Договор перевозки пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ правового регулирования отношений, возникающих из обязательства по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта как неотъемлемой части действующего транспортного законодательства;
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить правовые основания возникновения договорного обязательства перевозки пассажиров и юридические средства его выражения (форму);
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………………………………...13
Стороны в договоре перевозки пассажиров………………………………...23
2 Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира………………………………………………………………………………...26
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира……...30
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира……………………………………………………………….………………..35
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………...49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..58
Приложение Б……………………………………………………………………..62
Приложение В……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

перевозка.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Особое место  в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд (СЗРФ- 1999  №11 - Ст. 1311) и другие ведомственные акты.

Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров содержат конкретизирующие нормы.

Правила перевозки  грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае неисправной перевозки грузов7.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров состоят  из пяти разделов. Они детально регулируют порядок перевозок пассажиров и  багажа, ручной клади, порядок контроля при перевозках, всякого рода доплаты  и т.д.

В действующем с 2003 г. УЖТ РФ закреплен порядок введения в действие Правил перевозок. Уставом предусмотрена (ст. 3) разработка Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд. Особо подчеркивается, что эти Правила утверждаются Правительством Российской Федерации (Действующие в настоящее время Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 277 // СЗ РФ- 1999- № 11-Ст. 1311)8.

Кодекс торгового  мореплавания Российской Федерации является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов, как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа.

Помимо указанного документа на морском транспорте действует целый ряд актов, которые посвящены урегулированию вопросов, не вошедших в Кодекс и требующих своего самостоятельного решения. Они, как правило, являются подзаконными актами.

Дальнейшая  конкретизация положений, регулирующих перевозку грузов и пассажиров, производится Общими правилами морской перевозки  грузов, пассажиров и багажа (Сборник правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР. Вып. 62 — М., 1972), которые более детально, чем Кодекс торгового мореплавания и действующие в его развитие акты, регулируют вопросы перевозки грузов, пассажиров и багажа между портами Российской Федерации и иностранными портами (п. 3 Общих правил).

Общие правила  состоят из 148 статей и регулируют вопросы организации перевозок грузов, перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты, перевозку в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта, вопросы ответственности перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей.

Основным законодательным  актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс Российской Федерации.

Помимо регулирования  перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс Российской Федерации регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа осуществляется актами более низкого уровня — указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти акты не противоречат Воздушному кодексу, развивают те положения, которые либо не получили достаточно четкого и полного урегулирования в Кодексе, либо не должны регулироваться Кодексом.

 В соответствии  с постановлением Федеральные  правила использования воздушного  пространства утверждаются Правительством  Российской Федерации.

Федеральные авиационные  правила утверждаются и вводятся в действие:

- Правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;

- Министерством обороны РФ - в области государственной авиации;

- Министерством транспорта РФ- в области гражданской авиации.

Статья 136 Воздушного кодекса Российской Федерации 1997г. установила, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Воздушному кодексу 1997 г.

Изданные до введения в действие Воздушного кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (СЗ РФ - 1997 № 12 -Ст. 1383). Статья такого же содержания (ст. 428) включена в действующий с 1 мая 1999 г. Кодекс торгового мореплавания9.

Таким образом, вертикальная структура системы  нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова.

Возглавляют эту  систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.

Вертикальную  структуру системы законодательства, определяющую отношения на речном транспорте, возглавляет Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который регулирует весь комплекс отношений с клиентурой, связанных как с перевозкой грузов, так и с перевозкой пассажиров. Указанный Кодекс утвержден в 2001 г. Помимо Кодекса внутреннего водного транспорта вопросы регулирования отношений при перевозке грузов речным транспортом отражены в нескольких актах, дополняющих и конкретизирующих те положения, которые установлены Кодексом.

Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа.

Основным законодательным  актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта РСФСР.

Естественно, не все вопросы, связанные с перевозками грузов и пассажиров, нашли должное отражение в Уставе автомобильного транспорта РСФСР10.

Целый ряд постановлений  Правительства Российской Федерации  дополняет положения Устава, например постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 г. № 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации.

Указанные постановления  конкретизируют деятельность автомобильного транспорта при перевозке грузов, руководствуясь постановлениями Правительства  Российской Федерации по этому вопросу.

Все сказанное  позволяет нам сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание.

Чем более совершенны структура и система транспортного  законодательства, тем яснее его  содержание и легче его применение.

 

1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира

 

Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства.

На некоторых  железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах  транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.11

Транспортное  законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта — разд. IV.

Дальнейшая  конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте  и на внутреннем водном транспорте.12

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия договора перевозки пассажиров.

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется  перевезти пассажира в пункт  назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Перевозка пассажиров так же, как и перевозка грузов, представляет собой возмездный договор. Однако если перевозка грузов в большинстве случаев — реальная сделка, то перевозка пассажиров во всех случаях  сделка консенсуальная.

В отличие от договора перевозки грузов, который  по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром.13

Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира  за установленную плату пользуется любое лицо.

Гражданину  может быть отказано в перевозке  только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

Пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией: о времени отправления и прибытия транспортных средств, о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, о запрещенных к перевозке в ручной клади предметах, другой информацией, предусмотренной Правилами перевозки пассажиров и багажа.

В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта. Правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке.

Пассажир имеет  право:

- приобретать  проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров;

- перевозить  с собой бесплатно одного ребенка  в возрасте не старше 5 лет,  если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

- провозить  с собой кроме мелких вещей  ручную кладь, размеры и масса  которой определяются Правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта;

- сдавать для  перевозок багаж согласно перевозочным  документам за оплату в соответствии  с тарифом;

- делать остановку  в пути следования с определением  срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;

- продлевать  срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений.

Информация о работе Договор перевозки пассажиров