Контрольная работа по "Семейному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

«Варварскими правдами» называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - "Салический закон" - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина. Рассмотрим поподробнее салическую правду и прокомментируем основные главы.

Оглавление

Источники раннефеодального права Западной Европы. «Варварские правды»
Регулирование имущественных отношений.
Обязательства из договоров.
Брачно-семейные отношения.
Преступления и наказания. Процесс.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Салическая правда.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Своеобразным  видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением  родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось  прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это  было сделать знатному синьору, окруженными  вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

 

Заключение.

 

О времени возникновения  Салической Правды до сих пор идут споры. Все согласны, что она явилась  до смерти Хлодвига (511), но дальше начинаются разногласия. По вопросу о времени появления древнейших узаконений мы принуждены вращаться в области гаданий; вопрос о времени появления древнейшего текста поддается приблизительному разрешению. Подспорьем при этом служит самый текст. В статье 46-ой упоминается Луара; если только это не позднейшая глосса, что маловероятно, то С. Правда не могла возникнуть раньше войны Хлодвига с вестготами (507); это подтверждается и следами вестготского влияния на С. Правду. Во многих статьях идет речь о сильной королевской власти, что не могло бы быть до основания королевства; затем новая монетная система со счетом на солид, равный 40 денариям, устраняет возможность более раннего происхождения, потому что такого соотношения не было, по-видимому, до 481 г. Виноград, о котором у поминается в Салической Правде, не рос в Салической земле даже в середине VI в., между тем как в стране по Мозелю - в завоеванной в 486 г. области Сиагрия - он уже обрабатывался в IV в. Таким образом, возникновение памятника приходится отнести к самому началу VI в., между 507 и 511 гг. О способе составления С. Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось по возможности большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической Правды.

К Салической правде относятся также капитулярии, числом семь, вносящие в нее более или  менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой - после 575 г., седьмой - при Людовике Благочестивом (819). Источниками С. Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. История государства  и права зарубежных стран. Ч. 1. // под редакцией Жидкова О.А.  Изд-во "Норма". - М., 2006.

2. История феодального  государства и права // Черниловский З.М. - М., 2006.

3. Хрестоматия  памятников феодального государства  и права // под редакцией Черниловского З.М. - М., 2006.

4. Хрестоматия  по всеобщей истории государства  и права // под редакцией Черниловского З.М. - М., 2006.

5. Хрестоматия  по всеобщей истории государства  и права // под редакцией Батыева К.И. - М., 2006.

6. Салическая  правда // Русский пер. Н.П. Грацианского  и А.Г. Муравьева. - Казань, 2007.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Семейному праву"