Конституционный статус Президента России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы всестороннее исследование института Президентства РФ, и в частности статуса Президента России.

При написании работы был поставлен ряд задач:

* во-первых, рассмотреть понятие конституционно-правового статуса Президента РФ.

* во-вторых, рассмотреть полномочия главы Российского государства.

* в-третьих, изучить порядок вступления вновь избранного Президента в должность.

* в-четвертых, рассмотреть основания и порядок прекращения полномочий Президента.

Оглавление

I часть Конституционный статус Президента РФ

1.1. Введение 3

1.2. Конституционно-правовой статус Президента России 5

1.3. Полномочия главы Российского государства 9

1.4. Порядок вступления вновь избранного Президента

в должность 14

1.5. Основания и порядок прекращения полномочий Президента 18

1.6. Заключение 24

1.7. Список используемой литературы 26


II часть Задача:

2.1. Законодательное собрание Республики Т. в составе РФ приняло закон, по которому граждане этой республики, призванные на действительную военную службу, должны служить на ее территории.

Соответствует ли этот законодательный акт Конституции РФ? 27

2.2. Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Министерство внутренних дел РФ.docx

— 49.89 Кб (Скачать)

     Полномочия  Президента можно объединить в несколько  групп.

     1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти. Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания, чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Эта функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

     Согласно  ст.83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

     Ключевым  полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право  принять решение об отставке Правительства.

     Роль  Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его  взаимоотношениях с Правительством. Согласно ст.83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей.

     Обеспечивает  нормальное функционирование исполнительной власти и право формировать свою Администрацию, которая выполняет  функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют  Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное  управление, а так же иные структурные  подразделения.

     2. Полномочия по взаимодействию с федеральными - законодательной и судебной властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

     Президент располагает совокупностью полномочию, позволяющих воздействовать как  на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

     Глава государства в соответствии со ст.84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.

     Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  «распустить» Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условия государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

     Обширны полномочия Президента, дающие ему  возможность участвовать в законодательной  деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, что  предусматривает ст.84 Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.

     Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством  их опубликования. Так же глава государства  имеет возможность оказывать  влияние и на содержание законопроектов путем использования право вето.

     Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный ст.84 Конституции  институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства.

     Во  втором послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной  из центральных стала задача укрепления Российского государства, повышение  действенности государственной  власти, утверждение авторитета и  силы права.

     Взаимодействие  Президента с судебной властью выражается в участии формировании органов  судебной власти, которые осуществляются совместно с Советом Федерации.

     Согласно  ст.83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда России. Само же назначение судей осуществляется Советом Федерации. Президенту так же принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора, а также вносить предложения об освобождении его от должности.

     3. Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и государственная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Как глава государства Президент  осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно ст.83 Конституции, он формирует и возглавляет Совет  Безопасности.

     К компетенции Президента относится  утверждение военной доктрины России, которая является частью общей компетенции  безопасности. По Конституции Президент  назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной  практикой Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

     В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственно ее угрозы глава  государства вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе, согласно ст. 87 Конституции.

     Угроза  безопасности России может возникнуть не только в связи с военной  угрозой, но и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные бедствия, массовые беспорядки и тому подобное. Президент вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе.

     4. Полномочия в области внешней политики и международных отношениях. Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в ст.86 Конституции. Самое важное, где говорится, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

     В качестве руководителя внешней политикой  России Президент ведет переговоры и подписывает международные  договоры РФ.

     Согласно  Конституции, Президент принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей. Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

      Иные  полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

      Важнейшее из них заключено в ст.84 Конституции  РФ – решение о назначение референдума. Данное полномочие может рассматриваться  как форма участия Президента в законодательной деятельности.

     К компетенции Президента относится  решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического  убежища. К компетенции главы  государства отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве  РФ.

     На  основании ст.89 Конституции Президент  награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ.

     В ст.89 Конституции предусмотрено, что  Президент осуществляет помилование. Актом помилования является решение  главы государства о смягчении  наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к  нему с соответствующим ходатайством. 
 

     1.4. Порядок вступления  вновь избранного 

     Президента  в должность 

     Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией и на ее основе Федеральным законом «О выборах президента Российской Федерации» от 31.12.1999г. и Законом РФ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» от 30.12.2008г.

     Статья 81 Конституции и ч.1 ст.3 Федерального Закона «О выборах Президента РФ» гласят: «президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». То есть выборы осуществляются наиболее демократическим путем.

     Конституционным условием является то, что кандидатом в Президенты может быть гражданин  России не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в РФ не менее 10 лет.

     Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок  назначения выборов, выдвижения и регистрации  кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих  мероприятий, формирование и организации  работы избирательных комиссий разного  уровня, обжалования их решений и  действий, составление списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и так далее.

     Выборы  проводятся только в том случая, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

     Избранным считается кандидат, который получил  более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если в избирательный  бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается  повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов  избирателей. По итогам повторного голосования  избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее количество голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, по отношению  к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При  этом в Законе поставлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

     Если  выборы Президента РФ признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих право голоса), недействительными (при обнаружении грубых нарушений  закона) или если при общих выборах  либо при повторном голосовании  ни один кандидат не избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные  выборы. При повторных выборах  осуществляются все избирательные  действия, предусмотренные Федеральным  Законом о выборах Президента России. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

     «Президент  РФ, избранный в соответствии с  Конституцией РФ и настоящим Федеральным  Законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня  вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах  Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а так же в  случае, если ко дню истечения четырех  лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах РФ, назначены повторные выборы Президента РФ, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ».

Информация о работе Конституционный статус Президента России