Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование форм государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и значение формы государства; во второй главе работы дать характеристику элементам формы государства; в третьей главе - проанализировать особенности формы современного российского государства.
При написании курсовой работы использованы Конституция Российской Федерации, учебники и периодическая литература, а также монографии и журнальные статьи.
Структура моей работы построена в строгом соответствии с задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Политический режим — совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулирования взаимоотношений государства и общества.

Политический режим часто отождествляют  с государственно-правовым режимом, что оправданно, поскольку политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении функций государственные органы взаимодействуют с населением, общественными объединениями, политическими партиями и другими элементами политической системы.

Политический режим, по сути, является индикатором развития демократии в стране, отражает состояние политической системы. Государство является центральным элементом политической системы, олицетворяет публичную власть и представляет общество. Реализуя свои функции с помощью государственного механизма, государство применяет широкий арсенал средств, способов и приемов разрешительного, стимулирующего, ограничительного характера, воздействия на другие элементы политической системы, в особенности на личность.

В зависимости от средств  и способов различают демократический и антидемократический политический режим.

Демократический политический режим характеризуется признанием, соблюдением и обеспечением прав и свобод личности на основе норм международного права. Провозглашаются такие принципы как выборность высших органов государства, реальный доступ населения к участию в выборах, возможность участия граждан в разработке и принятии наиболее значимых решений через такие формы народовластия как референдум, правотворческая инициатива, конференции граждан.

Для демократического политического  режима характерно наличие многопартийности, политического плюрализма. Большое  значение для демократического политического  режима имеет свобода мысли и  слова. Отсутствие цензуры обязательный признак демократического политического режима. Средства массовой информации являются рупором демократии. Через критику государственной власти обеспечивается реальная возможность повлиять на ее действия и решения, узнать о конкретной деятельности государства на благо общества7.

Общественные объединения  и политические партии демократического государства позволяют гражданам находиться в оппозиции к власти, не боясь преследования за инакомыслие. Наличие развитой и конструктивной оппозиции — непременный атрибут сильного и эффективного государства и демократического политического режима.

В демократическом государстве реально действует принцип разделения властей. Каждая из ветвей власти независима от другой и не подавляет другие органы власти. Деятельность государственных органов должна осуществляться на основе принципа законности и в рамках своей компетенции.

В демократическом политическом режиме особое значение им социальная политика. В ст. 7 Конституции РФ провозглашено, что Россия социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, выделены основные направления социальной политики Российского государств.

Антидемократический политический режим существует в двух формах: авторитарный и тоталитарный режимы.

Авторитарный режим предполагает концентрацию властных полномочий в руках одного лица, культ личности, отстранение наделения от управления обществом и государством, существенное ограничение прав и свобод.

При авторитарном режиме характерна номинальность функционирования основных государственных институтов, усиление роли исполнительной власти в управлении государством, приказная система управления, утрата роли правосудия в защите прав и свобод личности.

Роль органов законодательной власти значительно уменьшается, выборам в законодательные органы не допускаются значительные слои населения, законы принимаются только по инициативе правящей верхушки государства.

Авторитарное государство  грубо вмешивается в личную жизнь  граждан, их общественную жизнь, ограничивает политическую деятельность, свободу слова и средств массовой информации.

Схожими признаками обладают и тоталитарные политические режимы. Для них характерно господство одной идеологии, сращивание государственного и партийного аппарата, милитаризация государства.

Образование и становление авторитарных и тоталитарных политических режимов активно происходило в первой половине XX в. в Европе. Свое логическое завершение они получают при фашистском режиме в Германии и Италии.

По ряду вышеперечисленных  признаков к тоталитарному режиму можно причислить и сталинский коммунистический режим, а также коммунистические режимы в других странах.

Авторитарные и тоталитарные политические режимы чаще всего появляются там, где население не грамотно, сохраняются  пережитки феодальных отношений, где низкая правовая и политическая культура.

В некоторых странах  существовали и существуют временные  антидемократические режимы, имеющие переходный характер. Они формируются в результате революционных действий определенной группы населения. Чаще всего такие формы существуют в форме военных режимов. Они устанавливаются в результате военных переворотов и прихода к власти представителей военной верхушки.

Военные режимы, как правило, недолговечны. Под воздействием населения их лидеры вынуждены идти на уступки и проводить демократические выборы в государственные органы. Военные перевороты часто происходят в странах тропической Африки. Но некоторые военные режимы, например, в Чили, действовали на протяжении не одного десятка лет, трансформируясь и превращаясь в авторитарное государство.

Ряд ученых выделяют также  чрезвычайные государственно-правовые режимы. Они могут устанавливаться  в рамках действия демократического политического режима в условиях чрезвычайного положения при реальной угрозе государственного переворота, стихийных бедствиях, глобальных катастрофах, иных опасностях для функционирования государственных институтов. Чрезвычайное положение должно вводиться строго на основе специального закона на всей территории государства или в отдельных местностях.

Завершая разговор об особенностях различных политических режимов, необходимо подчеркнуть, что  для обеспечения демократического политического режима обязательно  наличие и реальное действие эффективных  гарантий прав и свобод личности для  сдерживания экстремизма, сепаратизма и других проявлений нарушения демократии в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности формы современного российского государства

 

Итак, как было сказано  выше, форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

В России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится  наша страна. Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А. Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существует модель полупрезидентской или смешанной формы правления8. И.В. Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся9.

Таким образом, сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может  не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Хотелось бы отметить, что президентская форма правления  означает не только усиление власти Президента, но и всей системы государственной власти, которая в основном формируется по инициативе или по согласованию с Президентом РФ. С точки зрения президента Института стратегических оценок А.А. Коновалова в результате думских выборов и мероприятий по укреплению вертикали власти последняя представляет собой пирамиду, стоящую на одной точке - на вершине. В стране остался единственный политик - Президент10. Практически в условиях отсутствия контроля за президентской властью парламентом, средствами массовой информации, политическими партиями, общественными движениями мы можем уповать только на благоразумие и справедливость поступков Президента РФ. В настоящий момент противовесов президентской власти практически не существует. Дума и Совет Федерации абсолютно лояльны Президенту и в результате в парламенте мы не наблюдаем никаких серьезных политических дискуссий.

Вторым элементом формы  государства признается государственное  устройство. Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Федерализм как политический правовой принцип имеет свои принципы. К ним обычно относят государственный суверенитет РФ, единство системы государственной власти в РФ, равноправие субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Попытаемся рассмотреть некоторые проблемы, связанные с реализацией данных принципов.

Процесс формирования новой  Российской Федерации как федеративного государства начался еще до распада Союза ССР - 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, затем декларации о суверенитете стали принимать автономные республики, автономные области России, начался процесс их преобразования в суверенные республики в составе Российской Федерации, в марте 1992 г., уже после распада СССР, был подписан Федеративный договор с 87 субъектами Федерации (за исключением Татарстана и Чечни), 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, по которой признавалось равноправие всех субъектов РФ, и Федеративный договор стал действовать лишь в той части и в том объеме, которые не противоречат Основному закону России. С этого момента начинает существовать Российское государство как новое государство, исторически сложившееся и действующее на основе Конституции РФ. Следует отметить, что в момент образования новой Российской Федерации высказывались точки зрения, совершенно противоположные этому процессу - о преобразовании России из Федерации в унитарное государство (Г.Х. Попов), о построении Федерации на основе территориального, а не национального принципа (В. Тишков). Такой же позиции придерживается и сейчас лидер ЛДПР В. Жириновский.

Российское государство  — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

И все-таки, нынешний российский федерализм характеризуется по-разному. Н.В. Брезгулевская считает, например, что он чрезвычайно эклектичен, сочетает многие элементы из советского и даже имперского наследия с новейшими  заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными наработками11. И.В. Левакин утверждает, что Россия - единое федеративное государство с элементами "регионализма"12. С точки зрения В.М Ведяхина, за минувшее десятилетие сформировалась система, сочетающая в себе и федеративные, и унитарные, и конфедеративные элементы13. Некоторые политики предлагают вообще официально постепенно преобразовать Россию в конфедеративное государство.

Следует иметь в виду, что только в том случае федерализм как политический правовой принцип достигает цели, когда в основе функционирования составных частей Федерации будет положена идея их самоуправляемости. Распределение государственных полномочий между Центром и субъектами Федерации предполагает точную адекватность компетенции. Компетенция делится таким образом, чтобы проблемы решались на том уровне, на котором они возникают. Федеральная власть вмешивается только тогда, когда проблема выходит за рамки полномочий субъектов Федерации. Правда, такую модель федерализма следует считать идеальной и поэтому в современный период Российскую Федерацию вряд ли можно отнести к таким моделям - как на законодательном уровне, так и на уровне правоприменения преобладают сегодня элементы централизованного управления Федерацией, ее субъектами со стороны Москвы.

Информация о работе Формы государства