Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:10, дипломная работа
Актуальность исследования источников современного гражданского права обусловлена той ролью, которую эти институты играют в практическом гражданском обороте, экономических и правовых отношениях в стране с развитой рыночной экономикой. Соответственно развитие товарно-денежных и прочих экономических и гражданских отношений приводит к необходимости определения предмета и методологии науки, которая разрабатывает нормы их регулирования — т.е. методологии гражданского права. Сложность и неоднозначность определения источников гражданского права обусловлена большой емкостью данной научной и учебной дисциплины, которая охва
Введение…………………………………………………………………………….6
Глава 1. Общая характеристика источников права
1.1.Исторические этапы развития источников права…………………………….9
1.2. Понятие и система источников гражданского права в Российской Федерации…………………………………………………………………………..18
1.3. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве
и по кругу лиц………………………………………………………………………27
Глава 2. Исследование различных видов источников гражданского права
2.1. Гражданско-правовые нормативные акты Российской Федерации………..37
2.2. Нормы международного права……………………………………………….44
2.3. Обычаи делового оборота как источники гражданского права…………….52
Глава 3. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования
3.1. Анализ проблем применения некоторых федеральных законов…………..61
3.2. Системный анализ кодификации в Российской Федерации на
примере интеллектуальной собственности………………………………………67
Заключение..………………………………………………………………………81
Список использованных источников………………………………………….86
Приложения………………………………………
Глава 3. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования
3.1. Анализ проблем
применения некоторых
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс РФ.
Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК РФ прямо предусматривает в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК РФ иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Кодекс существенно повысил роль законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено, по крайней мере, на будущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.
По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.
К сожалению, отечественный
законодатель не всегда последовательно
учитывает и реализует
Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК РФ (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Наибольшей юридической
силой среди подзаконных
Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК РФ или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК РФ могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК РФ). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК РФ). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.
В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК РФ могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.
Установление правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. Главная проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права. Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана не официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.
В некоторых правовых системах не совпадают сами понятия источник права и форма права. Например, в странах Африки в качестве формы права выступают устные обычаи, которые были превращены в правовые нормы с разрешения государства. В мусульманских странах формой права является мусульманская доктрина, ранее изложенная крупнейшими арабскими богословами, а источниками права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах. Но при этом, когда рассматривается закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.
В части первой Гражданского кодекса РФ появилась норма, которая имеет основополагающее значение не только для собственно гражданского, но и всего российского законодательства: речь идет о ст. 3 Гражданского кодекса РФ, которая закрепляет следующие новые положения:
1.понятие “гражданское
законодательство” отныне
2.нормы гражданского
права, содержащиеся в других
законах, должны
3.отношения, на которые
распространяется действие
Ни в одном акте столь детально и четко не закреплялась главенствующая роль Кодекса по отношению к иным правовым актам.
Согласно ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из “настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных Федеральных законов”. Последующие пункты вышеуказанной статьи дают более широкое понятие гражданского законодательства, которое включает в себя: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств49.
Понятие источников гражданского законодательства в соответствии с ГК РФ является “узким” и не включает в себя всех источников гражданско-правового регулирования, научная доктрина дает более широкое понятие законодательству, чем Кодекс, в связи с тем, что гражданское законодательство находится в стадии развития.
Главенствующая роль Гражданского Кодекса РФ в системе гражданского законодательства не решает всех проблем, связанных с применением норм гражданского права, поскольку отношения, регулируемые гражданским правом, очень объемные и постоянно изменяются, развиваются.
Например, значительным пробелом в страховом законодательстве имеет смысл признать тот факт, что умышленное причинение вреда себе самому, т.е. возникновение ответственности за умышленное причинение вреда жизни или здоровью гражданина, признается страховым случаем и не освобождает страховщика от выплаты (п. 2 ст. 963 ГК РФ). Однако, данная норма отсутствует в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Исходя из этого, необходимо внести дополнение в п. 1 ст. 9 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», указывающее на то, что событие, указанное в договоре страхования ответственности за причинение вреда, должно носить случайный характер не только в момент заключения договора, но и в момент наступления указанного события50.
Кроме того, в ГК РФ отсутствует общая норма об установлении объема риска в договоре имущественного страхования. В то время как в Правилах страхования обычно подробно, хотя и, в достаточной мере, казуистически, указывается предел ответственности, лежащей на страховщике.
Вышеуказанные случаи говорят о том, что в гражданском законодательстве в качестве источников могут применяться и иные источники гражданско-правового регулирования, кроме тех, что указаны в ст.3 ГК РФ. Но учитывая категоричность утверждения о том, что ГК РФ имеет приоритетное значение по сравнению с иными нормативными актами, в свою очередь вызывает определенные трудности с их применением.
Автором выявлена ещё одна проблема применения гражданского законодательства в области местного самоуправления. Несмотря на то, что средства местного бюджета относятся к муниципальному имуществу, они не образуют объекта муниципальной собственности, то есть муниципальной казны. По ГК РФ не муниципальная казна, а деньги и ценные бумаги относятся к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Муниципальная казна не является объектом гражданских прав, что противоречит сути возникновения гражданских правоотношений. Тем не менее ГК РФ не учитывает различий между муниципальной казной и муниципальным имуществом.
Для устранения возникшего пробела необходимо, чтобы в законодательном порядке казна признавалась не только объектом муниципальной собственности, но и объектом гражданских прав.
Так как объектами гражданских прав являются деньги и ценные бумаги (а не казна), это обстоятельство даёт основание для выделения средств местного бюджета в качестве самостоятельного вида муниципального имущества. ГК РФ не даёт определения такого вида муниципального имущества, как средства местного бюджета, а лишь его констатирует. Получается, что средства местного бюджета регулируются несколькими законодательными актами, противоречащими друг другу. Этот вид имущества регулируется и как имущество по ГК РФ, и как местный бюджет по БК РФ; регулируется он и Законом о местном самоуправлении и иными законами и нормативно-правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное,
автор приходит к выводу, что необходимо
в законодательном порядке
Кроме того, в ряде случаев, оговоренных в законе, в качестве источников гражданского права могут быть международные договора и иностранные гражданские законы.
Источником права является внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. В законодательстве правовые нормы находят свое официальное выражение.
Гражданское право находит свое выражение непосредственно в Гражданском кодексе и ряде специальных законов. Гражданский кодекс - основной законодательный акт, объединяющий нормы гражданского права.
Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок (контрактов), применения гражданско-правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и др. Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием иностранного элемента".
3.2. Системный
анализ кодификации в
В связи с введением в действие с 1 января 2008 года неоднозначно оцениваемой учеными и специалистами четвертой части ГК РФ, социально-экономической значимостью и насущной необходимостью оптимизации правового регулирования имущественных отношений гражданского оборота объектов и прав интеллектуальной собственности актуально научное определение возможностей развития четвертой части ГК РФ.
Для выявления
необходимости и научного обоснования
соответствующих направлений
- генетического
анализа - для изучения истории
и определения тенденций
- компонентного анализа - для выявления основных элементов и системы ГК РФ в целом и четвертой части в частности;