Договор перевозки пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ правового регулирования отношений, возникающих из обязательства по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта как неотъемлемой части действующего транспортного законодательства;
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить правовые основания возникновения договорного обязательства перевозки пассажиров и юридические средства его выражения (форму);
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………………………………...13
Стороны в договоре перевозки пассажиров………………………………...23
2 Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира………………………………………………………………………………...26
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира……...30
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира……………………………………………………………….………………..35
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………...49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..58
Приложение Б……………………………………………………………………..62
Приложение В……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

перевозка.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Согласно Правил перевозки  пассажиров железнодорожным транспортом  под перевозчиком понимается юридическое лицо – собственник или арендатор вагона, который заключил договор на перевозку с пассажиром или отправителем грузобагажа или заказчиком организованной группы пассажиров.

Довольно детализированное определение содержится в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа.

Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Следует учесть тот факт, что в роли перевозчика может  также выступать как собственник  транспортного средства, так и  фрахтователь.

Владелец транспортного  средства, систематически, самостоятельно, на свой риск, занимающийся перевозочной деятельностью с целью извлечения прибыли, является предпринимателем и в таком качестве должен пройти необходимую регистрацию в форме индивидуального предпринимателя или учредителя предприятия соответствующей организационно-правовой формы.

Исходя из вышеизложенного, каждый из подзаконных нормативных  актов ведомственного характера дает свое понятие перевозчика по договору перевозки пассажира. Такое положение вещей является неоправданным и нецелесообразным. Поэтому следует либо в ГК Российской Федерации, либо в законодательстве            РФ «О транспорте» дать четкое определение пассажирскому перевозчику во избежание неоднозначной трактовки данного определения. Наиболее удачным, как уже было сказано выше, является понятие, данное в Правилах перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Далее в выпускной квалификационной работе будем исходить именно из указанного понятия.

Перевозчиком в договоре перевозки пассажира могут быть не только государственные или муниципальные транспортные организации, но и частные коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию20.

При оказании услуг под пассажиром понимают физическое лицо, являющееся непосредственным получателем данной услуги по перевозке. Как и в случае с перевозчиком, понятие «пассажир» действующим транспортным законодательством трактуется по-разному.

Так, на автотранспорте под  пассажиром понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени или им самим перевозится за плату или бесплатно перевозчиком. На железнодорожном транспорте под пассажиром понимается «физическое лицо, которое пользуется железнодорожным транспортом на основании личного проездного документа или является членом организованной группы лиц, которая проезжает на основании приобретенного проездного документа». «Пассажир – лицо (за исключением членов экипажа), которое провозится воздушным судном с согласия перевозчика согласно договора перевозки».

Как видно из вышеприведенных  определений, находящиеся в транспортном средстве члены экипажа, кондукторы и лица, осуществляющие линейный контроль за перевозками, к пассажирам в этом случае не относятся. Они, как говорится, «при исполнении».

Таким образом, мы видим, что пассажирами могут быть только граждане – физические лица.

В литературе ведутся  дискуссии относительно возраста, с  которого физическое лицо может заключать договор перевозки пассажира путем приобретения билета. Для ответа на данный вопрос следует, обратиться к действующему законодательству, в частности к Гражданскому кодексу.

На некоторых  видах транспорта перевозчиками  предъявляются особые требования к определенной категории пассажиров. Это делается с целью обеспечения перевозки пассажиров. Так, например, на воздушном транспорте беременным женщинам, у которых роды предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на перевозку. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее, чем за 7 дней до начала полета. Грудным детям до 10 месяцев и весом до 10 кг на борту самолета может быть предоставлена специальная колыбель, о чем необходимо сообщить во время заказа авиабилетов, но не позднее, чем за 24 часа до вылета. Пассажирам с грудными детьми предоставляется возможность перепеленать ребенка на борту авиалайнера. Не рекомендуется перевозка новорожденных детей до семидневного возраста.

 

  1. Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира

 

2.1 Права  и обязанности перевозчика по  договору перевозки пассажира

 

В связи с  тем, что договор перевозки пассажира  является двусторонним, то у каждой из сторон есть права и обязанности, установленные действующим транспортным законодательством.

В зависимости  от вида транспорта эти права и  обязанности могут быть различны. Рассмотрим основные из них.

Итак, перевозчик имеет право:

Требовать внесения определенной платы пассажиром за перевозку.

Плата за перевозку  определяется тарифами, которые устанавливаются  соответствующими департаментами на каждом виде транспорта отдельно. В широком понимании тариф - система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или за совершение определенных действий. Транспортный тариф – это система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. Транспортные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские.

Пассажирские  тарифы - часть общей системы розничных  цен на продукцию личного потребления. Например, на железнодорожном транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие). Наиболее низкими являются абонементные пригородные транспортные пассажирские тарифы, которые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. Льготные тарифы сберегают пассажирам определенные денежные средства каждый год. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пассажирских перевозок. На морском транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пассажирских тарифов на речном транспорте.

На воздушном  транспорте пассажирские тарифы, как  и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Существует 2 основных тарифных пояса: первый относится к районам, обеспеченным железнодорожным транспортом, второй - к отдалённым районам, в которых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого. Тарифы на городском транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай) подразделяются на единые (одноставочные) независимо от расстояния перевозки, и поучастковые.

В основе пассажирских тарифов лежат издержки транспорта и цена производства, включающие прибыль.

В современных  условиях ослабление монопольного положения железных дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень транспортных тарифов, что относится в первую очередь к частным транспортным предприятиям. Дефицит железных дорог покрывается за счёт госбюджета21.

Государственное регулирование тарифов сегодня  осуществляется путем установления предельного (максимально допустимого) уровня тарифов на перевозки пассажиров. Основанием для пересмотра действующих предельных тарифов на перевозки пассажиров являются обращения органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.

Право требовать  от пассажира соблюдения правил перевозки. Так, перевозчик имеет право отказать в перевозке, если:

- если это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров (в случае стихийных бедствий);

- в связи  с отказом пассажира выполнять  требования правил, инструкций и  указаний перевозчика;

- в связи  с болезнью пассажира, если  его состояние здоровья создает  опасность для самого больного или окружающих;

- когда пассажир  имеет неправильно оформленные  документы;

- лицам, создающим  опасность или могущим причинить  вред другим лицам или их  собственности;

- пассажиру,  находящемуся в состоянии алкогольного  или наркотического опьянения;

- пассажиру,  действия которого нарушают установленные  правила пользования воздушным транспортом.

В обязанности  перевозчика входит:

- содержать  транспортное средство в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;

- перевезти  пассажира из пункта отправления  в пункт назначения, указанного  в проездном документе, предоставив  место в транспортном средстве согласно с приобретенным проездным документом;

- обеспечить  своевременность перевозки, безопасность  и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в транспортных средствах. Естественно, что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления транспортного средства на 3-4 часа.

Так, своевременность  перевозки обеспечивается составленными  и утвержденными графиками (расписаниями) движения транспортных средств. Следует отметить, что качество перевозок зависит от регулярности движения и своевременности доставки пассажиров. Кроме этого следует иметь в виду, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и поэтому перевозчик несет ответственность за любой вред, причиненный здоровью и имуществу пассажира.

- предоставлять  пассажирам необходимую и достоверную  информацию об оказываемых услугах. 

Как видно из вышеизложенного, в отношении пассажирских перевозок на всех видах транспорта применяется система расписаний, однако перевозчик вправе переносить, при наличии уважительных причин, объявленные им сроки отправления. При отсутствии установленных сроков исполнения договора перевозки транспортировка должна быть выполнена в разумный срок, который должен определяться с учетом всех обстоятельств.22

- оформить выдачу  билетов при наличии свободных  мест в транспортном средстве  до указанных пассажирами пунктов  назначения согласно установленному  тарифу с учетом предусмотренных  законодательством РФ льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. При этом льготы распространяются только на оплату стоимости проезда таких граждан.

- принять от  пассажира багаж для перевозки  к пункту назначения, указанного  в проездном документе, или находящимся по маршруту следования пассажира.

Багаж - вещи, предметы, которые пассажир берет с собой  или сдает для перевозки в порядке, установленном соответствующими транспортными организациями. Более полное понятие багажа дают нам Правила воздушных перевозок пассажиров: «Багаж – это такие предметы и иная личная собственность пассажира, которые являются необходимыми для личного пользования, комфорта или обеспечения удобств в связи с его поездкой.

 Каждый из  транспортных уставов (кодексов) устанавливает свои специальные требования к багажу. Так, например, Правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом указывают, что к перевозке багажом принимаются вещи пассажира, упакованные в закрытые чемоданы, небольшие ящики, фанерные коробки, а также корзины или паки, перевязанные железной лентой или веревкой. Масса отдельного места не должна быть более 75 кг, а длина более трех метров, при условии, что погрузка багажа в багажный вагон может провозиться без трудностей.

Перевозчик  не обязан (может отказаться) брать под свой контроль и нести ответственность за товары или предметы, которые он отказался принимать в качестве багажа.

- осуществить  обязательное страхование пассажира  согласно действующему законодательству.

В зависимости  от вида транспорта права и обязанности перевозчиком могут варьироваться. Например, на автомобильном транспорте шофер (кондуктор) обязан отправлять автобус от остановки только в закрытыми дверями, после высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования автобуса объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости для данного типа автобусов не допускается.  Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие действия будут необходимы вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в порту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других событий и явлений, не зависящих от перевозчика и делающих невозможным исполнения договора морской перевозки пассажира.

 

2.2 Права  и обязанности пассажира по  договору перевозки пассажира

 

Права, которые принадлежат  пассажиру, различны и могут быть связаны с:

- заключением и исполнением договора перевозки;

- изменением первоначально  заключенного договора;

- отказом от его исполнения.

В самом общем  виде они указаны в ст. 786 ГК и  конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, некоторые ученые считают, что перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона «О защите прав потребителей».

Другие авторы считают, что  на перевозки пассажиров правила  законодательства о защите прав пассажиров не распространяется. Российский законодатель, в частности, в Федеральном законе РФ «Об автомобильном транспорте» и в Правилах воздушной перевозки пассажиров и багажа установил, что пассажир в соответствии с законодательством о защите прав потребителей может пользоваться иными правами, не установленными транспортным законодательством. Поэтому следует признать, что применение законодательства о защите прав потребителей существенно расширяет правомочия пассажира и усиливает защиту его интересов при перевозках, поскольку последний является потребителем услуг транспортных организаций.

Информация о работе Договор перевозки пассажиров