Контрольная работа по "Семейному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государство1.
В Семейном кодексе Российской Федерации впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается глава 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей2.

Оглавление

Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………3
защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и функции органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей………………………………………………………………………5
Виды форм устройств, детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...21

Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - Семейное право.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский  филиал

Гуманитарный  факультет 

Кафедра юриспруденции 
 
 
 

              Дисциплина «Семейное право»  
               
               
               
               

                 Контрольная работа,

                 тема  № 14 

              студентки 3 курса

              (группа 2009/3,5)

              заочной формы обучения

              специальность 030501 Юриспруденция

              Гаврилюк  Анастасии Владимировны 
               
               

              Преподаватель:

              преп. Костюкова Ю.Н. 
               
               
               

Апатиты

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
  1. Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………3
  2. защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и функции органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей………………………………………………………………………5
  3. Виды форм устройств, детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………7

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...21

 

  1. Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей
 

      Воспитание  подрастающего поколения – это  не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

      В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государство1.

      В Семейном кодексе Российской Федерации  впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается глава 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей2.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного  кодекса Российской Федерации основаниями для признания детей, оставшихся без попечения родителей являются:

      1. Смерть родителей;

      2. Лишение родителей родительских  прав;

      3. Ограничение родителей в родительских  правах;

      4. Признание родителей судом недееспособными;

      5. Болезнь родителей;

      6. Длительное отсутствие родителей

      7. Уклонение родителей от воспитания  детей или от защиты их прав  и интересов, в том числе  отказ родителей взять своих  детей из образовательных организаций,  медицинских организаций, оказывающих  социальные услуги или аналогичных организаций;

      8. При создании действиями или  бездействием родителей условий,  представляющих угрозу жизни  или здоровью детей либо препятствующих  их нормальному воспитанию и  развитию.

      Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей. В дополнение к перечню Семейного Кодекса Российской Федерации названы следующий основания признания детей, оставшихся без попечения родителей:

      1. Признание родителей безвестно  отсутствующими;

      2. Осуждение родителей к лишению  свободы;

      3. Нахождение родителей в местах  содержания под стражей.

      Отсутствие  родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей: 1. имеют право на устройство в семью; 2. учитываются в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 3. имеют право на различные социальные льготы и гарантии. С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов3.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 123 Семейного  кодекса Российской Федерации до устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семью  или до устройства их в специализированные организации исполнение обязанностей опекуна детей временно возлагается на органы опеки и попечительства. 
 

  1. защита  прав и интересов  детей, оставшихся без  попечения родителей  и функции органов  опеки и попечительства по защите прав и  интересов детей
 

       Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержатся гарантии по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

       В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Указанная выше обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:

       1. выявление и учет детей, оставшихся  без попечения родителей;

       2. избрание форм устройства таких  детей в зависимости от конкретных  обстоятельств утраты попечения  родителей;

       3.осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей4.

       В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке  и попечительстве» полномочиями органов опеки и попечительства являются:

       1) выявление и  учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

       2) обращение в  суд с заявлением о признании  гражданина недееспособным или  об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного  дееспособным, если отпали основания,  в силу которых гражданин был  признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

       3) установление опеки  или попечительства;

       4) осуществление  надзора за деятельностью опекунов  и попечителей, деятельностью  организаций, в которые помещены  недееспособные или не полностью  дееспособные граждане;

       5) освобождение и  отстранение в соответствии с  настоящим Федеральным законом  опекунов и попечителей от  исполнения ими своих обязанностей;

       6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

       7) заключение договоров  доверительного управления имуществом  подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

       8) представление  законных интересов несовершеннолетних  граждан и недееспособных граждан,  находящихся под опекой или  попечительством, в отношениях  с любыми лицами (в том числе  в судах), если действия опекунов  или попечителей по представлению  законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

       9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

       10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

       11) оказание содействия  опекунам и попечителям, проверка  условий жизни подопечных, соблюдения  опекунами и попечителями прав  и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей

       Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной  администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. 
 

3. ВИДЫ ФОРМ УСТРОЙСТВ, ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 

      В соответствии со статьей 122 Семейного  Кодекса Российской Федерации орган  опеки и попечительства в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения обеспечивает устройство ребенка в семью по месту его фактического проживания.

      Если  не представляется возможность решить вопрос, то сведения о ребенке направляются органами опеки и попечительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных). Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти (Министерство образования и науки Российской Федерации), ведущий централизованный учет (федеральный банк данных)5. Основная цель формирования регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - оказание содействия в поиске каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации.

      В статье 2 федерального закона от 16.04.2001 года №44-ФЗ «О государственном банке  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей» целями создания государственного банка данных о таких детях  названы:

      1.осуществление  учета детей, оставшихся без попечения родителей;

      2. оказание содействия в устройстве  детей, в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории;

      3. создание условий для реализации  права граждан, желающих принять  детей на воспитание в свои  семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Семейному праву"