Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования выступает детальный комплексный анализ института договора перевозки.
Задачи исследования явились:
дать правовую характеристику договора перевозки;
определить виды договоров перевозки;
рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа от договора перевозки;
раскрыть содержание договора перевозки;
рассмотреть ответственность по договору перевозки.
Введение
1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
1.1 Понятие и виды перевозок.
1.2. Правовое регулирование перевозок.
2. Обязательство по подаче транспортных средств: основания возникновения, содержание, ответственность.
2.1. Понятие обязательства по подаче транспортных средств.
2.2. Основания возникновения обязательства по подаче транспортных средств.
2.3. Содержание обязательства по подаче транспортных средств.
2.4. Ответственность по обязательству по подаче транспортных средств.
3. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора.
3.1. Понятие договора перевозки грузов.
3.2. Оформление договора перевозки грузов.
3.3. Содержание договора перевозки грузов.
3.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов.
4. Договор перевозки пассажиров и багажа.
4.1. Понятие договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.2. Оформление договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.3. Содержание договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.4. Ответственность за нарушение договоров перевозки пассажиров и багажа.
Заключение
Список использованной литературы
Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.
Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж согласно ст. 792 ГК РФ должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок.
Наряду
с договором перевозки
По договору об организации перевозки грузов согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры – на морском и речном транспорте; специальные договоры – на воздушном транспорте; годовые договоры – на автомобильном транспорте.5
В соответствии со ст. 799 ГК РФ между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.
Особое
место в регулировании
По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
Уже из самого определения договора перевозки пассажира, содержащегося в ГК РФ, следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно ГК пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Существенная же особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве его стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин.
Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозку. В качестве основного правила ст. 790 ГК РФ предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Если же в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате в отношении отдельных категорий пассажиров или грузоотправителей, то согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ транспортной организации, осуществляющей перевозки соответствующих пассажиров или грузов, должны быть компенсированы все ее расходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных условиях.
Вместе с тем, независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.
Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей должно служить предоставленное ему право удерживать грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право в силу п. 4 ст. 790 ГК РФ может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
Кроме основных,
принципиальных положений, содержащихся
в главе 40 ГК РФ, остальной массив
правоотношений связанных с перевозками
грузов, пассажиров и багажа подлежит
регулированию иными
В настоящее время действуют:
«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее ВК РФ);
«Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее КТМ РФ);
«Кодекс
внутреннего водного
ФЗ
«Устав железнодорожного
ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее УАТ РФ).
Данные
транспортные уставы и кодексы отражают
выработанный в течение многолетнего
развития механизм правового регулирования
транспортных операций, его особенности
на отдельных видах транспорта и
учитывают зарубежный и международный
опыт в этой области, особенно при
морских и воздушных
Наряду с транспортными уставами и кодексами к перевозкам применяются положения ряда других законов РФ. Особое значение имеют ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, а также Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, действие которого распространяется на перевозки пассажиров и багажа.7
Важным
элементом транспортного
Правила
перевозок грузов издаются в виде
сборников, которые на железнодорожном,
морском и речном транспорте именуются
тарифными руководствами и
Действующие в настоящее время на разных видах транспорта ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.8
Перевозки
грузов и пассажиров осуществляются
как во внутреннем, так и в международном
сообщении. Условия перевозок в
международном сообщении
Международно-правовыми
являются также многосторонние и
двусторонние соглашения в области
транспорта, заключаемые государствами
- участниками СНГ, например Соглашение
от 21 марта 1995 г. между Правительством
РФ и Правительством Украины о
международном автомобильном
Выводы
Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.
Источники
правового регулирования
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Транспортные уставы и кодексы, регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками;
Правила перевозок и тарифы;
Международные договоры и соглашения СССР и РФ.
Глава 2. Обязательство по подаче транспортных средств: основания возникновения, содержание, ответственность
2.1 Понятие обязательства по подаче транспортных средств
Обязательства
по подаче транспортных средств, то есть
правоотношения, возникающие между
грузоотправителем и
Перевозчик при этом обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Как
видно, взаимоотношения,
2.2 Основания возникновения
Из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой.
Таким образом, источником возникновения прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое и является договором.
Следовательно,
можно сделать вывод о
Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.