Конституционный статус Президента России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы всестороннее исследование института Президентства РФ, и в частности статуса Президента России.

При написании работы был поставлен ряд задач:

* во-первых, рассмотреть понятие конституционно-правового статуса Президента РФ.

* во-вторых, рассмотреть полномочия главы Российского государства.

* в-третьих, изучить порядок вступления вновь избранного Президента в должность.

* в-четвертых, рассмотреть основания и порядок прекращения полномочий Президента.

Оглавление

I часть Конституционный статус Президента РФ

1.1. Введение 3

1.2. Конституционно-правовой статус Президента России 5

1.3. Полномочия главы Российского государства 9

1.4. Порядок вступления вновь избранного Президента

в должность 14

1.5. Основания и порядок прекращения полномочий Президента 18

1.6. Заключение 24

1.7. Список используемой литературы 26


II часть Задача:

2.1. Законодательное собрание Республики Т. в составе РФ приняло закон, по которому граждане этой республики, призванные на действительную военную службу, должны служить на ее территории.

Соответствует ли этот законодательный акт Конституции РФ? 27

2.2. Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Министерство внутренних дел РФ.docx

— 49.89 Кб (Скачать)

Министерство  внутренних дел РФ 

Московский  областной филиал

Московского университета МВД  России 
 

Кафедра Теории и истории государства и права 

Выполнила: студентка 1 курса

заочной формы обучения

Иванова А. Н.  

Проверил:  
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу: 

«Конституционное право» 
 
 

Вариант № 14 

на тему: «Конституционный статус Президента России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руза 2009 

Содержание  
 

     I часть   Конституционный статус Президента РФ

     1.1. Введение          3

     1.2. Конституционно-правовой статус  Президента России   5

     1.3. Полномочия главы Российского государства    9

     1.4. Порядок вступления вновь избранного  Президента 

             в должность                 14

     1.5. Основания и порядок прекращения  полномочий Президента         18

     1.6. Заключение                 24

     1.7. Список используемой литературы             26 

     II часть   Задача:

      2.1. Законодательное собрание Республики Т. в составе РФ приняло закон, по которому граждане этой республики, призванные на действительную военную службу, должны служить на ее территории.

      Соответствует ли этот законодательный акт Конституции  РФ?         27

      2.2. Список используемой литературы             30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Введение 

     12 декабря 1993 года всенародным голосованием  была принята Конституция Российской  Федерации. Это было вызвано  необходимостью преодолеть полосу  политического кризиса и противостояния  всех ветвей государственной  власти. Согласно ст. 10 Конституции  государственная власть в Российской  Федерации осуществляется на  основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны1. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

     Основная  роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.2 Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

     Актуальность  рассматриваемой  темы обусловлена тем, что институт Президентства является относительно молодым институтом российского конституционного права и вызывает к себе пристальный интерес.

     Цель  данной работы всестороннее исследование института Президентства РФ, и в частности статуса Президента России.

     При написании работы был поставлен  ряд задач:

     * во-первых, рассмотреть понятие конституционно-правового статуса Президента РФ.

     * во-вторых, рассмотреть полномочия главы Российского государства.

     * в-третьих, изучить порядок вступления вновь избранного Президента в должность.

      * в-четвертых, рассмотреть основания и порядок прекращения полномочий Президента.

     Исходя  из поставленных задач, работа имеет  следующую структуру:

     В первой главе будет рассмотрено  понятие конституционно-правового статуса Президента РФ.

     Во  второй главе речь пойдет о порядке вступления вновь избранного Президента в должность.

     В третьей главе будут рассмотрены полномочия главы Российского государства.

     В-четвертой главе будут рассмотрены основания и порядок прекращения полномочий Президента

     Объектом  исследования в работе выступает Президент РФ, предметом исследования является конституционно-правовой статус Президента РФ.

    Активное исследование данного вопроса российскими авторами началось после учреждения института президентства в России в 1993 году. Большое внимание месту Президента в политической и правовой системе различных государств уделяли такие авторы, как: И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский, Л.И. Селезнев, Ю.И. Скуратова, В.В. Соболева, А.А. Фурсенко, А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков и многие другие.

     В ходе написания данной курсовой работы были использованы:

     Конституция РФ, федеральные законы, нормативные  документы, учебные пособия.

     При подготовке работы использовались материалы  периодической печати, представленные в основном статьями юристов, политических деятелей и ученых. 
 

     1.2. Конституционно-правовой  статус Президента  России 

     В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .

     Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В предшествующей Конституции Президент  являлся высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в  Российской Федерации.

     Данные  изменения были необходимы, в связи  с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение  уровня персонифицированного представительства  государства. Определение «глава государства» соответствует более высокому статусу  государства.

     Правовой  статус Президента России основан на учете мирового опыта организации  президентской власти. Вместе с тем  устройство президентской власти в  России весьма специфично, отражает условия  политической жизни и не дает оснований  говорить о механическом копировании  опыта какой-либо страны.

     Статус  Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место  в системе органов государственной  власти, не входит непосредственно  ни в одну из ее ветвей.

     Данное  понятие не значит, что президентская  власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной  воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом  и Правительством Российской Федерации.

     Для того чтобы не повторилась ситуация советского периода Конституция  Российской Федерации 1993 года предусматривает  систему гарантий, препятствующих превращению  Президента Российской Федерации в  авторитарного правителя. Эта гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что  «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании».3 Так же предусмотрено, что «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об это гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.

     Закрепляя статус Президента Российской Федерации  как главы государства, Конституция  в статье 80 предусматривает в  обобщенной форме связанные с  этим функции. Они касаются основ  жизнедеятельности государства  и общества.

     Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы  защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или  иным причинам в их реализации.

     Выполняя  функцию «гаранта» Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

     В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

     В осуществлении этих функций Президент  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

     Это относится и к такой функции  Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней  политики государства. Она формируется  в соответствии с Конституцией и  федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и  тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает  определенную программу, в которой  намечаются стратегические направления  развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата  означает одобрение содержащиеся в  ней установок большинством избирателей.

     Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируется основные направления внутренней и внешней  политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в  случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных  форм, обеспечивающих взаимное воздействие  одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

     Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных  отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.

     Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства  единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России.

     Основные  параметры, направления государственной  политики России определены в Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, направлены на определение основных направлений  государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

     Но  вместе с тем Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений  внутренней и внешней политики РФ. Они касаются кадровой политики, утверждения  главных направлений военной  политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой политики, руководства текущей  социально-экономической политики.

     Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента является само место в  Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных  органам государственной власти Российской Федерации. В прежней  Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, так  как в ней Президент был  главой исполнительной власти.

     Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президент, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

     1.3. Полномочия главы  Российского государства 

     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его  статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции. Поскольку Президент наделен  обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции РФ 1993 года, а так  же в ряде статей, относящихся к  деятельности других государственных  органов. Так, ч.3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

Информация о работе Конституционный статус Президента России