Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа
Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ правового регулирования отношений, возникающих из обязательства по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта как неотъемлемой части действующего транспортного законодательства;
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить правовые основания возникновения договорного обязательства перевозки пассажиров и юридические средства его выражения (форму);
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………………………………...13
Стороны в договоре перевозки пассажиров………………………………...23
2 Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира………………………………………………………………………………...26
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира……...30
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира……………………………………………………………….………………..35
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………...49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..58
Приложение Б……………………………………………………………………..62
Приложение В……………………………………………………………………..63
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок
заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………
2 Правовой статус и ответственность сторон
по договору перевозки пассажира………………………………………………………
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности
пассажира по договору
2.3 Условия, объем
и виды ответственности по договору перевозки пассажира………………………………………………………
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..
Приложение
Б……………………………………………………………………..
Приложение
В……………………………………………………………………..
Введение
Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях. В прошлые годы в нашей стране объем перевозок постоянно возрастал, но в последние десятилетие объемы стали падать в связи с экономическим кризисом и ухудшения материального положения населения. Падение произошло на всех видах транспорта.
Первое место по пассажирообороту занимает автомобильный транспорт – более 46 %, но если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то на первом месте будет железнодорожный транспорт - более 60 %. (См приложение Б)
Железнодорожный транспорт способен перевозить на большие расстояния большие объемы грузов и пассажиров. В период остановки навигации на реках – успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом, также он наиболее доступен по цене для населения.
Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов, способен перевозить грузы, как на дальние расстояния, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, малая грузоподъемность, большая энергоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Горэлектротранспорт – троллейбусы, трамваи, метрополитен - имеет значительные преимущества по сравнению с автомобильным пассажирским транспортом. Это и относительно низкая стоимость перевозок, экологическая безопасность, простота эксплуатации (трамвай, троллейбус), наибольшая скорость передвижения (метро).
Наличие серьезных
проблем в правовом регулировании
правоотношений по перевозке пассажиров,
которые возникают при
Вследствие
этого стороны несут
Всё это ставит перед правовой наукой задание найти пути усовершенствования действующего законодательства в области договорных (в частности, перевозочных) отношениях. Поэтому актуальность выпускной квалификационной работы очевидна.
Предметом исследования является нормативно-правовая база Российской Федерации, регулирующие договоры перевозок пассажиров.
Объектом исследования – комплекс общественных отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по перевозке пассажира и его правового регулирования
Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ
правового регулирования
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить
правовые основания
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.
Базу исследования составили опубликованные либо размещенные в электронных правовых базах материалы судебной практики Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Нормативно-правовую основу составляют конституция, гражданский кодекс, Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Транспортный устав железных дорог РФ, действующие нормативные акты Российской Федерации, регулирующих отношения по перевозке пассажиров.
Теоретической
основой исследования выступают
основные положения науки гражданского
права и иных отраслей российского
и зарубежного
Методология исследования включает в себя общенаучный диалектический, аналитический, комплексный, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, догматический, исторический, лингвистический, моделирования, статистического анализа, прогнозирование и другие методы познания.
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура
В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки пассажиров железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом).
Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры.
В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования.
Для вертикальной
же структуры транспортного
По своему содержанию
акты, входящие в горизонтальную и
вертикальную структуры системы
транспортного
К кодификационно-комплексные актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов.
Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.
Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их2.
В основе горизонтальной
структуры транспортного
В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).
В системе горизонтальной
структуры транспортного
В эту систему
входят также кодификационно-
Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003г; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г; Устав автомобильного транспорта 1969 г.3
Каково же соотношение этих кодификационных актов с Гражданским кодексом Российской Федерации?
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексные транспортных актов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что Гражданский кодекс — отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта — кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Гражданский кодекс приобретает, например, для Кодекса торгового мореплавания в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в ст. 1 Кодекса торгового мореплавания.
Хотя указание, аналогичное ст. 1 Кодекса торгового мореплавания, отсутствует в других кодификационных транспортных актах, фактически они находятся в таком же положении в силу существующей логической и системной связи между ними и Гражданским кодексом.4
В основе вертикальной
структуры системы
Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Во главе
отдельных системных
Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принимаются и утверждаются одним и тем же органом.
Особенно четко это можно проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте5.
Основным актом в системе законодательства на железнодорожном транспорте является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью перевозчиков и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы не все вопросы и его дополняет целый ряд нормативных актов.
Всего в настоящее время на железнодорожном транспорте действует целый ряд актов, которые регулируют и развивают отношения, не вошедшие в УЖТ РФ или регулируемые им недостаточно полно. Причем принимаемые акты, как правило, не противоречат Уставу железнодорожного транспорта6.