Договор перевозки пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ правового регулирования отношений, возникающих из обязательства по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта как неотъемлемой части действующего транспортного законодательства;
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить правовые основания возникновения договорного обязательства перевозки пассажиров и юридические средства его выражения (форму);
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………………………………...13
Стороны в договоре перевозки пассажиров………………………………...23
2 Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира………………………………………………………………………………...26
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира……...30
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира……………………………………………………………….………………..35
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………...49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..58
Приложение Б……………………………………………………………………..62
Приложение В……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

перевозка.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 августа 2008 г. протест удовлетворила, указав следующее.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Отказывая истцу в  удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции ссылался на то, что такая возможность не предусмотрена ни договором, ни правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, ни Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г., а Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями), устанавливающий такую возможность, спорные правоотношения не регулирует.

С этим выводом согласиться  нельзя.

Согласно ст.9 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.2 постановления N 7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями  и дополнениями), к отношениям, регулируемым данным Законом, в частности, относятся отношения, вытекающие из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов.

Таким образом, возможность  применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не ставится в зависимость от вида перевозки. Его действие распространяется и на международные воздушные перевозки.

В соответствии со ст.2 упомянутого  Закона нормы международного договора применяются, если они устанавливают  иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены данным Законом.

Варшавская конвенция  для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г., на которую ссылался суд, устанавливает лишь некоторые правила (как следует из ее названия и содержания) и не регулирует все без исключения отношения между перевозчиком и потребителем транспортных услуг, в том числе и в части возможности компенсации морального вреда. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", предусматривающий компенсацию причиненного потребителю морального вреда, в этой части не противоречит нормам международного права, а дополняет их, устанавливая меры дополнительной правовой защиты интересов пассажиров. Действие названного Закона в части возмещения морального вреда должно распространяться на правоотношения, возникшие между сторонами по этому делу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ судебные решения в части отказа в удовлетворении иска о возмещении морального вреда отменила и дело в этой части направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В случае отклонения или частичного удовлетворения претензии  пассажиры имеют право обратиться в суд по месту нахождения транспортного  предприятия, куда была подана претензия, для защиты своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Срок исковой  давности по требованиям, вытекающим из перевозки пассажиров, регулируется в порядке, установленном законодательством. По искам к железной дороге срок исковой давности установлен в 2 месяца со дня получения ответа на претензию или со дня окончания срока, установленного для ответа на претензию. По искам к воздушным перевозчикам – в течение двух лет после даты, когда пассажир прибыл в пункт назначения, или даты, когда закончилась перевозка. По искам к автотранспортному предприятию – в течение трех месяцев со дня получения ответа на претензию или со дня окончания срока, установленного для ответа на претензию. По искам, вытекающим из договора перевозки пассажира морем, - два года со дня, когда пассажир покинул или должен был покинуть судно (в случае причинения смерти или иного повреждения здоровья – 3 года).

Как видно из вышеприведенного, на каждом виде транспорта сроки исчисляются по-разному, что создает для несведущего пассажира определенные трудности. Целесообразно, по нашему мнению, установить единые требования относительно как момента начала истечения срока исковой давности, так и сам срок (чтоб он был единым на всех видах транспорта).

Как было указано  выше иски пассажиров (их наследников) по поводу возмещения вреда, причиненного смертью или повреждением здоровья пассажира, подаются непосредственно в суд (без соблюдения претензионного порядка) в сроки, указанные транспортными уставами и кодексами.

В случае нарушения  возложенных транспортным законодательством на пассажира обязанностей, перевозчик имеет право подать иск в суд без соблюдения претензионного порядка в порядке, предусмотренном действующим гражданским законодательством. Так, срок исковой давности по искам перевозчиков к пассажирам устанавливается ст. 797 ГК и составляет 3 года с момента нарушения пассажиром прав перевозчика.

Перечень требований, по которым могут быть предъявлены  претензии и иски, является исчерпывающим. Хотя по этому поводу существуют различные  точки зрения. Именно поэтому пассажиры чаще всего обращаются с жалобами к транспортным организациям за, например, некачественное предоставление им услуг. На сегодняшний день, такое понятие как «жалоба», к сожалению, не нашло своего правового регламентирования в транспортном законодательстве. Довольно интересным с этой точки зрения является п. 20 Правил перевозок авиакомпании «Аэрофлот».

20. Замечания  и жалобы пассажиров.

20.1. Устное обращение  (жалоба) Пассажира должно быть  рассмотрено немедленно (при наличии такой возможности). Авиакомпания должна принять все меры для предоставления Пассажиру вежливого и аргументированного ответа, а также надлежащего обслуживания.

20.2. Письменное  обращение (жалоба) Пассажира должно  быть рассмотрено в кратчайшие  сроки, но не позднее 30 дней  со дня его получения.  
В случае невозможности дать исчерпывающий ответ, Пассажир извещается о причине задержки ответа и сроке его получения. Продолжительность рассмотрения письменного обращения (жалобы) не должна превышать 45 дней.

20.3. К понятию  “жалоба” не относится предъявление Пассажиром письменных претензий и исков»24.

Следует, закрепить  институт «жалобы» в транспортном законодательстве, что значительно облегчит работу транспортных предприятий в сфере  качественного обслуживания пассажиров в процессе перевозки. Так, под жалобой следует понимать письменное или устное обращение пассажира к транспортному предприятию (его должностному лицу) по поводу нарушения перевозчиком прав и охраняемых законом интересов в сфере перевозок. Следует также определить круг вопросов, по которым может быть подана жалоба, сроки ее подачи, порядок рассмотрения и дачи по ней ответа транспортными предприятиями.

 

Заключение

 

Транспорт играет важную роль в жизни общества, он является одной из важнейших отраслей общественного производства и призван удовлетворять потребности населения в перевозках.

Перед законодательными и исполнительными органами РФ (в  частности, Министерством транспорта и связей РФ) поставлена задача более полного и своевременного удовлетворения данной потребности на основе существенного повышения эффективности и качества работы транспортной системы, а также улучшения транспортных связей между странами.

В процессе анализа действующего транспортного законодательства и  судебной практики по перевозке пассажиров можно прийти к следующим выводам:

Термин «перевозка»  используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка – это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка – это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством. Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей гражданско-правовых договоров. В повседневной жизни он является наиболее применяемым, поскольку каждый день огромное количество людей отправляясь на работу, командировку, на базы отдыха и т.п. пользуются услугами различных видов транспорта.

Проблема "отраслевого" принципа формирования транспортного  законодательства (когда под конкретный вид транспорта создаются свои транспортные кодексы и уставы) остается актуальной и по сей день, хотя предложения о разработке единого Транспортного кодекса высказывались еще в 60-е годы. Проект этот в свое время широко обсуждался, но не получил поддержки. Причина проста – транспортные министерства не захотели лишиться своего "ведомственного законодательства", защищающего, прежде всего их, министерские, интересы.

Предложения о разработке Транспортного кодекса в постсоветский  период также были отклонены, несмотря на то, что некоторые авторы пытались вернуться к обсуждению этой проблемы.

Договор перевозки пассажиров является консенсуальным, возмездным, двусторонним, взаимным, договором о присоединении, а в случае перевозки транспортом общего пользования – также и публичным договором.

Существенными условиями, в соответствии со спецификой действующего транспортного законодательства, следует  признать предмет, цену и срок договора перевозки, несмотря на то, что они  не предусмотрены в качестве таковых  действующим Гражданским кодексом РФ.

Страхование при перевозках пассажиров может быть как обязательным (личное страхование пассажиров и страхование ответственности перевозчиков), так и добровольным. Здесь следует отличать добровольное страхование пассажиров от обязательного.

При обязательном страховании  пассажир является не страхователем, а  застрахованным выгодоприобретателем, договор страхования в отношении  него уже заключен между перевозчиком и страховщиком и страховщик ничего не должен вручать пассажиру. Страховой  взнос по обязательному страхованию включен в цену билета и поэтому кассир, сообщая цену билета с включенным в нее страховым взносом, поступает правомерно. При добровольном страховании пассажир является страхователем и должен быть заключен договор. Вручение пассажиру квитанции или свидетельства как раз и подтверждает его заключение.

Существует проблема отечественного законодательства в  области страхования пассажиров на транспорте. Так, на воздушном транспорте вообще не предусмотрено личное страхование  пассажиров, а лишь устанавливается страхование ответственности авиаперевозчика.

Перевозчик по договору перевозки пассажира может нести  как договорную (в случае задержки отправления пассажира, нарушения  срока его доставки), так и деликтную (в случае причинения вреди жизни и здоровью пассажира). Но в любом случае вина перевозчика презюмируется. Ответственность перевозчик несет в виде выплаты штрафа, возмещения убытков, а в некоторых случаях – возмещение морального вреда.

Пассажир же может  нести только договорную ответственность в рамках гражданского права, а также административную и уголовную – в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Рассмотрев порядок  предъявления претензий и исков  к перевозчикам к транспортным организациям, можно прийти к выводу, что на каждом виде транспорта соответствующие уставы (кодексы) по-разному регулируют как сроки подачи претензий (исков), так и порядок исчисления этих сроков, порядок подачи исков/претензий. В связи с этим целесообразно было бы привести действующее транспортное законодательство в соответствие, как с новым Гражданским кодексом, так и в соответствие между самими этими нормативными актами.

Перечень требований, по которым могут быть предъявлены  претензии и иски, является исчерпывающим. Хотя по этому поводу существуют различные точки зрения. Именно поэтому пассажиры чаще всего обращаются с жалобами к транспортным организациям за, например, некачественное предоставление им услуг. На сегодняшний день, такое понятие как «жалоба», к сожалению, не нашло своего правового регламентирования в транспортном законодательстве.

Следует, закрепить институт «жалобы» в транспортном законодательстве, что значительно облегчит работу транспортных предприятий в сфере  качественного обслуживания пассажиров в процессе перевозки. Так, под жалобой следует понимать письменное или устное обращение пассажира к транспортному предприятию (его должностному лицу) по поводу нарушения перевозчиком прав и охраняемых законом интересов в сфере перевозок. Следует также определить круг вопросов, по которым может быть подана жалоба, сроки ее подачи, порядок рассмотрения и дачи по ней ответа транспортными предприятиями.

Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что отечественному законодателю предстоит проделать немалую работу в приведении действующего транспортного законодательства, регулирующего перевозку пассажиров, как в соответствие с нормами международного права, так и в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Глоссарий

 

№п/п

Понятие

Содержание

1

2

3

 

1

Автобус

автотранспортное  средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не менее 9 мест для сидения, не считая место водителя

2

Автовокзал

организация, осуществляющая транспортно – экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам

3

Автомобильный транспорт

отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок грузов, пассажиров и багажа с использованием грузовых автомобилей, автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, автобусов, легковых автомобилей и объектов транспортной инфраструктуры

4

Автостанция

сооружение  на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров

5

Багаж

вещи пассажира, принятые к перевозке в установленном порядке

6

Багажная  квитанция

документ, подтверждающий прием багажа для перевозки

7

Билет

документ установленной  формы, утвержденный Минфином России, удостоверяющий право пассажира на пользование транспортом за плату и подтверждающий заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком

8

Водитель

лицо, управляющее транспортным средсвом и принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения

9

Городской наземный электрический пассажирский транспорт

отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок пассажиров и багажа с использованием трамваев, троллейбусов и объектов транспортной инфраструктуры

10

Груз

объекты, принятые к перевозке в установленном  порядке

11

Дорога

Обустроенная  и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения

12

Маршрут

путь следования транспортного средства между начальным  и конечным пунктом

13

Маршрут регулярного сообщения

маршрут, зарегистрированный в установленном порядке

14

Объекты транспортной инфраструктуры

сооружения, производственно-технологические  комплексы, предназначенные для  обслуживания пассажиров и персонала  перевозчиков, а также для обеспечения  работы транспортных средств на линии

15

Остановочный  пункт

место остановки  транспортных средств, оборудованное для посадки (высадки) пассажиров и ожидания транспортных средств

16

Перевозчик

юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки пассажира или груза обязанность доставить пассажира и сданный им багаж или вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж или груз управомоченному на его получение лицу

17

Платежная карта с транспортным приложением

платежная карта, содержащая реквизиты билета, хранимые в электронном виде

18

Расписание

временной график или дифференцированные по времени суток и (или) дням недели интервалы отправления транспортных средств от остановочных пунктов (прибытия транспортных средств на остановочные пункты)

19

Ручная  кладь

вещи пассажира, провоз которых осуществляется в салоне транспортного средства

20

Скоропортящийся груз

груз, сохранность  которого при перевозке обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима и (или) влажности

21

Специализированные  транспортные средства

транспортные  средства, предназначенные для перевозки определенных видов грузов или определенных категорий пассажиров

22

Терминал

складской комплекс, предназначенный для временного хранения грузов

23

Фрахтовщик

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязательства предоставить фрахтователю всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа

Информация о работе Договор перевозки пассажиров