Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Как видно, положение
у «упрощенцев» действительно привилегированно
3. Существует множество недостатков применения упрощенной системы налогообложения. Повторно перечислять их не имеет смысла, стоит лишь упомянуть, что недостатки эти связаны в основном с недоработками в законодательстве в области налогообложения. Применение УСН помимо немалых привилегий также зачастую создает определенные неудобства для налогоплательщиков, которые могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений в Налоговый Кодекс.
Например, следует уменьшить количество ограничений перечня расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы». Так как велика вероятность того, что сумма минимального налога будет больше суммы налога на прибыль.
Также следует устранить вероятность утраты права на применение УСН из-за небольших колебаний численности работников, так как в этом случае налогоплательщику придется восстанавливать данные бухучета за весь период применения «упрощенки».
4. Главными достоинствами ЕНВД являются:
- низкая ставка налога;
- простой и прозрачный налоговый учет;
- легкое планирование сумм налога.
Основным преимуществом, которое дает данный режим, является освобождение от уплаты ряда налогов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Индивидуальные предприниматели, соответственно, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц. Кроме того, организации и ИП, применяющие ЕНВД, не являются плательщиками НДС.
Таким образом, единый налог на вмененный доход значительно облегчает положение малых предприятий, уплачивающих налоги по данной системе. Несмотря на то, что изначально ЕНВД был введен в основном для того, чтобы пресечь возможность многих предприятий уклоняться от уплаты налогов и носил фискальный характер, его стимулирующая функция не менее значительна.
5. Что касается недостатков системы налогообложения в режиме ЕНВД, то их достаточно много, но главным из них можно назвать обязательный характер налога, и обязанность налогоплательщика перейти на этот режим налогообложения без права выбора системы налогообложения. Принудительный характер данного специального налогового режима связан прежде всего с недобросовестностью предпринимателей малого бизнеса, зачастую уклоняющихся от уплаты налоговых платежей. Поэтому устранение этого недостатка ЕНВД на данном этапе развития страны не представляется возможным и рациональным.
Малые предприятия сталкиваются с общими проблемами противоречия федеральных законов с постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Госналогслужбы РФ (в настоящее время Министерства по налогам и сборам РФ). В качестве примера можно привести некоторые.
Статья 8 Закона РФ “О дорожных фондах” от 18 октября 1991 года № 1759-1 (с последующими изменениями и дополнениями) изложена в следующем виде: “Сумма налоговых платежей, указанных в статьях 5, 6, 7 настоящего Закона, включается предприятиями, учреждениями, объединениями и организациями в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)”. Иными словами, сумма налога на приобретение автотранспортных средств включается предприятиями, организациями, объединениями и учреждениями в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) аналогично налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств.
На основании этого закона Госналогслужба РФ издала Инструкцию от 15 мая 1995 года № 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 1995 года № 859) п.58 которой предусматривает аналогичную норму: Суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг (предпринимателями — в состав расходов декларации о доходах). Одновременно в абзаце 2 п.58.1 этой же инструкции отражено, что начисление взносов налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08 “Капитальные вложения” и кредиту счета 67, зачисление на основные средства — кредит счета 08 и дебет счета 01 “Основные средства”, включение в состав затрат — кредит счета 02 “Износ основных средств” и дебет счета 20 “Основное производство”. На деле это означает, что сумма уплаченного налога на приобретение автотранспортных средств увеличивает первоначальную стоимость основных средств и погашается через износ (начисленную амортизацию). А поскольку начисление амортизации производится равными долями в течение нормативного срока эксплуатации основных средств, то и сумма уплаченного налога списывается в эти же сроки. Иными словами, Инструкция вышла за рамки федерального закона, так как по общему смыслу статьи Федерального закона “О дорожных фондах “сумма уплаченного налога на приобретение автотранспортных средств должна списываться на затраты аналогично налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на владельцев транспортных средств, а Госналогслужба истолковала это по-своему, причем провела это через Минюст РФ.
Пунктом 7 Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406”О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР” было предусмотрено, что малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, а также производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.
Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных средств” (в редакции Постановлений Правительства РФ от 31.12.97 № 1672, от 24.06.98 № 627) с момента издания подменено основное положение: “В целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционирования предоставить право наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет”. Госналогслужба РФ письмом от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения“ на вопрос 21: ”Какой порядок начисления ускоренной амортизации по основным фондам производственного назначения малых предприятий?”, в частности, отвечает: ”Как Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, так и Постановлением от 19 августа 1994 г. № 967 малым предприятиям предоставлено право дополнительного начисления амортизационных отчислений в первый год работы предприятия, начиная со дня его регистрации (разъяснение Минфина России от 30 августа 1995 г. № 16-00-17-114)”. Письмо в Минюсте России не зарегистрировано. Применяется до настоящего времени, хотя уже в статье 10 Федерального закона от 14 мая 1995 года № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации снято это ограничение, и данная льгота изложена в следующем виде: “Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия”. Иначе говоря, главным условием является то, чтобы предприятие просуществовало более года, а льгота по общему смыслу закона и в соответствии с первоначальным нормативным актом (постановлением Совмина РСФСР № 406) предоставляется в первый же год эксплуатации основного средства, т.е. предприятия и предприниматели, обновляющие производственную базу и вкладывающие оборотные средства в основные средства, стимулируются при каждом обновлении.
Казалось бы, все логично, но тем не менее все вышеупомянутые нормативные акты (письмо Госналогслужбы, Постановление Правительства РФ № 967) не отменены и также действуют, причем именно они принимаются во внимание налоговыми органами, что противоречит гражданскому законодательству, так как главенство федеральных законов над вышеупомянутыми нормативными актами Правительства РФ и Госналогслужбы РФ должно соблюдаться. По общему смыслу части 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ, нормативные акты министерств, ведомств, а также Правительства не должны выходить за пределы Федеральных законов, а противоречащие — не должны применяться.
Поскольку налоговая система сложна для восприятия субъектов малого предпринимательства, эффективным средством стимулирования развития малого бизнеса может служить единый налог вместо их множества, который уплачивался бы по твердым ставкам, дифференцированным по видам деятельности, масштабам производства и пр. Преимущественным способом изъятия денег в доход государства от малого бизнеса должен стать сбор за право осуществления того или иного вида деятельности, который необходимо взимать в твердой разумной сумме один раз в год. Размеры аналогичных местных налогов и сборов в разных регионах сильно отличаются. Экономические расчеты и прогнозы воздействия этих сборов на предпринимательский климат и состояние рынка не проводятся, а единственным мотивом их установления являются сиюминутные фискальные интересы местных властей. Чтобы избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма, необходимо, скорректировать действующее положение, разрешающее субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления вводить дополнительные налоги без ограничения численности и размеров налоговых изъятий. Возможно выходом из создавшегося положения стало бы ограничение предельного уровня отчислений от прибыли предприятий, которые могли бы изыматься через местные налоги. Подобные ограничения существуют в налоговой системе США. Необходимо установить, чтобы такие налоги в общей сумме не превышали 5% от прибыли предприятий, а не от валовой выручки или товарооборота. Необходимо законодательно закрепить полномочия региональных и муниципальных органов власти в сфере налогообложения.
Необходимо усилить действенность налоговых льгот. В настоящее время они носят декларативный, формальный характер. Так, льготы вновь созданным предприятиям предоставляются в течение года с дня регистрации. Однако практически столько же времени уходит на налаживание производства, а потому смысл такой льготы теряется. В связи с этим вновь созданным предприятиям необходимо предоставить льготы не с момента регистрации, а с момента получения первой прибыли.
Учитывая низкую инвестиционную активность в России,
было бы экономически целесообразно освободить
полностью от налогообложения вклады
инвесторов и прибыль предприятий, направляемые
на развитие производства, НИОКР,
Формирование в России нового экономического уклада предопределило становление модели государственного регулирования, включающей эффективные методы и инструменты воздействия на трансформационные процессы.
Одним из наиболее действенных инструментов, способствующим развитию рыночного механизма выступает система налогового стимулирования инновационной предпринимательской деятельности, направленная на снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего бизнеса, для создания которой необходимо совершенствование механизма налогообложения, минимизация негативно воздействующих на него внутренних и внешних факторов.[4] В специальной литературе отмечается, что «основными внешними факторами, оказывающими воздействие на развитие и содержание такого сложного социального института, как налоговая система, являются: изменения бюджетной и налоговой политики государства, реформирование вертикали государственной власти, позитивное реформирование межбюджетных отношений, формирование и совершенствование правовой базы налогообложения, динамика социально-экономической ситуации в стране, развитие принципов и методов ведения эволюционирующего малого, среднего и крупного отечественного бизнеса, различные дестабилизирующие налоговую систему региональные и отраслевые факторы».[26] Более того, налоговая система выступает одним из факторов роста эффективности экономической системы, достижение которого «проявляется лишь при условии согласования экономических интересов налогоплательщиков и государства»
Следует специально подчеркнуть, что приоритетным направлением современной системы налогообложения выступает реализация ее стимулирующей функции, как базового инструмента проводимой государством промышленной и инвестиционной политики. В этой связи важнейшей составляющей налоговой реформы должно стать формирование эффективной системы налогового стимулирования субъектов предпринимательства.
Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства