Контрольная работа по "Семейному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - "Салический закон" - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина. Рассмотрим поподробнее салическую правду и прокомментируем основные главы.

Оглавление

Источники раннефеодального права Западной Европы. «Варварские правды»
Регулирование имущественных отношений.
Обязательства из договоров.
Брачно-семейные отношения.
Преступления и наказания. Процесс.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Салическая правда.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

План  работы

  1. Источники раннефеодального права Западной Европы. «Варварские правды»
  2. Регулирование имущественных отношений.
  3. Обязательства из договоров.
  4. Брачно-семейные отношения.
  5. Преступления и наказания. Процесс.
  6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники раннефеодального права Западной Европы. «Варварские правды».

«Варварскими  правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - "Салический закон" - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина. Рассмотрим поподробнее салическую правду и прокомментируем основные главы.

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, - «Салического закона» (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон»

Франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Салический закон».

Запись обычаев, издавна сложившихся в народе, отличается от тех государственных  законов, которые были составлены в  Риме учеными юристами. В законодательстве устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, - они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора. Вместо этого мы найдем в "Салическом законе" многочисленные статьи, каждая из которых описывает именно индивидуальный факт. За убийство человека положено было платить ВЕРГЕЛЬД ("возмещение за жизнь"), но размеры его неодинаковы и зависят от того, кто убийца и кто убитый, ибо за галло-римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка. Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Что касается ранений, то записи о них в "Салическом законе" представляют собой целый "анатомический трактат", так как за каждую рану положено особое возмещение.

То же самое видим мы и в статьях о кражах. Тот, кто  ожидал бы найти здесь постановление  о штрафе за покушение на чужую  собственность, изложенное в общей форме, будет удивлен тем, что вместо этого в "Салическом законе" детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была со-вершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева). При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо.

Составители этого  судебника мыслят конкретно, а не общими нормами. Точно так же конкретно и наглядно стремятся они описать и все другие правовые обычаи.

Наиболее ярко социально-классовые различия в  раннеклассовом обществе франков, как  свидетельствует Салическая правда. правовой памятник франков, относящийся к V в, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая  правда указывает также на наличие  у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между  ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они  были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с  рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Социальное  расслоение во франкском обществе меровингского  периода. Зародыши социального расслоения в среде франков-завоевателей проявляются  в "Салической правде" в различных  размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он составляет 200 солидов, для королевских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состоящих на службе у короля, - 600 солидов.

 

2. Регулирование  имущественных отношений.

Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое. "Огороженное место" неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту, будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса. Но, однако, не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются  в основном его наследования.

Движимое имущество  сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к  сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не "соседи", как это было раньше.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические  и политические процессы становления  классового общества, государства и  права, нет ещё однозначного понятия  собственности.

К движимым вещам, находящимся в собственности  отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" в отличие от термина "чужой". Движимое имущество у  франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчёл, свиней и пр.

Скотоводство  занимало главенствующее положение  в хозяйстве германцев, скот, являясь  неким символом благосостояния, обеспечивал  семью тем богатством, которое  можно было захватить с собой  в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Два, три солида стоила у франков корова "здоровая, зрячая и рогатая".

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как  семейной собственности в Салической правде придаётся особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Наказуема была высоким штрафом (45 - 63 сол.) не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются ещё в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Прогресс в  хозяйстве был следствием не только внутреннего развития франкского общества, но и результатом заимствования германцами более совершенных методов ведения сельского хозяйства, с которыми они столкнулись на завоеванной римской территории.

В этот период у  франков существует вполне развитая частная, свободно-отчуждаемая собственность на движимое имущество. Но такой собственности на землю, за исключением приусадебных участков, "Салическая правда" еще не знает. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежал коллективу ее жителей - свободных мелких земледельцев, составлявших общину. По данным древнейшего текста "Салической правды", франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений - отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые, индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы - в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава "Салической правды" - "Об аллодах".

Вопреки утверждениям ряда буржуазных историков конца XIX и XX в. (Н.-Д. Фюстель де Куландж, В. Виттих, А. Допш, Т. Майер, К. Босль, О. Бруннер  и др.) о том, что у франков  в V-VI вв. господствовала полная частная собственность на землю, "Салическая правда" предполагает наличие у франков общины. Так, глава XLV "О переселенцах" гласит: "Если кто захочет переселиться в виллу (в данном контексте "вилла" означает деревню. - Ред.) к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится пере-селению, он не будет иметь права там поселиться". Если пришелец все же поселится в деревне, то протестующий может возбудить против него судебное преследование и изгнать его через суд. Жители виллы здесь выступают как члены общины, регулирующие поземельные отношения в своей деревне.

Община "Салической правды" представляла собой в V-VI вв. переходный этап от большесемейной "земледельческой" общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ.

В "Салической правде" отчетливо прослеживается еще заметная роль у франков родовых отношений. Сородичи продолжали играть большую роль в жизни свободного франка. Из них состоял тесный союз, включавший всех родичей "до шестого колена" (третьего поколения по нашему счету), все члены которого в определенном порядке обязаны, были выступать в суде в качестве соприсяжников (принося присягу в пользу сородича). В случае убийства франка в получении и уплате вергельда участвовала не только семья убитого или убийцы, но и их ближайшие родственники со стороны отца и матери.

Вот статья "О горсти земли". В ней речь идет о человеке, который  совершил убийство, но лишен средств  достаточных для уплаты вергельда. Он должен собрать в своем доме, в четырех его углах, землю и, держа ее горсть в руке, выйти во двор усадьбы, за оградой которой собрались его сородичи. И он должен, оборотившись к ним спиной, бросать в них эту землю, а затем в одной рубахе (т.е. снявши плащ - обычную одежду франка), без пояса и с колом в руке перескочить через ограду. И тогда обязанность уплатить недостающую часть возмещения за убитого возлагается на тех, в кого неплатежеспособный убийца бросил горсть земли.

По сути дела, человек, попавший в трудное положение, вынужден отказаться от собственного дома и усадьбы, передать их тем, кто мог бы заплатить вергельд. Если вергельд не будет выплачен, ему грозит смерть - месть родственников убитого. Но в центре внимания составителей судебника в данном случае (и в ряде других) - процедуры, жесты, символические действия. Важно соблюсти обычай. Отказывающийся от родства, должен переломить "ветви мерою в локоть" и разбросать их на все четыре стороны, - это символизировало разрыв родовых связей.

Информация о работе Контрольная работа по "Семейному праву"