Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономических организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы предопределила решение следующих задач.
1.Определить понятие международных экономических организаций и границы правосубъектности МО в международном праве.
2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, их цели и функции.
3.Выявить особенности участия России в системе международных экономических организаций и перспективы вступления России в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.2.ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 9
1.3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СИСТЕМЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 21
2.1.СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
2.2.ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 24
2.3. БЕЛОРУССИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР РОССИИ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ООН И ОБСЕ; ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ИНТЕГРАЦИИ И СОЗДАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 204.00 Кб (Скачать)
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема 19: «ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2004 г. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность  курсовой работы. Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

      Однако  процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики. К данным слабостям следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и импорта; непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков; ориентация НИОКР на военные исследования; изношенность и моральное устаревание основных фондов; нестабильность в экономике и политике.

      Для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо: установление стабильного политического режима; совершенствование рыночного механизма хозяйствования; всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производств с импортозамещением; стимулирование экономического развития по пути НТП; вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

      На  решение вышеназванных проблем  и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Одной из главных целей реформ ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа. Особая роль в этом процессе принадлежит международным экономическим организациям. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

      Межгосударственные  экономические организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

      На  современном этапе экономического развития России исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких соглашений составляет правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому вопрос присоединения России к ВТО приобрел в последние годы особую актуальность. Основным принципом, положенным в основу всей сложившейся системы ВТО является принцип наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе.

      Не  менее актуален сегодня и вопрос создания единого Союзного государства России и Белоруссии. До настоящего времени достигнуто лишь принципиальное согласие по стратегическим аспектам такого Союза. Целый комплекс задач еще предстоит решить в целях определения наиболее эффективного взаимодействия двух исторически и культурно близких государств.

      Актуальность  проблематики обусловила ЦЕЛЬ курсовой работы выявить проблемы и пути совершенствования деятельности международных экономических организаций и рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.

      Цель  работы предопределила решение следующих  задач.

      1.Определить  понятие международных экономических организаций и границы правосубъектности МО в международном праве.

      2.Показать  эволюцию развития международных  экономических организаций, их цели и функции.

      3.Выявить  особенности участия России в  системе международных экономических организаций и перспективы вступления России в ВТО.

      5.Исследовать  особенности внешнеэкономического  сотрудничества России и Белоруссии в рамках международных организаций; дать оценку перспектив интеграции и создания единого Союзного государства.

      Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1.Понятие  и виды международных  организаций

 

      В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные1) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)

      Термин  «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

      И.И.Лукашук, определяя понятие международной  организации, пишет, что это –  организаций, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации.2

      Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных  международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).    

      Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).

      Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих  властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.3

      Наиболее  известны и авторитетны следующие  международные организации:

      Международные политические и экономические  организации общей  компетенции:

      Организация объединенных наций – ООН

      Большая восьмерка – G 8

      ОЭСР

      Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:

      ЮНИДО

      ПРООН

      ЮНКТАД

      ВТО

      Международные финансовые институты:

      Группа  Всемирного банка

      Европейский банк реконструкции и развития

      Региональные  организации экономического сотрудничества

      Европейский союз – ЕС

      Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества - АРЕС

      Специализированные  межправительственные и неправительственные организации в области ИКТ:

      ЮНЕСКО

      Международный союз электросвязи – ITU

      Всемирный альянс информационных технологий и  услуг – WITSA и др.

      Центральное место в системе международных  организаций принадлежит ООН.

      ООН была создана в целях поддержания  и укрепления международного мира и  безопасности, развития сотрудничества между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 стран-основателей. В настоящее время членами ООН является 191 государство. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея /ГА/, Совет Безопасности /СБ/, Экономический и социальный совет ООН /ЭКОСОС/, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых являются большинство стран ООН.

1.2.Эволюция международных организаций

 
 

      Сегодня можно говорить о том, что на смену  моноцентристской международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества акторов.4

      Вторым  по роли и значению (после государства) актором международных отношений являются международные организации (МО). Первые МО появились еще в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Первые МО создавались в сфере экономики, транспорта, культуры, социальных интересов государств и по своим целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области (law politics).

      Число таких организаций, или, как их тогда называли, международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К ним относились комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного управления в области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым необходимость создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой системой играли МО.

      В политической сфере предшественники  первых МО появились после Венского конгресса 1815 г.5 Тогда сформировался так называемый Европейский концерт, или пентархия, состоявший из 5 великих держав (Англия, Пруссия, Россия, Австрия и Франция). Европейский концерт можно рассматривать как прообраз МО в сфере безопасности, которая претендовала на руководящую роль в европейских делах. Концерт представлял собой систему конгрессов и конференций, в рамках которых 5 держав решали вопросы урегулирования и разрешения международных кризисов и конфликтов. Основным принципом деятельности Европейского концерта был принцип равновесия.

      Следующим важным этапом в развитии МО была деятельность Лиги Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций имела два существенных отличия от Европейского концерта: 1) она была создана на основе международно признанного акта - Статуса Лиги Наций; 2) она строилась на принципе коллективной безопасности.

      Благодаря созданным Лигой институциональным формам международного сотрудничества обеспечивалась более надежная опора для будущей ООН.

Информация о работе Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономических организаций