Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Таблица 4. «Анализ изменений законодательства в области упрощенной системы налогообложения»

 

Еще одним специальным  налоговым режимом является единый налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Налогоплательщиками единого  налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, при условии, что в указанных административно-территориальных образованиях этот налог введен.

Налоговым кодексом РФ установлен перечень видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 346.26), в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Решением представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга единый налог на вмененный доход может вводиться в отношении следующих видов деятельности:

  1. оказания бытовых услуг населению;
  2. оказания ветеринарных услуг;
  3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  4. оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны общей площадью не более 150 кв. метров по каждому объекту организации торговли;
  7. розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания;
  9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  10. распространения наружной рекламы;
  11. размещения рекламы на транспортных средствах;
  12. оказания услуг по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещений составляет не более 500 кв. м.);
  13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей;
  14. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Единый налог на вмененный  доход не применяется в отношении  выше указанных видов предпринимательской  деятельности в случае:

- осуществления их  в рамках договора простого  товарищества (договора о совместной  деятельности) или договора доверительного  управления имуществом;

- осуществления их  налогоплательщиками, отнесенными  к категории крупнейших;

- если доля участия других организаций в организации, претендующей на применение единого налога на вмененный доход, превышает 25%;

- если среднесписочная численность работающих превышает 100 человек;

- если они осуществляются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения на основе патента;

- учреждения образования,  здравоохранения, социального обеспечения  в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений.

Для налогоплательщиков, у которых место постановки на налоговый учет не совпадает с  местом осуществления деятельности, подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход, установлена дополнительная обязанность по постановке на налоговый учет.

В данном случае единый налог  на вмененный доход уплачивается в соответствии с нормативно-правовым актом того муниципального района, городского округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которого осуществляется соответствующий вид предпринимательской деятельности.

С 1 января 2009 г. налоговый  орган обязан выдать налогоплательщику не позднее пяти дней с момента получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога уведомление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход. Если организация прекратила деятельность, переводимую на «вмененку», она должна быть снята с учета на основании заявления плательщика единого налога. Заявление подается в налоговый орган не позднее пяти дней с момента прекращения соответствующей деятельности. Такой же срок отводится и налоговым органам для уведомления организации о снятии с учета.

Объектом налогообложения  ЕНВД признается вмененный доход  налогоплательщика, — потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

Налоговой базой для  исчисления суммы единого налога (ЕНВД) признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, скорректированной на величину коэффициентов, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая база = БД * К1 * К2 * ФП,

БД — базовая доходность;

K1, К2 — корректирующие  коэффициенты;

ФП — физический показатель.

Базовая доходность —  условная месячная доходность в стоимостном  выражении на ту или иную единицу физического показателя (кв. м., рубль, количество работников, автотранспортных средств и т. д.), характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Базовая доходность определяется в рублях и устанавливается на единицу физического показателя в месяц по каждому виду предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат  предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (ЕНВД).

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога (ЕНВД) устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога (ЕНВД), исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с российским законодательством при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Минфином РФ.

2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства

 

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система  налогообложения была введена в  России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил  силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения  в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Для организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды”.

Объектом налогообложения по УСНО признаются:

1.  Доходы;

2.  Доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом выбор объекта налогообложения  осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, когда налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. В этом случае, в качестве объекта налогообложения применяется доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может меняться ежегодно.

Налоговая база представляет собой  стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Для упрощенной системы налогообложения налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения, т.е. денежное выражение доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов. Но доходы не всегда поступают в денежной форме, доходы, полученные в натуральной форме тоже признаются объектом налогообложения. В случае если доходы получены в натуральной форме, то они учитываются по рыночным ценам.

 Упрощенная система налогообложения  обладает определенным набором  характеристик, которые делают нецелесообразным ее применение на многих предприятиях из числа тех, которые формально имеют право ее использовать. Эти характеристики далеко не всегда следует толковать как недостатки упрощенной системы, поскольку во многих случаях выбор предприятиями традиционной системы является рациональным и экономически обоснованным. Вместе с тем, некоторые правовые аспекты применения упрощенной системы требуют доработки. В определенной степени переход на упрощенную систему налогообложения — это вынужденная мера. Общепринятая система более объективно учитывает доходы и расходы предпринимателей и устанавливает их взаимоотношения с бюджетом. Однако широкое распространение мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей и невозможность их контролирования делают применение упрощенной системы налогообложения достаточно целесообразной.[5]

У упрощенной системы налогообложения  есть свои недостатки.

Предусмотрены ограничения по численности  и по выручке. Однако во многих случаях  численность (особенно внештатная) колеблется. Такая же тенденция и у объемов производства, и у выручки. Поэтому ограничение по численности, заложенное в законе, представляется искусственным и излишним. Малые предприятия сами в состоянии определить возможность и необходимость применения для себя упрощенной системы.

Возможные колебания численности  персонала предполагают необходимость возвращения к общепринятой системе налогообложения. И тут возникают сложности. В п.4 закона отражено, что “организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета расходов и доходов по упрощенной форме, в том числе без применения системы двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности”. Изменение показателей численности и суммы совокупного дохода приводит к обязанности в любой момент возвратиться к общепринятой системе налогообложения и учета. Поэтому предприятия и организации по существу вынуждены кроме упрощенного учета вести обычный учет. Если предположить, что рассматриваемая схема имеет какую-либо перспективу в таком виде, как сегодня, то необходимо определить порядок перехода от упрощенной системы налогообложения к обычной в случае утраты права ведения учета по упрощенной системе.

Нерешенной, на мой взгляд, остается проблема уплаты НДС предприятиями, имеющими в качестве поставщиков субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему. Несмотря на то, что у субъекта малого предпринимательства-поставщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отпускная цена продукции будет ниже вследствие того, что он не является плательщиком НДС, покупатель-посредник его продукции, произведя расчет налога, будет вынужден продавать товар конечному потребителю по более высокой цене, чем покупатель-посредник продукции субъекта малого предпринимательства — поставщика, работающего по общеустановленной системе налогообложения. Это происходит из-за того, что покупатель-посредник, покупая продукцию у предприятия, работающего без НДС, не получает налога на добавленную стоимость, что несколько повышает себестоимость и конечную цену реализации. Разница в ценах может привести к ситуации, когда посредникам становится невыгодно работать с данными субъектами малого предпринимательства. Аналогичная проблема существует, например, у общественных организаций инвалидов и индивидуальных предпринимателей (у которых налогооблагаемая база не превышает 1 млн. рублей), с которыми по этой же причине работать невыгодно.

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства