Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование форм государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы рассмотреть понятие и значение формы государства; во второй главе работы дать характеристику элементам формы государства; в третьей главе - проанализировать особенности формы современного российского государства.
При написании курсовой работы использованы Конституция Российской Федерации, учебники и периодическая литература, а также монографии и журнальные статьи.
Структура моей работы построена в строгом соответствии с задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Фактически ликвидация губернаторских выборов, финансовая зависимость  большинства субъектов РФ от Центра, перераспределение доходов субъектов  РФ по решению Москвы, усиление централизации  и ослабление децентрализации правового  регулирования постепенно делают наше государство в большей степени унитарным, чем федеративным.

Об укреплении унитаристских  тенденций свидетельствует также  учреждение федеральных округов, что, во-первых, не предусмотрено Конституцией РФ и, во-вторых, практика действия органов власти округов, прежде всего полномочных представителей, вызывает сомнения в их эффективности. К элементам выстраивания вертикали власти следует отнести и реформирование Совета Федерации, состоящему из назначаемых чиновников и бизнесменов, состав которого определяется в политическом "торге" Кремля с регионами. Главы и спикеры регионов перешли в чисто совещательный Государственный совет и Совет законодателей. Появились правовые инструменты, позволяющие Президенту отстранять губернаторов без объяснения причин. Очень остро стоит вопрос о равноправии, равенстве субъектов РФ.

В связи с этим необходимо согласиться с предложением некоторых  ученых разработать модель оптимального государственного устройства с учетом исторических особенностей страны, экономических законов, математической теории оптимизации и д.р.

Важнейшим элементом  формы государства является политический режим. Характер действующего политического режима в России определяется учеными по-разному. Так, В.С. Нерсесянц определяет его как сочетание элементов авторитаризма с либерализмом14, М.В. Баглай - как политический центризм15, хотя понятие центризма насколько стало распространенным, настолько и непонятным, поскольку соединить элементы демократического и тоталитарного политических режимов невозможно. В.Е. Гулиев характеризует современный российский политический режим как либерально-демократический, подверженный однако, авторитарным тенденциям и склонный к репрессивно-антиправовым явлениям16. Результаты выборов в Государственную Думу, Президента РФ, и становление вертикальной власти и "управляемой демократии" свидетельствуют о невозможности при нынешнем политическом режиме реализовать в полном объеме принципы, вытекающие из демократического политического режима - реальное народовластие, многопартийность и политический плюрализм, приоритет интересов личности и их гарантирование государством, независимость судебной власти и т.д.

В период правления В.В. Путина большое внимание уделялось  восстановлению и укреплению государства, сейчас часто нашими политиками употребляется тезис о становлении "сильного" государства. Между тем, само по себе усиление государства не дает России осознанной перспективы в XXI веке. Самые впечатляющие крушения в нашей истории терпели именно наиболее мощные государственные машины. Сильным же может быть только естественное для общества, его культуры демократическое государство17.

Главная задача государства - повернуться к интересам людей, глубже понять образ жизни и мышления разных социальных групп, содействовать  прояснению политического и правового сознания, способствовать созданию механизма своевременной фиксации и исправления ошибок политико-правового действия.

Усиление государства  может осуществляться только в рамках демократического режима. Лишь тогда  оно сохранит свою социальную ценность. Ни о каком, даже "дозированном", тоталитаризме и речи быть не должно в обществе, которое декларировало себя в качестве демократического и правового18.

России необходима такая  система государственной власти, которая, не поступаясь принципами демократизма, продолжая строить, совершенствовать, развивать демократический политический режим, повышала в то же время степень способности эффективно контролировать ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым российскую государственность.

Таким образом, изменения, происходящие в последнее время (создание новых органов государственной  власти, появление федеральных округов, изменения в избирательной системе и пр.), порождают серьезные научные споры. В связи с этим, необходим пересмотр на проблему формы Российского государства с учетом современных реалий. Четкое понимание о современном государственно-правовом состоянии России позволит определить факторы, тенденции, пути и перспективы развития формы Российского государства в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проделанной работы необходимо еще раз отметить следующее.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Указанное понимание  формы государства сложилось  не сразу. Долгое время ее считали  состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и политического режима.

Форма каждого конкретного государства как совокупность указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и государственного режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом, и отношения между основными политическими силами в нем. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.

Такое разнообразие объясняется  тем, что помимо указанных выше  факторов на форму государства могут  оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Хотелось бы также  отметить то, что актуальность проблемы построения правового государства в нашей стране обусловила необходимость более пристального изучения и исследования теоретических и практических правовых аспектов формы государства. Тем более что отечественная юридическая наука богата идеями и концепциями, которые накопились в длительный период становления и развития формы Российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 2009 – 21 января
  2. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». // Российская газета. – 31.12.2008.
  3. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. - СПб.: Питер, 2003. – 486с.
  4. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М.: Юристь, 1995. – 389с.
  5. Керимов Д.А. Философские проблемы государства и права.- М.:Наука, 1984. – 296с.
  6. Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ кол.авт.; отв. Ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. – 400с.
  7. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.
  8. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2006. – 640с.
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
  10. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права / В.С. Нерсесянц. М.: Юристь, 1999. – 456с.
  11. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. / М.: Высшее образование. 2005. – 379 с.
  12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - СПб., 1995. - 451с.
  13. Теория государства и права: учебник для вузов / Под общ. ред. проф. Мартышина О.В. – М.: Норма, 2007. – 496 с.
  14. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.  – 455с.
  15. Брезгулевская Н.В. Федерация и федерализм: виды и модели / Н.В.     Брезгулевская // Право и политика. - 2004. - № 7. - С.47.
  16. Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика / В.М. Ведяхин// Право и политика. 2006. № 3. С. 67.
  17. Ведяхин В.М. О форме Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - №6. - С.56.
  18. Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в     России. // «Государство и право» – 2009. – № 10. – С.80.
  19. Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения / В.Е. Гулиев // Право и политика. -  2001. -  №5. - С. 5 - 6.
  20. Затонский В.А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства./ В.А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление.  – 2009. - №7. –С.8
  21. Коновалов А. Политический постмодерн: выборы как инсталляция / А. Коновалов // Независимая газета. - 2004. - 27 января.
  22. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) / М.А. Краснов // Государство и право. - 2003. - № 10. - С.16.
  23. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода / И.В. Левакин // Государство и право. - 2003. – №1. - С.6.
  24. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства / И.В. Левакин // Право и политика. - 2002. - №5. - С. 173.
  25. Синюков В.Н. Россия в XXI веке - пути правового развития / В.Н. Синюков // Журнал российского права. - 2000. -  № 4. - С.11 - 12.

1Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2006. – С.235.

 

2 Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ кол.авт.; отв. Ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. – С.82.

3Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». // Российская газета. – 31.12.2008.

 
 

4 Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. - СПб.: Питер, 2003. - С. 76.

5 Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001. - С. 155.

6Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. / М.: Высшее образование, 2005. – С,179 .

 

7 Затонский В.А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства./ В.А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление.  – 2009. - №7. –С.8

 8 Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) / М.А. Краснов // Государство и право. - 2003. - № 10. - С.16.

9 Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода / И.В. Левакин // Государство и право. - 2003. – №1. - С.6.

10 Коновалов А. Политический постмодерн: выборы как инсталляция / А. Коновалов // Независимая газета. - 2004. - 27 января.

11 Брезгулевская Н.В. Федерация и федерализм: виды и модели / Н.В. Брезгулевская // Право и политика. - 2004. - № 7. - С.47.

12 Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства / И.В. Левакин // Право и политика. - 2002. - №5. - С. 173.

13 Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика / В.М. Ведяхин// Право и политика. 2006. № 3. С. 67.

14 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права / В.С. Нерсесянц. - М., 1999. - С. 256.

15 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России / М.В. Баглай // Журнал российского права. - 2003. - № 11. - С.17.

           16 Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения / В.Е. Гулиев // Право и политика. -  2001. -  №5. - С. 5 - 6.

 17 Синюков В.Н. Россия в XXI веке - пути правового развития / В.Н. Синюков // Журнал российского права. - 2000. -  № 4. - С.11 - 12.

18 Затонский В.А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства./ В.А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление.  – 2009. - №7. –С.8


Информация о работе Формы государства