Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования выступает детальный комплексный анализ института договора перевозки.
Задачи исследования явились:
дать правовую характеристику договора перевозки;
определить виды договоров перевозки;
рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа от договора перевозки;
раскрыть содержание договора перевозки;
рассмотреть ответственность по договору перевозки.
Введение
1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
1.1 Понятие и виды перевозок.
1.2. Правовое регулирование перевозок.
2. Обязательство по подаче транспортных средств: основания возникновения, содержание, ответственность.
2.1. Понятие обязательства по подаче транспортных средств.
2.2. Основания возникновения обязательства по подаче транспортных средств.
2.3. Содержание обязательства по подаче транспортных средств.
2.4. Ответственность по обязательству по подаче транспортных средств.
3. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора.
3.1. Понятие договора перевозки грузов.
3.2. Оформление договора перевозки грузов.
3.3. Содержание договора перевозки грузов.
3.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов.
4. Договор перевозки пассажиров и багажа.
4.1. Понятие договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.2. Оформление договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.3. Содержание договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.4. Ответственность за нарушение договоров перевозки пассажиров и багажа.
Заключение
Список использованной литературы
3.4 Ответственность за нарушение договора перевозки грузов
Одна
из основных обязанностей перевозчика
заключается в обеспечении
Под утратой понимаются все случаи непередачи получателю груза безотносительно к ее причинам (гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача неуправомоченному лицу и т.п.).
Недостача груза представляет любую частичную его утрату (сохранившаяся часть груза передается получателю).
Повреждение
состоит в нарушении
Порча понимается как изменение свойств груза, ведущее к его полному или частичному обесценению.
Возможность
ответственности возникает
Основания
ответственности перевозчика
В транспортные уставы и кодексы (за исключением ВК РФ) включены перечни обстоятельств, которые наиболее часто с учетом специфики деятельности каждого вида транспорта вызывают несохранность груза (ст. 95 УЖТ РФ, ст. 166 КТМ РФ, ст. 118 КВВТ РФ, ст. 34 УАТ РФ). Эти перечни имеют примерный характер. При определенных условиях перевозчик может быть освобожден от ответственности и тогда, когда ущерб наступил вследствие обстоятельства, не предусмотренного в перечне. Следовательно, значение таких перечней сводится только к тому, что из общего круга обстоятельств, приводящих к ущербу, таким путем выделяются наиболее часто встречающиеся и тем самым устанавливаются известные ориентиры для определения направления исследования фактов.
Помимо
выявления конкретного
Третьей
предпосылкой освобождения перевозчика
от ответственности служит проявленная
им должная заботливость о грузе
в связи с действием конкретной
причины, способной вызвать
Следует отметить одну важную особенность построения ответственности перевозчика за несохранность груза при морских перевозках в заграничном сообщении. КТМ неизвестны случаи безвиновной ответственности морского перевозчика. Но в Кодексе установлено исключение противоположного порядка - вина морского перевозчика не всегда влечет за собой его ответственность.
Согласно ст. 167 КТМ перевозчик не отвечает за несохранность груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что его утрата, недостача или повреждение произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.
Это положение известно как правило о навигационной ошибке. Навигационная ошибка указанных лиц - проявление вины работников морского перевозчика. Поскольку же перевозчик отвечает за действия и упущения своих работников как за собственные, законодатель, освобождая его от ответственности за навигационную ошибку, тем самым освобождает перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный по его вине. В ст. 796 ГК РФ говорится, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, установлена опровержимая презумпция вины перевозчика в несохранности груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Опровергнуть эту презумпцию и тем самым освободиться от ответственности за несохранность груза перевозчик может, доказав, что: ущерб вызван одним из конкретных природных событий или общественных явлений; между этим событием или явлением и несохранностью груза имеется необходимая причинная связь, а перевозчиком в связи с действием этой причины проявлена должная заботливость о грузе.
В качестве
общего правила распределения
Нужно признать, что с введением в действие части второй ГК названные нормы полностью утратили силу. В ст. 796 ГК РФ установлена презумпция виновности перевозчика, а каких-либо изъятий из этого положения в ГК РФ не предусмотрено. Помимо того, согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ при нарушении обязательства отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В ГК сохранен принцип ограниченной ответственности перевозчика за ущерб, вызванный несохранностью груза. Ограничение ответственности выражается в том, что ущерб не возмещается перевозчиком в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК РФ). Понесенный при перевозке груза ущерб возмещается в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения или порчи груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Поскольку при необеспечении сохранности груза цель договора перевозки не достигнута, перевозчик наряду с возмещением грузовладельцу причиненного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза, если эта плата не включена в стоимость груза.
После доставки
груза в пункт назначения перевозчик
обязан уведомить получателя о прибытии
груза (ст. 34 УЖТ РФ, п. 1 ст. 111 ВК РФ). Получатель
должен принять прибывший в его
адрес груз и вывезти его с
территории железнодорожной станции,
аэропорта, морского или речного
порта, пристани в установленные
сроки. В течение времени, определенного
в договоре или в правилах перевозки
груза транспортом
При несвоевременном вывозе груза по вине получателя плата за его хранение подлежит увеличению в несколько раз (ст. 43 УЖТ РФ). Если груз не получен в течение предусмотренного в правилах перевозки груза срока хранения, он может быть реализован в установленном порядке (ст. 35 УЖТ РФ, ст. 112 ВК РФ).
Передача груза получателю закрепляется документально и удостоверяется подписью последнего в соответствующей накладной или коносаменте. Только после этого договор перевозки груза может считаться прекращенным ввиду исполнения.
Выводы
Договор перевозки груза – вид договора в системе договоров перевозки, опосредующий перевозки грузов.
Глава 4. Договор перевозки пассажиров и багажа
4.1 Понятие договоров перевозки пассажиров и багажа
По договору перевозки пассажиров и багажа согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ одна сторона - перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Этот договор - одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК РФ он назван в числе других договоров перевозки - перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика - транспортная услуга. Эта деятельность выражается в самом перемещении.
Договор
перевозки пассажира и багажа
регулирует отношения, возникающие
из перемещения физического лица
- пассажира, а в некоторых случаях
и его багажа. Таким образом, потребителем
услуги, оказываемой перевозчиком,
выступает пассажир. Поэтому на отношения
из перевозки пассажира и багажа,
помимо ГК РФ и транспортных уставов
и кодексов, распространяется Закон
"О защите прав потребителей" (п.
2 Постановления Пленума
Договор
перевозки пассажира и багажа
представляет собой самостоятельную
разновидность обязательства
Договор
перевозки пассажира может
Таким образом, как видно из договора перевозки пассажира, указанный договор является двусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатить провозную плату.
Данный договор носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с определенным расписанием движения транспортных средств и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве возникает с момента приобретения пассажиром проездного билета. Исключение из этого может составлять, когда проездной билет приобретается пассажиром непосредственно в автобусе или в маршрутном такси, то такой договор перевозки можно назвать реальным.
Таким образом, как видно из договора перевозки пассажира, указанный договор является двусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатить провозную плату.
Данный договор носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с определенным расписанием движения транспортных средств и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве возникает с момента приобретения пассажиром проездного билета. Исключение из этого может составлять, когда проездной билет приобретается пассажиром непосредственно в автобусе или в маршрутном такси, то такой договор перевозки можно назвать реальным.
Договор перевозки багажа является самостоятельным видом договора, который сопутствует договору перевозки пассажира. Данный договор является реальным.
Перевозка пассажира и багажа может быть признана перевозкой транспортом общего пользования. Для этого нужно, чтобы соответствующая коммерческая организация была обязана по закону, в силу предписаний иных правовых актов или на основании разрешения (лицензии) осуществлять такую перевозку при обращении к ней любого гражданина. В указанном случае согласно ст. 426 ГК РФ договор, исполняемый таким перевозчиком, признается публичным.
4.2 Оформление договоров
Основной договор перевозки пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным билетом. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательства обязанность перевозчика перевезти багаж и правомочие требовать такой перевозки багажа реальны. Для их возникновения необходима передача багажа перевозчику, оформляемая выдачей багажной квитанции с отметкой (штемпелем) в проездном билете пассажира. При этом багаж может быть сдан перевозчику лишь по предъявлении пассажиром проездного билета независимо от того, где сдается багаж - в пункте отправления или в пути. Багаж может быть выдан пассажиру еще до прибытия последнего в место назначения. Выдача багажа не влечет за собой прекращения обязанности доставки пассажира.
Согласно
п. 2 ст. 786 ГК РФ формы проездного билета
и багажной квитанции устанавливаются
в порядке, предусмотренном транспортными
уставами и кодексами. Этот порядок
для разных видов транспорта неодинаков.
Так, согласно ст. 82 УЖТ РФ эти формы
устанавливает федеральный