Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития численности субъектов малого предпринимательства чрезвычайно важно наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения.
Данная курсовая работа посвящена изучению правовых аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства. Цель проводимого исследования – изучить особенности и проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в контексте финансового права.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. История малого предпринимательства в дореволюционной и дореформенной России 9
1.3 Налогообложение субъектов малого предпринимательства во Франции 15
Глава 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 21
2.1. Описание специальных налоговых режимов в РФ 21 22
2.2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства 31
2.3. Достоинства и недостатки налогообложения вмененного дохода 36
Глава 3. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Анализ действующей системы налогового законодательства для малых предприятий 43
3.2. Возможность создания благоприятного и льготного налогового режима для малых предприятий 47
3.3. Основные проблемы и способы уклонения от налогов малых предприятий и способы их выявления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Например, до первой мировой воины в 40 губерниях европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Данные о численности мелких промыслов свидетельствуют о повсеместном их распространении, однако наибольшее их количество было сосредоточено в Вятской — 774,1 на 1 000 сельского населения, Московской — 766,3, Вологодской — 712,8 и Владимирской губерниях — 617.
В 1910 г. в России насчитывалось (по данным обследования 214 городов) 103 469 ремесленных заведения. Наибольшее их количество было сосредоточено в Центрально-промышленном районе — 18 472 заведения, Прибалтийском — 14 017, Южном — 13 809, на Кавказе — 11 041 заведение.
По данным всесоюзной переписи населения 1929 года число малых предприятий в СССР составило 4,5 млн.единиц, в том числе в России — 3,2 млн.единиц. Число малых предприятий за период с 1925 до 1929 год в России увеличилось на 1,8 млн. единиц.
Мелкое производство — кустарное и ремесленное — в дореволюционной России и в годы первой пятилетки являлось основным производителем промышленных и производственных товаров не только для деревни, но и для большей части городского населения.
Малое предпринимательство охватывало практически все отрасли хозяйства и производило жизненно важные продукты и услуги.
Вышеперечисленные виды производств в той или иной степени были развиты практически во всех губерниях, по которым имеются статистические данные.
Таким образом, в результате анализа состояния мелкой промышленности по данным обследований 1903, 1910, 1925 и 1929 годов мы делаем вывод о том, что мелкое предпринимательство в России было развито в тех отраслях, которые обеспечивают конечное потребление населения, независимо от географического месторасположения и времени исследований.
Одним из характерных признаков кустарных промыслов в России является широкое применение наемного труда. Так по данным обследования ремесленных заведений 214 городов России, проведенном в 1910 году, 83,5% ремесленных заведений имели от 2 до 4 наемных работников, 14,4% имели от 5 до 15 наемных работников, 1,2% — от 16 до 25 работников и 0,9% ремесленных заведений имели 26 и более наемных рабочих. В последующие годы происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу. Так, по результатам обследования мелкой промышленности, проведенного в 1925 году, около 3,9% малых предприятий РСФСР использовало рабочую силу. Причем из общего числа мелких промышленных предприятий, использовавших наемных работников, — 75,7% были частными, 18,5% — кооперативными, 5,8% — государственными. Наибольший удельный вес по всем видам промышленной деятельности имели частные предприятия. В 1925 году их удельный вес составлял 98,7% от общего числа промысловых хозяйств. В целом по СССР 4,03% промысловых предприятий использовали наемную силу, из них 78,1% были частными, 16,3% — кооперативными и 5,6% — государственными.
В 1929 году на государственных предприятиях было занято 59,82% наемной рабочей силы, на кооперативных — 23,46%, на некапиталистических промысловых хозяйствах работало 15,62% наемных рабочих, а в частнокапиталистических заведениях было сконцентрировано 1,1% наемной рабочей силы .
Для малого предпринимательства России характерно то, что оно в основном было сосредоточено в сельской местности. Кустарный промысел, главным образом, не являлся основным занятием, а велся в качестве подсобного к земледелию.
Так, в дореволюционной России в 1912-1913 годах в городах было сосредоточено 971,5 тыс.малых предприятий, в то время как в сельских местностях — 3027,8 тысяч, а в послереволюционный период, например, в Сибири в 1926 году в сельских местностях было сосредоточено 83,8% всех малых предприятий, а в городах и поселках городского типа — лишь 16,2%. Причем, как в сельских местностях, так и в городах наибольшее число — 96,74% и 98,98% соответственно — были частными. Частные предприятия в городах обеспечивали 94,98% валовой продукции, в сельской местности этот показатель значительно ниже и составляет 63,91%. Этот факт объясняется большой популярностью на селе различных форм кооперации, почти 28% валовой продукции приходится на кооперативы.
Следует заметить, что в дореволюционный период правительством предпринимались активные шаги по поддержке кустарных и ремесленных производств и их всемерному развитию. С начала земской реформы в губерниях были предприняты попытки создать условия, облегчающие труд кустарей. Проведение земством в разные годы исследования показали, что к числу наиболее трудно решаемых проблем кустарных промыслов относились: снабжение сырьем, обеспечение кредитом, организация сбыта продукции, слабая техническая база кустарей. Самой важной была проблема обеспечения кустарей кредитом (актуальность этой проблемы на современном этапе развития малого предпринимательства является достаточно серьезной). Потребности в мелком краткосрочном кредите в то время удовлетворялись через сеть губернских и земских касс. Часть своих капиталов они получали из Государственного банка. Кассы ссужали эти капиталы кредитным товариществам, которые, в свою очередь, удовлетворяли потребности своих клиентов в кредите. В то же время такая сеть кредитных учреждении не могла решить проблемы долгосрочного кредитования кустарного производства. Долгосрочный кредит кустарных артелей обеспечивался за счет средств частного фонда им С.Г.Морозова.
В качестве оборотных средств на развитие мелкого кредита использовались: правительственные ссуды из фонда государственных сберегательных касс с начислением не свыше 4%; местные продовольственные капиталы; облигационные займы; вклады в сберкассы с уплатой более высокого процента; в случае недостаточности средств могли быть использованы специальные капиталы земств, в т.ч. страховой.
В 1910 году в Российской империи насчитывалось 240 организации, обеспечивающих мелких предпринимателей кредитом. Наиболее распространенной формой таких организаций были ссудосберегательные товарищества. В среднем на 1 учреждение по кредитованию приходилось 744 ремесленных заведений. До 1900 года в России насчитывалось 11 ссудосберегательных товариществ, 15 обществ взаимного кредита и 1 кредитное товарищество. В последующее десятилетие темпы образования учреждений по кредитованию мелкого производства значительно ускорились. За период с 1901 по 1910 г. было открыто 73 ссудосберегательных товарищества, 17 кредитных товариществ, 23 общества взаимного кредита.
Учреждения, обслуживающие ремесленников кредитом, существовали в 113 городах России, из 240, в которых проводились обследования.
Таким образом, меры по стимулированию мелкого производства до 1917 года носили комплексный характер и были направлены на всемерное поощрение малого предпринимательства. К сожалению, политика в отношении мелкого производства после революции 1917 г. характеризуется постепенным наступлением на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. Если в 1918 г. были национализированы крупные объекты производства и сферы обслуживания, находящиеся в частной собственности, то за период с октября до конца 1920 г. было национализировано 4,5 тысячи предприятий малого размера. В конце ноября 1920 г. были национализированы частные предприятия с числом наемных рабочих более 5 человек при наличии механического двигателя и более 10 человек при его отсутствии.
Необходимо отметить, что в годы НЭПа частный сектор экономики состоял в основном из денационализированных малых предприятий. В промышленности свыше 80% стоимости всех частно-хозяйственных производств приходилось на долю малых предприятий. Кустарно-ремесленными были 4/5 общего числа предприятий, производящих товары народного потребления.
Однако со второй половины 20-х годов ужесточаются меры, ограничивающие деятельность частных предпринимателей и потребительской кооперации. В первую очередь, эти меры затронули область налогообложения. Патентный сбор с предприятия за данный определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период.
Вводилось централизованное обложение уравнительным сбором государственных трестов, торгов, синдикатов, акционерных обществ, банков, обществ взаимного кредита и союзов кооператоров. Было введено обложение подоходным налогом по совокупному доходу (кроме доходов рабочих и служащих).
Таким образом, предпринятые государством фискальные меры существенно повлияли на объемы и масштабы как частного сектора, так и в целом малого предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора, например, в торговом обороте СССР не превышала 6%. Если в 1928 году доля частного сектора в валовой продукции промышленности составляла 17,6% , то к 1934 году она снизилась до 0,2%
Налоговая политика по отношению к
кустарно-ремесленным
Таким образом, политика государства в отношении кустарного и ремесленного производства была нацелена на постепенное изживание его из структуры народного хозяйства страны, что нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 года, когда малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию.
Политика по отношению к мелкому производству постепенно меняется с принятием Конституции 1977 года, когда в статье 17 было подтверждено право граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном груде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания населения. К моменту принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности в 1986 году в стране было зарегистрировано 65 тыс. граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, и 3,5 тыс. лиц, занимающихся частной практикой, около 150 тыс. человек, сдающих внаем принадлежащие им помещения. В 1985 году около 30 тыс. человек облагались налогом по доходам от индивидуальной трудовой деятельности. Однако широкое распространение малого предпринимательства начинается фактически с принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности, принятого 19 ноября 1986 г.
Ярким и интересным примером налогообложения субъектов малого предпринимательства является система налогообложения Франции. В связи с ее сложностью и достаточно обширной дифференциацией подходов, далее представлена лишь краткая характеристика данной системы.
Режим, в соответствии с которым доход будет облагаться налогом, зависит от организационно-правовой фирмы бизнеса и объёма годового оборота. В зависимости от этих факторов, бизнес может облагаться налогом либо по системе налогообложения личного дохода, либо по системе налогообложения дохода предприятий.
Если вы — индивидуальный предприниматель,
вы автоматически подпадаете под систему
личного налогообложения. В зависимости
от суммы оборота, вы можете платить налоги
по “regime reel”, либо как микро-предприятие (micro-
Если вы — единоличный акционер, вы можете, по собственному выбору, платить налоги по системе личного налогообложения или по системе налогообложения предприятий.
К обществу с ограниченной ответственностью может применяться только система налогообложения предприятий, если только оно не является особым видом семейного бизнеса или малым предприятием возрастом до 5 лет — в этом случае к нему может применяться система личного налогообложения.
Система налогообложения личного дохода подразделяется на следующие подсистемы:
Предприятие или предприниматель, занимающиеся коммерческой, промышленной или ремесленной деятельностью, платят налоги в соответствии с режимом “Benefices Industriels et Commerciaux” (BIC).
Предприятие или предприниматель, занимающиеся «свободной профессией» (profession liberale), они же фрилансеры, платят налоги в соответствии с режимом “Benefices non Commerciaux” (BNC).
Предприятие или предприниматель, занимающиеся сельским хозяйством, платят налоги в соответствии с режимом “Benefices Acricole” (BA).
Если годовой оборот предприятия меньше определённого порога, оно подпадает по действие режима упрощённого налогообложения — “regime du reel simplifie”. Этот режим предусматривает менее жёсткие требования к налоговому учёту и отчётности.
Если сумма годового оборота предприятия превышает эти пороги, оно платит налоги согласно обычному налоговому режиму — “regime du reel normal”.
Стандартная ставка налога на личный доход во Франции является прогрессивной.
Часть дохода |
Ставка |
до 5 852 € |
0% |
5 853 € – 11 673 € |
5.5% |
11 674 € – 25 926 € |
14% |
25 927 € – 69 505 € |
30% |
свыше 69 505 € |
40% |
Таблица 2. Ставка налога на личный доход в зависимости от дохода
Наиболее мелкие предприятия во Франции могут воспользоваться даже ещё более простой схемой налогообложения, чем упрощённый режим, — режим микро-предприятия (micro-enterprise). Максимальное значение годового оборота для этих предприятий (которое, опять же, может различаться в зависимости от характера бизнеса) значительно ниже.
Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства