Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима, основываясь на мнениях ведущих специалистов в данной сфере.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….….2
§ 1. Понятие формы государства………………………………….…….….4
§ 2. Форма правления: понятие и виды…………………………….………8
§ 3. Форма государственного устройства……………………...….………17
§ 4. Государственно-правовой (политический) режим…………………..20
Заключение….…………………...………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

text_raboty.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Ограниченная монархия – форма  правления, при которой власть монарха  ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. 19

Разновидности ограниченной монархии:20

1)   сословно-представительная (например, Россия до XVII в.);

2) дуалистическая, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая форма монархии имела широкое распространение в период становления и развитии буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX – начале XX в.). В настоящее время дуалистическими монархиями являются Марокко и Иордания;

3) парламентарная, где власть монарха значительна ограничена. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства является не монарх, а глава правительства. Парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии и др.), что доказывает ее жизнеспособность;

4) конституционная, в которой полномочия монарха ограничены конституцией (например, Великобритания).

Таким образом, монархия как форма  правления – это сложный конгломерат  власти, юридических основ ее организации  и осуществления, социально-психологического состояния общества.

Республика (лат. Respublica – общенародное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями».21 Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. Государственная власть строится на принципе разделения властей. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 г. президентом не может быть «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов».22 Согласно части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет»23. Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странах президент выбирается народом или его представителями.

Можно выделить следующие  основные признаки республики:

          1.существование единоличного или коллегиального главы государства;

2.выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

3.осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

4.юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6.имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

На ряду с монархической  формой правления республиканская также

зародилась в рабовладельческих  государствах. Одна из первых республик

сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой. 24В эпоху феодализма

республиканская форма правления применялась нечасто. В современности республика переживает расцвет, и становится своеобразным ориентиром для развивающихся стран.

Современные республики подразделяются на парламентские и президентские.25 Отдельной формой принято также выделять смешанные «полупрезидентские» республики, в которых есть признаки и парламентской и президентской республики. Кроме того, в современном мире существуют нетрадиционные виды республик. Основной критерий разделения, заключается в том, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формируют и руководят правительством.

Президентская республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. 26В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Президент управляет государством посредствам руководства деятельностью правительства, парламент же принимает законы, хотя и в этом направлении парламент зависим от президента, Т.К. любой закон поступает на подпись главе государства. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Правительство формирует 
президент, которое ответственно только перед президентом. Президент чаще 
всего, лишен права роспуска парламента, но парламент может возбудить 
против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). 27 
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие.

Парламентская республика – это  форма правления, при которой  во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), но «правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства».28  Руководит правительством премьер-министр (может именоваться и иначе), которого избирает (назначает) парламент. При этой форме правления правительство формируется только парламентским путем, т.е. из числа лидеров победившей на выборах партии (получившей большинство в парламенте).29 Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность. 

Парламентская республика является менее  распространенной формой правления, чем президентская республика, но она также существует. Примерами парламентской республики могут стать Италия, Германия, Финляндия и другие. Определенное стремление к данной форме правления проявляет Верховная Рада Республики Украина, но в связи с нестабильной обстановкой в политических и экономических вопросах, дело об изменениях в Конституции Украины дальше парламентских дебатов, перераставших в беспорядки, не выходит.

Смешанная форма или  полупрезидентская форма республики – эта форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране. Особенности этой формы правления заключаются в том, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед   парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая   черта разделения властей при смешанной республике. 30

Также стоит отметить, что в смешанной республике, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и расклада политических сил в стране. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак как никакой другой часто проявлялся в конце 90-х годов.31

На данный момент, смешанная  форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах. Традиционно эта форма прижилась в государствах, где авторитет президента, как главы государства наиболее высоки непоколебим.

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократические республики. Яркий пример такой формы правления – Исламская Республика Иран. Характерной чертой теократической республики является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы государства. По способу выбора главы государства теократическая республика близка к парламентской. До недавнего времени теократической республикой являлся Афганистан, под руководством правительства талибов.32

На основании выше изложенного, можно сделать вывод о том, что форма правления это такая организация государственной власти, которая отражает правовое положение высших органов власти, особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.

 

 

§ 3. Форма государственного устройства.

 

Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.33

Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства. В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

Унитарное государство  – единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве  единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще – перед правительством). В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

Федеративное государство  – сложная форма государственного устройства. Федерация – форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.34

Для федеративного государства  характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации. Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации. В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти. В федерации существуют две системы законодательства – федерального и субъектов федерации. Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой  федерации – распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование. Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация: 35

Первый вариант: независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.

Второй вариант: либо единое государство разделяется на части, -либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий – те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При первом варианте  объем полномочий субъектов федерации будет выше. Различаются федерации по принципу построения:

  • территориальный;
  • национально-территориальный.

Территориальный принцип. Субъектами федерации, построенными по такому принципу, являются территориальные образования безотносительно от национального состава населения (США). Этот принцип является гарантией территориальной целостности государства. При национально- территориальном принципе образования субъектами федерации являются как территориальные, так и национальные образования (РФ).36

Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации. Конфедерация – межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности.37 Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.38

Информация о работе Форма государства