Договор перевозки пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ правового регулирования отношений, возникающих из обязательства по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта как неотъемлемой части действующего транспортного законодательства;
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить правовые основания возникновения договорного обязательства перевозки пассажиров и юридические средства его выражения (форму);
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………………………………...13
Стороны в договоре перевозки пассажиров………………………………...23
2 Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира………………………………………………………………………………...26
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира……...30
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира……………………………………………………………….………………..35
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………...49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..58
Приложение Б……………………………………………………………………..62
Приложение В……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

перевозка.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Моральный вред может заключаться, в частности, в «нарушении законных прав потребителей, других гражданских прав... при наступлении  иных негативных последствий». Потеря, поломка или утрата багажа - это стресс различной степени, а значит и ваши моральные страдания. Эти моральные страдания требуют материальной компенсации. Минимальный размер компенсации равен сумме, эквивалентной пяти минимальных заработных плат.

Прежде всего, пассажир имеет  право приобретать проездные  документы (билеты) на любое транспортное средство до указанной им станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров. При этом он может руководствоваться соображениями относительно кратчайшего направления следования транспортного средства, с наименьшим числом пересадок или по маршруту, удобному для него по времени.

Применяя правила ГК, нужно  учесть, что наряду с пассажиром по одному билету к поездке могут допускать бесплатно и его ребенка без предоставления последнему места. В этом случае ребенок признается пассажиром, сделку в интересах которого заключил законный представитель.

Пассажир имеет право  занять место в соответствии с  билетом. В случае непредставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда.

Пассажир вправе сделать  одну остановку в пути, предупредив  о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни – на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).

Далее, пассажир имеет право:

- занять в пути следования  свободное место в вагоне (каюте)  более высокой категории с  доплатой разницы стоимости проезда; 

- выехать (вылететь) поездом  (судном, самолетом), отходящим ранее  того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции (вокзала).

Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или  в пути следования. Отказ может  быть вынужденным (болезнь, задержка рейса) и добровольным. При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа. Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется в транспортных уставах и кодексах.

В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор.

Так, в силу Федерального Закона РФ «Об автомобильном транспорте», Правил перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пассажирам предоставляется возможность бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве перевозки по вине перевозчика или при вынужденной задержке транспортного средства при отправке.

На сегодняшний  день перед законодателем стоит  вопрос о праве пассажира на возмещение ущерба в случае опоздания задержки транспортного средства по вине перевозчика. Выше нами был рассмотрен случай из практики. Несмотря на часто встречающиеся подобные ситуации, данное право пассажира так и не нашло должного регламентирования в транспортном законодательстве. Такое положение содержится, например, в Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа: Пассажир имеет право возвратить билеты в кассу до отправления автобуса в рейс и получить полную стоимость проезда, включая сборы за предварительную продажу билетов в случае опоздания автобуса более, чем на один час по сравнению с временем, предусмотренным в расписании движения”. Считается целесообразным в связи с этим привести действующее внутреннее транспортное законодательство в соответствие с международными нормами. Первым шагом к этому стало закрепление в ГК правила об ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира и нарушение срока его доставки в пункт назначения.

Следует отметить, что Российская Федерация уже  сделала этот шаг, что, во-первых, расширило круг прав пассажиров, а, во-вторых, повысило ответственность транспортных организаций за обслуживание пассажиров.

За задержку отправления транспорта, перевозящего пассажира, за опоздание к месту  назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении). Вина перевозчика в таком нарушении презюмируется (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

Так, например, с 1 января 2005 года вступили в действие новые правила оказания услуг пассажирам на железнодорожном транспорте России. Как сообщает "Российская газета", согласно этим правилам, пассажиры Российских железных дорог могут получить компенсацию за опоздание или задержку поезда.

По новым правилам, за каждый час опоздания поездов пассажир может получить по 3 процента от стоимости проезда. Электричек это нововведение не касается, но за опоздание поездов дальнего следования можно потребовать деньги обратно. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на час в расчет не принимается.

В правилах указано, что отныне в пассажирских вагонах  поездов дальнего следования курить разрешается только в специально отведенных для этого местах, а  в электричках, в том числе  и в тамбурах, курить вообще запрещается. За это нарушение запрета пассажира могут снять с поезда, не вернув стоимость поездки.

Безбилетников или тех, кто едет по недействительным проездным билетам, контролеры также  вправе высадить с поезда на ближайшей  остановке. Кроме того, пассажиры электричек обязаны сохранять свои билеты вплоть до момента выхода через пункт контроля проездных документов, иначе им придется оплатить стоимость проезда, а также штраф.

Льготники, направляющиеся куда-то в поездах дальнего следования, по новым правилам могут пользоваться скидками на билет в вагонах всех категорий, в том числе и в спальных. Но "бесплатники" могут рассчитывать на билет только в жесткие вагоны с 4-местными купе или в вагоны поездов еще более низкой категории.

Проезд детей  в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых теперь не допускается. Исключение составляют случаи, когда детям приходится пользоваться железной дорогой для посещения общеобразовательных учреждений.

Вернуть билет  в кассу за его полную стоимость теперь можно не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда (раньше этот срок составлял 15 часов). Если же до отхода поезда остается менее чем два часа (ранее - четыре), то стоимость места (плацкарты) обратно не вернут, а выплатят лишь стоимость услуг. Если же пассажир опоздал на поезд, действие билета ему возобновят в течение 12 часов после опоздания (или 5 суток при срыве поездки вследствие болезни), но в обоих случаях за место в другом поезде придется доплатить.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов.

Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне, в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса).

 

2.3 Условия,  объем и виды ответственности  по договору перевозки пассажира

 

Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Как известно, принципами юридической ответственности являются: ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; целесообразность; неотвратимость наказания. Юридическая ответственность наступает только в случаях, прямо предусмотренных законом и только за совершенное правонарушение. В гражданском праве правонарушение называется деликтом.

Деликтная ответственность, внедоговорная ответственность, в гражданском праве ответственность, возникающая в результате причинения имущественного вреда одним лицом другому.

Деликтную ответственность  отличают от гражданско-правовой ответственности, возникающей в результате нарушения  договорных обязательств.

В основе деликтной  ответственности - гражданское правонарушение (деликт), ведущее к возникновению так называемого внедоговорного обязательства, по которому при определённых условиях потерпевший может требовать от причинителя (делинквента) возмещения вреда.

Ответственность перевозчика в основном регламентирована таким нормативно-правовыми документами, как Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные транспортные уставы (кодексы). Если нормы об ответственности перевозчика, содержащиеся в действующем транспортном уставе (кодексе), не соответствуют ГК, следует руководствоваться нормами ГК и иными законами Российской Федерации. Причем на перевозчика возлагается ответственность как в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств перед пассажирами в качестве именно перевозчика, как субъекта правоотношений (так называемая договорная ответственность перевозчика), так и ответственность за причинение вреда пассажирам в качестве просто юридического лица, причинившего вред (так называемая - внедоговорная ответственность перевозчика).

Как известно, объем, и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрев основные права и обязанности  перевозчика, можно прийти к выводу, что перевозчик может нести как договорную, так и деликтную ответственность.

Договорная  ответственность перевозчика наступает в следующих случаях:

- задержка отправления  пассажира. В случае отказа  пассажира от перевозки из-за  задержки отправления транспортного  средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Тем не менее, независимо от установления в транспортных уставах и кодексах штрафа за задержку отправления и прибытия транспортного средства, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков по общим нормам гражданского законодательства. Однако размер понесенных убытков должен быть пассажиром доказан.

Задержка отправления  транспортного средства или опоздание  его прибытия в пункт назначения дает основание для предъявления к перевозчику также требования о возмещении пассажиру морального вреда, вызванного задержкой отправления транспортного средства или опозданием его прибытия в пункт назначения. В производстве судов общей юрисдикции были, например, дела по искам, предъявленным пассажирами, о возмещении морального ущерба за задержку рейса или опоздание в прибытии в пункт назначения воздушного судна.

Главой 40 ГК РФ предусмотрено право пассажира  на отказ от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства и возврат провозных платежей. Платежи подлежат возврату независимо от времени задержки;

- нарушение  срока доставки пассажира. ВК  установил ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения в форме штрафа, если он не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажира, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В Правилах перевозки пассажиров железнодорожным транспортом предусмотрена ответственность за задержку отправления поезда или опоздание поезда на станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении. Железная дорога также уплачивает пассажиру штраф, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от дороги обстоятельств.

Как видно, в  указанных случаях перевозчик несет  имущественную ответственность в форме штрафа, который устанавливается по договоренности сторон, транспортными уставами (кодексами, уставами).

Деликтная ответственность перевозчика наступает в случае причинения вреда жизни, здоровью пассажиру. Такое решение законодателя вполне оправдано и означает установление более строгой ответственности перевозчика, поскольку использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины.

Несмотря на различное правовое регулирование указанных видов ответственности перевозчиков, они все же имеют общие черты.

Общим условием для наступления как договорной, так и деликтной ответственности перевозчика является наличие его вины, которая в транспортном праве презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и отвечающих на началах риска. Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости.

По общему правилу, перевозчик не несет ответственности перед пассажирами, если докажет, что он и поставленные им лица предприняли все необходимые меры к тому, чтобы избежать причинения вреда или что такие меры предпринять было невозможно. Таким образом, данное положение a contrario предусматривает условие ответственности перевозчика — его вину в форме неосторожности. В транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Одним из таких случаев является вина пассажира в нарушении возложенных на него транспортным законодательством обязанностей.23

Информация о работе Договор перевозки пассажиров