно упрощено. Работая по этой схеме, можно воспользоваться либо основным режимом (regime de base), либо режимами micro-social и micro-fiscal, которые описываются далее.

При основном режиме расходы предприятия считаются фиксированными, а остаток облагается налогом как прибыль. Таким образом, налоговый учёт фактических расходов не ведётся. При этом существует ограничение на сумму социальных отчислений, а именно: для торгового бизнеса социальные выплаты не могут превышать 12%, для бизнеса, связанного с предоставлением услуг, — 23,3%.

Фактически при этом режиме обязательства по налогам и социальным отчислениям начисляются после вычета налоговой скидки по фиксированной ставке:

Если ваш бизнес классифицируется как торговля, то налоговая скидка составляет 71% при режиме налогообложения Micro-BIC. Это означает, что налоги и социальные выплаты начисляются на сумму, равную 29% оборота.

Если ваш бизнес классифицируется как предоставление услуг, то налоговая скидка составляет 50% при режиме Micro-BIC. Таким образом, налоги и социальные выплаты начисляются на 50% оборота.

Если вы — индивидуальный предприниматель, принадлежащий к «свободной профессии» (бухгалтер, адвокат, архитектор), налоговая скидка составит 34% при схеме Micro-BNC. Следовательно, налоги и социальные выплаты начисляются на сумму, равную 66% оборота.

Пример: парикмахерская имеет годовой оборот в 25 000 евро. Как предприятие, занимающееся предоставлением услуг, предприятие имеет налоговую скидку в 50%. Это значит, что часть прибыли, на которую начисляются налоги и социальные выплаты, составит 12 500 евро.

В налоговой декларации вы указываете сумму оборота, после чего налоговый орган делает соответствующий вычет для определения базы. Налог выплачивается раз в год, но,  по собственному выбору, бизнес может осуществлять частичные выплаты в течение года.

При начислении налога используется обычная ставка личного подоходного налога, которая зависит от суммы дохода и состава домохозяйства. Фиксированная ставка налога не применяется.

 

Вид деятельности

 

Предприятия, ремесленники

«Свободные профессии»

Налоговый режим

BIC торговля

BIC услуги

BNC

Максимальный оборот

80 000 €

32 000 €

32 000 €

Налоговая скидка

71%

50%

34%


Таблица 3. Налоговые скидки для разных видов деятельности.

 

При системе налогообложения прибыли предприятия проводится различие между доходом бизнеса и личным доходом владельца. Доход владельца учитывается как заработная плата и подлежит налогообложению как личный доход. При этом он вычитается из прибыли компании для определения размера обязательств по налогу на прибыль.

Ставка налога на прибыль компании зависит от размера оборота и структуры капитала предприятия.

 

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Современное законодательство несовершенно в области дифференцирования предпринимательства, выделения малого бизнеса из общей совокупности предприятий. Подход, основанный на численности сотрудников предприятия, на практике нередко оказывается искажающим реальное положение, и специалисты настаивают на изменении  количественных границ в сторону их понижения.
  2. Еще одним недостатком законодательства является то, что субъектами малого предпринимательства могут быть только те предприятия, которыми владеют физические лица. И множество предприятий, которые фактически являются малыми, официально таковыми не признаются, так как принадлежат юридическим лицам. Вследствие этого, они не получают льгот, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства, что затрудняет их деятельность и затормаживает развитие.
  3. Малое предпринимательство, различные виды промыслов и ремесленного производства были основой экономики России как до 1917 года, так и после. Т.е. рассматривая историческое развитие субъектов малого предпринимательства, можно сделать вывод, что они всегда являлись и являются важным элементом сложившейся экономической системы, крупным источником налоговых поступлений, и их положение в стране – один из определяющих факторов развития экономики. Поэтому необходима политика стимулирования и облегчения деятельности малых предприятий в основном посредством налогового законодательства.
  4. Системы налогообложения большинства развитых стран формировались и существовали столетиями, в отличие от «молодой» российской системы, что и является главной причиной ее несовершенства, ярко проявляющегося на фоне стран Западной Европы, к примеру. Рассмотрев систему налогообложения Франции, можно сделать вывод, что, несмотря на ее сложность, она не вызывает противоречивых и двусмысленных толкований и, что наиболее важно, действительно стимулирует деятельность и развитие малых предприятий, создавая для них весьма благоприятную «налоговую атмосферу». Сложный дифференцированный подход к взиманию налогов с одной стороны не накладывает тяжелого налогового бремени для предприятий с небольшими оборотами, а с другой стороны не наносит ущерба доходной части бюджета. И фискальная, и стимулирующая функции налогов во Франции работают практически безотказно.
  5. Субъекты малого предпринимательства выполняют также важную социальную функцию, насыщая рынок товарами и услугами. Предприятия малого бизнеса полностью удовлетворяют потребности  современного потребителя, предлагая ему широкий ассортимент производимой продукции и выполняемых работ. Также малый бизнес является практически основным источником рабочих мест. Таким образом, значимость малого предпринимательства для государства очень значительна и налоговая политика в отношении таких предприятий должна выполнять прежде всего стимулирующую, нежели фискальную или регулирующую функцию, что в России, к сожалению, пока трудно осуществимо.

 

Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ

 

Специальные налоговые  режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

К специальным налоговым  режимам в системе налогов  РФ относятся четыре системы налогообложения:

система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — глава 26 НК РФ;

упрощенная система налогообложения — глава 26 НК РФ;

система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — глава 26 НК РФ;

система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции — глава 26 НК РФ.

Общую характеристику систем налогообложения  можно кратко описать  в следующей схеме:

 

                                                              Рисунок 1. Системы налогообложения

 

Начать рассмотрение стоит с упрощенной системы налогообложения.

Переход к упрощенной системе или возврат к общей  системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.

Применение «упрощенки»  организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения  и применяющие ее в порядке, установленном  кодексом.

Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели  могут перейти на «упрощенку»  в том случае, если у них выполняется  только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:

доход от реализации за девять месяцев предыдущего года не превышает 45 млн руб.;

средняя численность  работников не превышает 100 человек (среднюю численность рассчитывают также за девять месяцев);

стоимость амортизируемого  имущества меньше либо равна 100 млн  руб.;

доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам, меньше либо равна 25%;

нет филиалов и представительств.

Даже если эти условия соблюдены, не вправе перейти на упрощенную систему лица, занимающиеся определенным видом деятельности:

банки;

страховые компании;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

производители подакцизных товаров;

лица, занимающиеся добычей  и реализацией полезных ископаемых, и др.

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую  инспекцию нужно подать соответствующее  заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Организация должна вернуться  к общему режиму, если:

выручка за отчетный или  налоговый период, рассчитанная нарастающим  итогом, превысит 60 млн руб.;

стоимость амортизируемого  имущества за отчетный или налоговый  период превысит 100 млн руб.

Для индивидуального предпринимателя действует только одно ограничение — размер выручки.

О том, что произошло  превышение лимита выручки или стоимости  амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.

Объектом налогообложения  признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая  ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения  являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.

Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода  исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и  фактически полученных доходов. Сумма  налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода не предоставляются, а по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей — 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

 

Что изменилось

С 1 января 2012 года

До 1 января 2012 года

Упрощенная система  налогообложения

Предприниматели, не имеющие наемных работников, могут уменьшить «упрощенный» налог на всю сумму уплаченных страховых взносов 
 
П. 3 ст. 346.21 НК РФ 
 
Изменения внесены Федеральным законом от 28.11.2011 № 338-ФЗ

Предприниматели, применяющие УСН с объектом «доходы» и не имеющие наемных работников, могут уменьшить единый налог (авансовый платеж по нему) на всю сумму взносов, рассчитанную исходя из стоимости страхового года, даже если размер взносов составит более 50 процентов суммы налога (авансового платежа)

Не регламентировано

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства