Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

В настоящее время  главным фактором, препятствующим развитию предпринимательства в нашей стране, является нестабильность системы налогообложения, высокая степень налоговой нагрузки на бизнес. Как справедливо отмечается в специальной литературе, «острота вопроса о реформировании системы налогообложения в России продиктована во многом тем, что российская налоговая система, формирующаяся с 1992 года, зачастую не отвечает принципам построения оптимальных налоговых систем. О какой равномерности и определенности может идти речь, если в Налоговый кодекс изменения вносятся 2-3 раза в год, часто задним числом. О простоте и удобстве налоговой системы говорить тоже сложно, так как происходит постоянное усложнение даже форм налоговых деклараций» [16]

В сложившихся условиях дефицита инвестиций и высоких рисков создание адекватной системы налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее сильных инструментов инвестиционного и инновационного развития. Как подчеркивается в литературе, «большая часть инвестиций в настоящее время делается самими предприятиями. А потому и следует законодательно расширить возможности инвестиционной деятельности за счет самих предприятий. В настоящее время эти возможности рассматриваются только в плане осуществления налоговой реформы» [6]

В этой связи необходимо создание эффективной системы стимулирования инвестиций, включающей два основных направления:

-совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

-установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.

В рамках сложившейся в последние годы налоговой системы, основным элементом стимулирования деятельности субъектов хозяйствования выступает установление льгот по налогам и сборам, которые представляют собой предусмотренные законодательством преимущества при формировании налогового обязательства по сравнению с другими налогоплательщиками.[9] Налоговая льгота является эффективно действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджете будущем. Это подтверждает опыт многих стран мира, которые через реализацию механизма налоговых льгот стимулировали развитие экономики.

Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется особыми льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Льгота заключается  в том, что эти малые предприятия  не уплачивают налог на прибыль в  первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). При этом в общую сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, и доходы, имеющие особый порядок налогообложения (например, дивиденды по акциям, проценты по облигациям). Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Другая льгота заключается в том, что при определении  налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.

Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых видов деятельности, выпускающие отдельные товары, в общем порядке. Например, по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, на благотворительные взносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.

При определении  прав на указанные льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники, включая работающих по совместительству, а также не состоящих в штате работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Малые предприятия могут  иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме.

Малые предприятия могут  быть в числе тех, которые освобождены  от уплаты налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.

По остальным группам  налогов и акцизов малые предприятия  не имеют специальных льгот. К  льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют малые предприятия как субъекты малого предпринимательства, в отношении ускоренной амортизации основных производственных фондов.  

3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления

 

Нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль — 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость — 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды — 6,75%, подоходного налога — 3,7%, акцизов — 1,2%. Налоговые правонарушения совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, вместе с тем, на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких правонарушений. Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом: на долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий — 12,8%, индивидуально-частных — 3,9%. Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления — 16%, занимающихся оказанием услуг — 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции — 9%, торгующих недвижимостью — 8%, производящих продукцию машиностроения и металлообработки (по субподрядным договорам) — 8%, реализующих продукцию нефтедобычи и нефтепереработки — 6%. Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во внебанковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

По сравнению с относительной  урегулированностью порядка налогообложения, нормы, устанавливающие ответственность за нарушение налогового законодательства, содержат понятия (уклонение, сокрытие, занижение), не имеющие точного законодательного определения. Указанное обстоятельство позволяет органам налогового контроля истолковывать эти понятия по своему усмотрению и исходя из этого привлекать налогоплательщиков к ответственности. Безусловно, это не способствует формированию должной правоприменительной практики и часто приводит к наложению необоснованных административных штрафов и финансовых санкций. Также, по мнению большинства российских предпринимателей, существующая налоговая система блокирует инвестиции, увеличивает инфляцию, препятствует структурным изменениям, побуждает к уклонению от уплаты налогов. Кроме того, российская налоговая система в более или менее цивилизованном виде сформировалась лишь в конце 1991 года, тогда как в большинстве зарубежных стран институт налогообложения существует сотни лет. В этих странах налогоплательщика хорошо знают, на какие цели расходуются уплаченные ими налоги, осведомлены о порядке уплаты налогов и мерах ответственности за нарушение налоговых обязательств. Лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, осуждаются государством и обществом. Вместе с тем более 60% российских граждан не считают себя налогоплательщиками.

Говоря о корыстной  мотивации, не следует исключать, что  зачастую налоговые нарушения совершаются  не столько из личной корыстной заинтересованности, сколько из стремления улучшить финансовое состояние своего предприятия, например, сокрытые от налогообложения средства используются руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты заработной платы.

Коммерческие структуры научились не платить налоги, создавать не подлежащие налогообложению формы деятельности своих предприятий или формально прекращать производство (в связи с истечением срока лицензии, отсутствием фронта работ, административными отпусками и т.п.). Но главная моральная причина заключается в качественном изменении состава налогоплательщиков при переходе к рынку.

Политические причины уклонения от налогов связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Одним из недостатков налоговой системы является то, что законодатели и правительство стремятся не столько к расширению налоговой базы путем стимулирования развития производства и предпринимательства, сколько к сбалансированию бюджета. И таким образом, фискальная функция налогов начинает преобладать над стимулирующей. Об этом свидетельствуют чрезмерно высокие ставки налогов на добавленную стоимость, снятие ограничений с общей суммы уплачиваемых налогов, расширение прав местных органов в области налогообложения, установление акцизных ставок в процентах.

Экономические стимулы уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. П.М. Годме в книге “Финансовое право” [c.407] пишет: “налогоплательщик рассчитывает, оправдает ли выгода, которую он получит, избежав налога, те неприятности, которые это повлечет за собой, если обман раскроется”. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкции, тем выше экономический эффект от уклонения.

Другая сторона этой проблемы состоит в том, что чем хуже экономическое положение налогоплательщика, тем выше у него побудительные мотивы уклонения. Во-первых, выполнение всех налоговых обязательств может ухудшить экономическое положение как физического, так и юридического субъектов, вплоть до прекращения деятельности. Поэтому уклонение от налогообложения может рассматриваться налогоплательщиком как единственный шанс выжить. Во-вторых, применение санкций к экономически слабому субъекту хотя и может разорить его, все же угроза потерять все может быть менее существенна, чем угроза применения санкций к динамично развивающейся фирме, которая при этом лишается реальных перспектив.

Технические причины уклонения от налогов связаны, прежде всего, с несовершенством форм и методов контроля. Практически распался ведомственный финансовый контроль, осуществляемый по линии министерств и ведомств. С утратой силы Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР” в связи с введением в действие Гражданского кодекса РФ, устранен даже весьма ограниченный названным законом контроль за деятельностью предприятий. Финансовые органы и подразделения предприятия лишены права в законодательном порядке непосредственно получать отчетность и проверять деятельность предпринимателей и коммерческих структур, а расширяющиеся аудиторские проверки решают прежде всего задачи частного сектора экономики, так как их услуги платные и при всей видимой независимости аудиторов они, как правило, зависят от собственника проверяемого субъекта. Практика показывает, что выбор способа уклонения от уплаты налогов находится в непосредственной связи со свойствами личности правонарушителя. К числу факторов личностного характера, влияющих на такой выбор, могут быть отнесены: должностное положение, профессиональные навыки, социальные связи. Наиболее часто налоговые правонарушения совершаются на малых предприятиях, основанных на частной форме собственности, потому что право управления и осуществления внутреннего контроля за деятельностью этих предприятий, как правило, принадлежит небольшому кругу лиц. Обычно на таких предприятиях руководящие органы возглавляются их фактическими владельцами, а независимый контроль отсутствует.

Профессиональные навыки нередко используются для сокрытия полученных доходов и маскировки следов в документах. Например, должностное лицо, ранее много лет возглавлявшее государственное предприятие и по роду своей работы имевшее дело с бухгалтерскими документами, после акционирования использует свои познания для отнесения сырья и материалов на производственные расходы и увеличения за счет этого себестоимости продукции.

Социальные связи человека обуславливают его соприкосновение  с определенным кругом лиц. Связи позволяют установить официальные и неофициальные контакты с должностными лицами. Так, нередки случаи, когда руководители частных фирм и компаний входят в контакт с руководителями государственных предприятий, финансируемых из бюджета, с целью не просто уклониться от уплаты налогов, но и получить денежные средства за фактически непроделанную работу.

Современная практика показывает множество различных способов уклонения от уплаты налогов. Малые предприятия, применяющие систему налогообложения, идентичную субъектам среднего и крупного бизнеса, чаще уклоняются от уплаты налога на прибыль.

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства