Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование форм государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и значение формы государства; во второй главе работы дать характеристику элементам формы государства; в третьей главе - проанализировать особенности формы современного российского государства.
При написании курсовой работы использованы Конституция Российской Федерации, учебники и периодическая литература, а также монографии и журнальные статьи.
Структура моей работы построена в строгом соответствии с задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Первые республики появились  в античный период. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лип — аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Современные республики бывают двух видов: президентские и парламентские, главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

В классической президентской  республике (США, Сирия) президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент вправе отправить правительство, а отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается населением, и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов.

Парламентские республики (Италия, Германия, Индия) характеризуются особым порядком формирования правительства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. При этом правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным. Председателем правительства в парламентской республике является, как правило, лидер партии, победившей на парламентских выборах. Правительство несет перед парламентом политическую ответственность. В определенных конституцией случаях парламент может объявить правительству вотум недоверия.

Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо особой коллегий представителей с участием депутатов парламента. Формально он обладает значительными полномочиями, но фактически их не использует. По своим признакам парламентские республики схожи с парламентарными монархиями.

В последнее время  классические формы республики не всегда обеспечивают четкое взаимодействие высших органов государственной власти. Для устранения этих противоречии создаются смешанные (парламентско-президентские) республики (Франция, Россия). Правительство в таких республиках формируется с участием и президента, и парламента, и несет перед ними ответственность. Например, по Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство РФ несет ответственность и перед Президентом и перед Федеральным Собранием РФ. Для поддержания баланса различных ветвей власти в смешанных республиках предусматривается взаимная политическая ответственность президента и парламента.

На протяжении долгого времени в России существовала особая форма республики — советская республика. Для нее было характерно, что верховными законодательными, распорядительными и контрольными органами власти являются советы на всех уровнях, которые организационно соподчинены. Такая форма республик значительно отличается от парламентских республик и в настоящее время существует только в некоторых государствах социалистического типа (Китай).

Помимо классических форм правления в современном мире выделяются и нетрадиционные формы, которые обычно именуют смешанными формами. Так, в некоторых республиках президент как глава государства занимает свой пост неограниченное время, его полномочия периодически продляются без проведения выборов. Данное положение позволяет ему достигнуть неограниченной власти, выражением которой будет являться его безответственность. Подобные признаки говорят о наличии «монархической республики».

Обратным примером может  являться система выборности монарха, существующая в Малайзии, где князь избирается на съезде сроком на пять лет.

 

2.2 Форма государственного устройства

 

Одним из составляющих элементов  формы государства является форма  государственного устройства, выражающая территориальную организацию государства.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями4.

Если к данному определению  добавить еще один элемент, такой, как взаимодействие центра и частей, то оно будет отражать все необходимые элементы формы государственного устройства.

Таким образом, давая  определение формы государственного устройства, необходимо учитывать следующие  важные признаки данного понятия: во-первых, форма государственного устройства отражает только внутреннюю территориальную организацию власти в стране, во-вторых, она охватывает только государственную власть и не имеет отношения к местному самоуправлению и, в-третьих, характеризует взаимоотношения государства и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.

При характеристике территориальной  организации государства, организации  государственной власти между центром  и составляющими это государство частями в юридической литературе используется термин "форма государственного устройства", который регулярно критикуется различными авторами из-за возможности двоякого толкования.

Так, по мнению В.Е. Чиркина, этот термин "применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, политической литературе, юридических исследованиях. В первых двух случаях ему придается обычно широкое значение: речь идет о государственном, а иногда и общественном строе в целом. В юридической литературе имеется в виду лишь устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями5.

История становления  и развития государства определяет три способа деления государства по территориальному признаку: административно-территориальные единицы, национально-государственные образования, суверенное деление. В зависимости от этих способов и определяется форма государственного устройства.

Существуют две формы  государственного устройства: унитарные государства и федерации.

Унитарное государство  — простое государство, подразделяемое по административно-территориальному принципу. В составе унитарного государства образуются территориальные единицы, не обладающие статусом государственного образования.

Признаками унитарного государства являются: единые конституция и законодательство, единая правовая и судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. Органы управления административно-территориальных образований подчиняются центральным органам государственной власти. Право принятия законов принадлежит только высшим законодательным органам, хотя в административно-территориальных образованиях могут действовать представительные органы государственной власти, полномочные издавать нормативно-правовые акты, которые носят подзаконный характер и должны соответствовать всем требованиям законов.

Унитарные государства  могут иметь в своем составе  автономии. Автономией признается самоуправляемая  территория, образованная по национальному, религиозному или иному признаку. Для примера можно выделить автономии в Испании, где существуют и национальные (Каталония, Баскония), и территориальные (Галисия) автономии.

На первый взгляд унитарные  государства имеют простую структуру, что облегчает проблемы решения территориальных проблем. Но не нужно забывать, что при этом могут не учитываться различные особенности территориальной, национальной, географической, исторической и иной организации государства, это может повлечь нарушение прав населения регионов.

Другой формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство — сложное государство, состоящее из субъектов (государств), обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих целей и задач. Федерация образуется по территориальному или национальному принципу, либо используются оба этих принципа и образуются так называемые смешанные федерации.

Территориальные федерации (США, Германия) исторически оказались более прочными и устойчивыми, чем национальные федерации (СССР, Чехословакия, Югославия), которые в итоге распались на суверенные государства.

Для федерации характерны следующие признаки: юридическая  и политическая самостоятельность  субъектов, выражающаяся в наличии  у субъектов собственной конституции (устава) и законодательной системы; наличие высших органов государственной власти субъектов федерации, двойное гражданство — гражданство федерации и субъектов федерации.

Федерация может быть образована на основе конституции (конституционная федерация), например, так образовалась Бельгия или Германия, а также на договорной основе (договорные федерации).

Ряд федераций образуются на основе и конституции, и договора. Например, Российская Федерация в  современном виде после распада СССР образовалась на основе Конституции РФ 1993 г. и Федеративного договора 1992 г., действующего в части, не противоречащей Конституции6.

Субъектами федерации  являются государства и иные национально-государственные или административно-территориальные образования. Их количество может быть различно. Так в составе США пятьдесят штатов, ФРГ - шестнадцать земель, Швейцарии - двадцать три кантона.

Территории субъектов  образуют в совокупности территорию федерации. Федерация должна обеспечивать целостность и неприкосновенность ее территории. В современных конституциях федеративных государств не предусматривается право выхода субъектов из состава федерации.

Особенность федеративного  государственного устройства выражается в наличии двухпалатного парламента. При этом верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя палата непосредственно интересы населения. Данная схема позволяет отстаивать законодательные интересы субъектов и выстраивать разумный баланс в парламенте. В Российской Федерации парламент — Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации, он состоит из представителей субъектов РФ, и Государственной Думы, представляющей интересы всего населения России.

Одним из сложных и  проблемных вопросов в федерации  является разграничение полномочий между двумя уровнями власти. В различных государствах мира эти вопросы решаются по-разному. В Конституции США закреплена исключительная компетенция федерации и остаточная компетенция субъектов федерации. Конституции Мексики и Канады устанавливают предметы исключительного ведения федерации и предметы исключительного ведения субъектов. В Германии, Индии, а также в России на конституционном уровне закреплены предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

Помимо вышеуказанных форм государства исторически существует такая форма объединения государств, как конфедерация. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правового механизма и внутригосударственной организации. Конфедерация — это союз суверенных государств, объединившихся для достижения целей экономического, военного или иного характера. Конфедерация как форма межгосударственного единства носит, по сути, временный характер, Однако в мировой истории достаточно случаев развития конфедеративных отношений и превращения их в федеративные. При образовании государства через конфедерацию прошли США, Нидерланды, Германия и ряд других стран.

Для конфедерации характерно наличие  нескольких отличительных признаков: договорное закрепление конфедеративных  отношений; сохранение суверенитета за каждым из субъектов конфедерации и отсутствие суверенитета у всей конфедерации в целом; образование общих органов власти и управления под конкретные задачи; наличие права выхода субъектов из состава конфедерации; право субъектов отменить действие актов общих органов на своей территории (нуллификации), конфедерация не имеет общей конституции и общего гражданства.

В современном мире образование  конфедерации в принципе возможно, хотя и достаточно трудно ввиду процессов общей интеграции мирового сообщества. Как конфедерация задумывалось образование Содружества Независимых Государств на базе прекратившего существование СССР. Но со временем мы все более приходим к выводу о виртуальности этого межгосударственного образования. Каждая из стран участниц СНГ в период образования была озабочена собственными проблемами. В результате созданные общие органы управления так и не стали эффективно работать, ни одного серьезного решения на уровне СНГ так и не было принято. Позитивным моментом являлось то, что на базе СНГ со временем образовались межгосударственные объединении: Союз России и Белоруссии, экономические сообщества.

Подводя итог рассмотрению форм государственного устройства, необходимо отметить, что достаточно сложно говорить о единой оптимальной форме государства. Слишком много факторов должны быть учтены при определении и развитии территориальной организации государства.

 

2.3 Политический режим и его влияние на форму государства

 

Форма правления и  форма государственного устройства важны для комплексной характеристики государства, но они зачастую не отражают его внутреннего содержания, взаимоотношений между гражданским обществом и государством, особенностей осуществления государственной власти. Для этого существует такой элемент формы государства как политически режим.

Информация о работе Формы государства