Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима, основываясь на мнениях ведущих специалистов в данной сфере.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….….2
§ 1. Понятие формы государства………………………………….…….….4
§ 2. Форма правления: понятие и виды…………………………….………8
§ 3. Форма государственного устройства……………………...….………17
§ 4. Государственно-правовой (политический) режим…………………..20
Заключение….…………………...………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

text_raboty.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Выделяют также ассоциативную форму государственного устройства – это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация – это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).39 Конфедерации, ассоциативные формы объединения – это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются.

Таким образом, в зависимости  от формы государственного устройства государства подразделяются на унитарные  и федеративные. Конфедерация занимает отдельное место в вопросе  о государственном устройстве.

 

 

 

 

 

§ 4. Государственно-правовой (политический) режим

 

С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той  или иной страны исключительно велико. Так изменение политического  режима обычно приводит к резкому  изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.40 Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий спектр от авторитарного до демократического режима.

Деспотический режим (греч. – despotia – неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении.41

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.

Деспотический режим  встречался в основном в странах  Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление  противников режима.

Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота.42 Власть лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов: осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения.

Тоталитарный режим  является, как признано, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов "культа личности".43 Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для всех. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и Т. д.), крайней агрессивностью.44 
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: «Люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, «человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа».45

В настоящее время  фашизм в его классической форме  нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно и сейчас увидеть в большинстве стран.

При любой форме авторитаризма  государственная власть не формируется и не контролируется народом.46 Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).

Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в  части привилегий, льгот. В ее среде  выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой.47 Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Зачастую авторитарные режимы в относительно "мягкой" форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция при авторитаризме не допускается. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

В настоящее время  авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).

Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно – денежно, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров.48 Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система "сдержек и противовесов" способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосов.49

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития.

Демократический режим (греч. democratia – народовластие) – это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.50 Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. При демократии существует множество институтов и политический плюрализм. Референдумы, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами

государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Участие народа в управлении делами общества становится поистине массовыми идет по двум линиям: выборы управленцев – профессионалов и прямое участие в решении общественных дел, а также контроль над исполнительной властью.

К странам с демократическим  режимом на данном этапе развития человечества можно с уверенностью отнести государства Западной Европы и США.

Таким образом, политический режим является неотъемлемым элементом  формы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные характеристики формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима.

Абсолютно естественным является вывод о том, что все  выше перечисленные составляющие активно  влияют друг на друга. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что выделение главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма правления, политический режим и форма устройства государства оказывают взаимное равновеликое воздействие друг на друга.

Современная концепция организации государственной власти, заключающаяся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и политического режима, кажется отражает всю полноту представлений по этой проблеме в современном государствоведении и юридической науке. Однако ответить на вопрос: «Какая форма государства является абсолютно идеальной для всех народов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства. По всей видимости, наилучшей формой государства будет та, которое при данных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольшее счастье, не ущемляя при этом их свободу и достоинство.

Так в древности и  в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире – так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлением федераций  положение изменилось. И хотя в  форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Информация о работе Форма государства