Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа
Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государство1.
В Семейном кодексе Российской Федерации впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается глава 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей2.
Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………3
защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и функции органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей………………………………………………………………………5
Виды форм устройств, детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...21
Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Гуманитарный
факультет
Кафедра
юриспруденции
Дисциплина
«Семейное право»
Контрольная работа,
тема
№ 14
студентки 3 курса
(группа 2009/3,5)
заочной формы обучения
специальность 030501 Юриспруденция
Гаврилюк
Анастасии Владимировны
Преподаватель:
преп.
Костюкова Ю.Н.
Апатиты
2011
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...21
Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государство1.
В
Семейном кодексе Российской Федерации
впервые в истории
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации основаниями для признания детей, оставшихся без попечения родителей являются:
1. Смерть родителей;
2.
Лишение родителей
3.
Ограничение родителей в
4.
Признание родителей судом
5. Болезнь родителей;
6. Длительное отсутствие родителей
7.
Уклонение родителей от
8.
При создании действиями или
бездействием родителей
Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей. В дополнение к перечню Семейного Кодекса Российской Федерации названы следующий основания признания детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Признание родителей безвестно отсутствующими;
2. Осуждение родителей к лишению свободы;
3. Нахождение родителей в местах содержания под стражей.
Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей: 1. имеют право на устройство в семью; 2. учитываются в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 3. имеют право на различные социальные льготы и гарантии. С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов3.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 123 Семейного
кодекса Российской Федерации до
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью
или до устройства их в специализированные
организации исполнение обязанностей
опекуна детей временно возлагается на
органы опеки и попечительства.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В нем содержатся гарантии по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Указанная выше обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:
1.
выявление и учет детей,
2.
избрание форм устройства
3.осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей4.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочиями органов опеки и попечительства являются:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в
суд с заявлением о признании
гражданина недееспособным или
об ограничении его
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление
надзора за деятельностью
5) освобождение и
отстранение в соответствии с
настоящим Федеральным законом
опекунов и попечителей от
исполнения ими своих
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров
доверительного управления
8) представление
законных интересов
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) оказание содействия
опекунам и попечителям,
Ряд
функций по опеке и попечительству
реализуется путем принятия местной
администрацией решений (постановлений,
распоряжений) в порядке, предусмотренном
законодательством.
3. ВИДЫ
ФОРМ УСТРОЙСТВ, ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии со статьей 122 Семейного Кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения обеспечивает устройство ребенка в семью по месту его фактического проживания.
Если не представляется возможность решить вопрос, то сведения о ребенке направляются органами опеки и попечительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных). Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти (Министерство образования и науки Российской Федерации), ведущий централизованный учет (федеральный банк данных)5. Основная цель формирования регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - оказание содействия в поиске каждому ребенку семьи на территории Российской Федерации.
В статье 2 федерального закона от 16.04.2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» целями создания государственного банка данных о таких детях названы:
1.осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;
2.
оказание содействия в
3.
создание условий для