Контрольная работа по "Семейному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государство1.
В Семейном кодексе Российской Федерации впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается глава 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей2.

Оглавление

Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………3
защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и функции органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей………………………………………………………………………5
Виды форм устройств, детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...21

Основания признания детей, оставшихся без попечения родителей

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - Семейное право.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного  Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

      В зависимости от субъекта, осуществляющего  заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две  группы:

      1. форма «индивидуального устройства»;

      2. форма «неиндивидуального устройства».

      При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение  о ребенке передается строго определенному  физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные  законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство). В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица6. В настоящее время к формам «неиндивидуального» устройства в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного Кодекса Российской Федерации относится передача ребенка в учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

      В зависимости от длительности отношений  по устройству ребенка различаются: 1. Формы временного устройства; 2. Формы  постоянного устройства.

      Итак, рассмотрим формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

       Усыновление или удочерение представляет собой  одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это  акт, порождающий возникновение  родительских прав и обязанностей на основании закона. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя органов опеки и попечительства, а также прокурора в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Состоявшееся усыновление подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния, по месту вынесения судебного решения об установлении усыновления.

       Семейный  кодекс Российской Федерации выделяет ряд условий усыновления:

       1) согласие родителей ребенка или  лиц, заменяющих родителей в  установленном законом порядке.  Оно должно быть выражено в  письменной форме. Таково общее правило, из которого Семейный кодекс Российской Федерации делает исключение, разрешая родителям выразить свое согласие на усыновление прямо в суде в процессе рассмотрения просьбы будущего усыновителя об установлении усыновления. Если родители изменили свои намерения, они вправе отозвать данное ими согласие до вынесения решения суда об усыновлении. Если родителям ребенка нет 16 лет, то кроме их согласия на усыновление требуется также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при их отсутствии – органа опеки и попечительства. Статья 130 Семейного Кодекса Российской Федерации разрешает усыновление без согласия родителей, если родители: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными; лишены судом родительских прав; по неуважительным причинам не проживают совместно с ребенком более 6 месяцев и уклоняются от его воспитания и содержания. Выплата родителем алиментов на ребенка даже по решению суда считается участием в его содержании, а потому не дает оснований для усыновления без согласия такого родителя.

       2) согласие ребенка, которому исполнилось  10 лет;

       3) согласие другого супруга, если он не усыновляет ребенка.

       В соответствии со статьей 127 Семейного  кодекса Российской Федерации для  обеспечения интересов усыновляемого  законодатель устанавливает перечень лиц, которые не могут быть усыновителями: несовершеннолетние; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; ограниченные судом в своих правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; не способные по состоянию здоровья осуществлять родительские права.

       Особое  место в Семейном кодексе Российской Федерации занимает статья 139 "Тайна  усыновления ребенка". По существу вопрос о разглашении или неразглашении  тайны усыновления – дело самих усыновителей. Сохранять же тайну усыновления обязаны официальные лица, причастные к усыновлению, и другие лица, иным образом осведомленные об усыновлении.

       Все правила Семейного кодекса Российской Федерации, касающиеся усыновления, распространяются и на случаи, когда ребенка – российского гражданина усыновляют иностранные граждане или лица без гражданства.

       Основанием  для отмены усыновления судом  могут служить следующие обстоятельства:

       1) в зависимости от поведения  усыновителя, которое свидетельствует:

       о его уклонении от выполнения принятых им на себя обязанностей родителя;

       о злоупотреблении приобретенными им родительскими правами;

       о жестоком обращении с усыновленным ребенком.

       Также сюда следует отнести алкоголизм и наркоманию усыновителя;

       2) другие основания7.

       Правом  требовать отмены усыновления согласно статье 142 Семейного кодекса Российской Федерации обладают: родители ребенка, его усыновители, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, органы опеки  и попечительства, а также прокурор.

       Согласно статье 32 Гражданскому Кодекса Российской Федерации над малолетними детьми (не достигшими 14 лет) устанавливается опека и в соответствии со статьей 33 Гражданского Кодекса Российской Федерации над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство.

       В соответствии с частью 2 статьи 32 Гражданского Кодекса Российской Федерации опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Также в соответствии с частью 2 статьи 33 Гражданского Кодекса Российской Федерации попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Таким образом, между опекой и попечительством почти нет разницы, когда речь идет о защите личных прав подопечного. А при защите его имущественных прав такая разница существует: опекун представляет интересы подопечного, а попечитель помогает ему осуществлять свои имущественные права в соответствии с требованиями статьи 26 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека автоматически трансформируется в попечительство.

       Опекунами (попечителями) детей не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные лица; лица, лишенные родительских прав; ограниченные в родительских правах; лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией; отстраненные почему-либо от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, не способные по состоянию своего здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

       Для назначения лица опекуном или попечителем  необходимо его согласие, при подборе  кандидатуры необходимо учитывать, прежде всего, его нравственные качества, ценностную ориентацию как личности, способной направить развитие ребенка по нужному руслу, обращать внимание на отношения, существующие между будущим воспитателем (опекуном) и его воспитанником (подопечным), выявлять (когда это возможно) желание несовершеннолетнего любого сознательного возраста видеть рядом с собой в качестве родителя лицо, намеревающееся его заменить8.

       Опекуны (попечители) несовершеннолетних обязаны  проживать совместно со своими подопечными. Однако при этом опекун не приобретает права на жилую площадь подопечного, а подопечный - на жилую площадь опекуна. В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации подопечный по достижении 16 лет с разрешения органа опеки и попечительства может жить самостоятельно. Согласно статье 150 Семейного Кодекса Российской Федерации после вынесения органами опеки и попечительства решения (постановления) о назначении опекуна (или попечителя) либо без установления временных границ, либо на время у опекуна возникают права и обязанности как личного, так и имущественного характера. Отношения же опекуна с родителями подопечного, по существу, сводятся к регулированию вопроса относительно общения несовершеннолетнего с его матерью или отцом. В пункте 3 статьи 150 Семейного Кодекса Российской Федерации имеется специальная оговорка: "Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка".

       Подопечные  имеют следующие права:

       1) права, которые принадлежат каждому  несовершеннолетнему в соответствии со статьями 54 – 57 Семейного Кодекса Российской Федерации;

       2) в соответствии с пунктом 1 статьи 148 Семейного Кодекса Российской Федерации право на:

       причитающиеся им от родителей алименты;

       пенсию  по случаю утраты кормильца;

       пособия и другие социальные выплаты, в частности  государственное ежемесячное пособие;

       3) другие права, предусмотренные  гражданским законодательством9.

       Необходимо  отметить, что Федеральный закон  "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает ряд дополнительных гарантий улучшения материального положения оставшихся без родителей выпускников детских учреждений, обучающихся во всех типах образовательных государственных и муниципальных учреждений, устанавливая право на бесплатное обучение, повышенную стипендию и другие.

       Особенностью  опеки над несовершеннолетними  является надзор (контроль) со стороны  органов опеки и попечительства за деятельностью опекуна, который осуществляется по месту жительства подопечного и позволяет составить представление об условиях его жизни в семье, о степени добросовестности лица, заменяющего родителей. Такой надзор носит систематический характер: не реже двух раз в год информация о подопечном в виде акта обследования должна поступать в органы опеки и попечительства.

       Опека и попечительство перестают существовать:

       1) при усыновлении подопечного;

       2) если подопечного почему-либо  помещают в одно из детских учреждений на полное государственное попечение;

       3) после возвращения ребенка к  родителям (по решению органа  опеки и попечительства);

       4) в результате изменения семейного,  материального положения опекуна,  его болезни, необходимости ухода  за нуждающимися в этом членами семьи и при других подобных обстоятельствах, существенно затрудняющих опеку и делающих ее просто невозможной, по просьбе самого опекуна;

       5) из-за отсутствия взаимопонимания  между опекуном (попечителем) и  его подопечным;

       6) вследствие ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем своих обязанностей по воспитанию подопечного, защите его прав и обязанностей;

       7) при использовании опеки или  попечительства в корыстных целях;

       8) другие причины, когда опека  не выполняет своего назначения, противоречит интересам подопечного, не имеет права на существование10.

       Следующей формой устройства детей, оставшихся без  попечения родителей является приемная семья. Помещение несовершеннолетнего в приемную семью также является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения. Правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат статья 151, статья 152, статья 153, статья 154, статья 155 Семейного Кодекса Российской Федерации, которые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 829.

       Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:

Информация о работе Контрольная работа по "Семейному праву"