Договор перевозки пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение правового положения сторон по договору перевозки пассажира, выделение его особенностей, определение состояния и тенденции правового регулирования данного договора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ правового регулирования отношений, возникающих из обязательства по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным видами транспорта как неотъемлемой части действующего транспортного законодательства;
- выявить правовую природу договора перевозки пассажиров;
- установить правовые основания возникновения договорного обязательства перевозки пассажиров и юридические средства его выражения (форму);
- исследовать субъектный состав договорного обязательства по перевозке пассажиров, установить кредитора и должника, круг участников этих отношений, определить их место и юридическую роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика договора перевозки пассажира……………………...6
1.1 Транспортное законодательство: его система и структура…………….........6
1.2 Понятие, особенности и порядок заключения договора перевозки пассажира………………………………………………………………………………...13
Стороны в договоре перевозки пассажиров………………………………...23
2 Правовой статус и ответственность сторон по договору перевозки пассажира………………………………………………………………………………...26
2.1 Права и обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира……26
2.2 Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажира……...30
2.3 Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира……………………………………………………………….………………..35
2.4 Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира….……………………………………42
Заключение………………………………………………………………………...49
Глоссарий………………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………….55
Приложение А……………………………………………………………………..58
Приложение Б……………………………………………………………………..62
Приложение В……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

перевозка.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Понятие «все необходимые  меры» по-разному трактуются учеными-юристами. Так, подход зарубежных юристов сводится к тому, что суд должен определить, принял ли перевозчик, причинивший вред, «все необходимые меры», которые принял бы воображаемый рассудительный перевозчик в подобной ситуации (объективные критерии).

Практически перевозчик, подчеркивает М. Лемуан, должен доказать, что:

- воздушное  судно содержалось в хороших  условиях и было подвергнуто  тщательному предполетному осмотру;

- к моменту  отправления воздушное судно  было должным образом заправлено;

- экипаж судна  обладал необходимой квалификацией  и имел необходимые документы;

- во время  полета экипаж вел себя, как  вел бы любой рассудительный  экипаж на его месте.

Исследование  вины лишь с позиции «рассудительного перевозчика» позволяет оставаться безнаказанными отдельным причинителям вреда, ибо необходимые меры, которыми ограничивался бы воображаемый рассудительный перевозчик, нередко не исчерпывают всех возможностей отдельных перевозчиков для предотвращения противоправного результата. Вместе с тем учет индивидуальных возможностей предвидения и принятия на основе этого всех мер предосторожности имеет в деятельности гражданской авиации, требующей повышенной внимательности, особое значение. Поэтому в каждом случае определения вины причинителя вреда необходимо установить, не только почему он не проявил предусмотрительности, свойственной «рассудительному перевозчику», но и определить возможности самого причинителя, т. е. исследовать вину с позиции как объективного, так и субъективного критериев.

Последствием  противоправных действий перевозчика  является вред, причиненный пассажиру такими действиями. Обычно вред является результатом виновного поведения авиаперевозчика, которое может выражаться в виновном поведении как отдельных лиц, например, членов экипажа воздушного судна, так и коллегиального органа — аппарата управления авиационным предприятием. Но и в том, и другом случае ответственность за причиненный вред возлагается на перевозчика как субъекта перевозочных отношений.

Во многих случаях  ответственность исчерпывается  уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон. Кодекс допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении.

Точное установление периода времени, в течение которого пассажир находится «на ответственности перевозчика», имеет большое значение для обеспечения защиты интересов перевозчика. Момент начала ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и момент окончания этой ответственности определяются транспортными уставами и кодексами. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента посадки пассажира на транспортное средство до момента, когда покинул транспортное средство в пункте назначения.

 В этот  период времени, как верное  отмечает Дежкин В.Н., перевозчик  является безусловно ответственным  за жизнь и здоровье пассажира  и никакие условия договора перевозки об исключении ответственности перевозчика за этот период не являются действительными. На воздушном транспорте, например, ответственность перевозчика за исполнение принятых на себя обязанностей наступает после регистрации пассажира и его багажа.

Здесь же целесообразно  рассмотреть случаи ответственности  перевозчика за вину третьих лиц  и смешанной вины. Ярким примером для этого могут служить правила, закрепленные Воздушным кодексом Российской Федерации и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа.

Ответственность перевозчика за вину третьих лиц. По общему правилу каждый перевозчик, причинивший вред, отвечает лишь за свои виновные действия (упущения). Ответственность за чужую вину допускается как исключение, к которому относится:

- возложение  ответственности за причинение  вреда пассажирам на первого  перевозчика при осуществлении перевозки несколькими последовательными перевозчиками. Но ответственность возлагается лишь тогда, «когда по специальному условию первый перевозчик принял ответственность за весь путь»;

- возложение  ответственности за причинение  вреда при перевозке багажа  или товара на первого или  последнего перевозчика при осуществлении последовательной перевозки. На этот случай предусмотрена возможность возложения ответственности непосредственно на виновного перевозчика. Пассажир может предъявить иск к перевозчику, совершавшему перевозку, в течение которой произошли задержка или причинение вреди жизни и здоровью.

Смешанная вина. Вопрос о смешанной вине (вине потерпевшего и причинителя) разрешается следующим образом: «В случае, если перевозчик: докажет, что вина лица, потерпевшего вред, была причиной вреда или содействовала ему, суд может согласно постановлению своего собственного закона устранить или ограничить ответственность перевозчика». Исходя из принципа виновной ответственности перевозчика, установленного действующим законодательством, следует прийти к выводу, что при установлении в качестве причины вреда потерпевшего лишь его виновного поведения, перевозчик вообще должен быть освобожден от ответственности.

Действующим законодательством  предусмотрены гарантии на случай причинения ущерба третьим лицам. Такой гарантией является страхование ответственности перевозчика. Остановимся на существенных моментах, имеющих для нас значение в разрезе вопроса об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажирам.

Итак, страхование  гражданской ответственности перевозчика представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта.

Страхование ответственности  перевозчика означает его страховую  защиту от возможных рисков при выполнении перевозчиком своих обязательств, связанных  с перевозкой пассажиров. Страхование  ответственности перевозчика, в  том числе и его ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажира нельзя путать со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, по которому страхуется ущерб, связанный с эксплуатацией самого автотранспортного средства, как источника повышенной опасности.

При этом страхование  ответственности перевозчика важно  не только для самого автоперевозчика, как способ компенсации возможных убытков и зачастую даже очень больших, но и для клиентов (пассажиров), т.к. им предпочтительнее и надежнее иметь дело с перевозчиком, чьи гарантии компенсации возможного ущерба, понесенного по его вине, подтверждены соответствующим страховым полисом.

Пассажир несет исключительную и единоличную ответственность за соблюдение всех законов, постановлений, распоряжений, требований действующего законодательство о перевозке, а также всех относящихся к перевозке инструкций и требований перевозчика. Во избежание существенных финансовых потерь и штрафных санкций перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке пассажиру, который не имеет необходимых проездных документов по маршруту следования. Более того, перевозчик вправе потребовать от пассажира компенсации своих финансовых потерь вследствие такой перевозки. Следует отметить, что пассажир несет не только договорную ответственность, т.е. ответственность за нарушение условий договора перевозки. Пассажиры несут также административную ответственность в виде штрафа, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Так, например, уплаченный пассажиром штраф за неоплату стоимости проезда или провоза багажа не освобождает его от обязанности оплатить стоимость проезда или провоза багажа в городском автотранспорте. За провоз в автобусе взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных предметов и материалов (в том случае, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) с пассажиров также взыскивается штраф.

Пассажир также  может нести ответственность  в виде возмещения убытков, причиненных  ими неправомерными действиями в  отношении, например, имущества транспортных предприятий.

 

2.4 Порядок  предъявления и рассмотрения  претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира

 

В случае возникновения  спора между пассажиром и перевозчиком, то спор разрешается в судебном порядке. Нормы, регламентирующие порядок подачи претензий и исков к перевозчику, закреплены в ГК (ст. 797), а также в транспортных уставах и кодексах. Так, Устав железных дорог Российской Федерации устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска по спорам, связанным с перевозкой, обязательно предъявление ему претензии (ст. 135 РЖД). Аналогичное правило (за исключением иска в связи с гибелью или телесным повреждением пассажира, который может быть предъявлен в течение двух лет) установлено в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа.

Претензии, которые  возникли в связи с перевозкой пассажиров, могут быть заявлены пассажирами:

- на железной  дороге – железной дороге отправления  или железной дороге назначения (по желанию заявителя) в течение шести месяцев;

- на воздушном транспорте – в случае задержки в перевозке пассажира или по каким-либо иным причинам не позднее, чем через 21 день после даты, когда пассажир прибыл в пункт назначения, или даты, когда он должен был прибыть в пункт назначения;

- на автомобильном  транспорте – автотранспортному предприятию или организации пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии в течение шести месяцев;

- на морском  транспорте – перевозчику, который  осуществлял перевозку или перевозчику,  который должен был осуществить перевозку, в течение первых шести месяцев срока исковой давности.

В претензионном  заявлении указываются:

- полное наименование  и почтовые реквизиты заявителя  претензии (почтовый индекс, город,  улица, номер дома) и транспортного  предприятия, которому предъявляется претензия;

- отделение  банка, в котором открыт счет  заявителя претензии, номер счета  и иные банковские реквизиты;

- за что именно  предъявляется претензия (за просрочку  в доставке, за задержку отправления  пассажира и проч.), обоснование  претензии и требования заявителя;

- сумма претензии  по каждому требованию и каждым  отдельным документом (билетом, багажной  квитанцией);

- перечень документов, которые прилагаются к претензии  и обосновывают требования заявителя;

- дата составления  претензионного заявления и его номер.

Претензионное заявление подписывается пассажиром или уполномоченным лицом и посылается адресату рекомендованным или ценным письмом или вручается под  расписку.

Перевозчик  обязан рассмотреть претензию и  уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения в течение трех месяцев. Этот срок установлен для всех предприятий независимо от вида транспорта.

Так, например, авиакомпания «Аэрофлот» обязана рассмотреть  претензию и уведомить заявителя  о ее удовлетворении или отклонении в течение 3 месяцев, если перевозка полностью осуществлялась рейсами авиакомпании.

Иски об ответственности авиакомпании из-за ненадлежащей перевозки пассажира или багажа должны быть поданы в суд (по выбору истца) по месту регистрации авиакомпании или по месту нахождения ее главного офиса, либо по месту нахождения офиса перевозчика, через который был составлен договор перевозки, в течение двух лет со дня прибытия в пункт назначения, или со дня, когда пассажир должен был прибыть в место назначения, либо с даты прекращения перевозки.

Гнутов обратился в  суд с иском к авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" о  возмещении материального ущерба и  компенсации морального вреда. При  этом он ссылался на то, что, приобретя  в кассах авиакомпании билеты, он с  семьей 22 июня 1996 г. вылетел в г.Пусан, а 29 июня 1996 г., прибыв в аэропорт для обратного вылета в г.Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в г. Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля 1996 г., но уже из г.Сеула, куда ему пришлось добираться на такси.

По мнению Гнутова, ему причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не исполненной авиакомпанией услуги, неустойки, стоимости дороги от г.Пусан до г.Сеула и других транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец оценил в 20 млн. рублей.

Дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями.

Решением Южно-Сахалинского городского суда (оставленным без  изменения судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда) исковые требования Гнутова удовлетворены частично: в пользу истца взыскано 2 514 716 руб. в счет возмещения имущественного ущерба, в удовлетворении остальных требований отказано.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте, внесенном  в Судебную коллегию по гражданским  делам Верховного Суда РФ в связи  с отсутствием кворума в президиуме Сахалинского областного суда, поставил вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении иска Гнутова о возмещении морального вреда как вынесенных с неправильным применением норм материального права.

Информация о работе Договор перевозки пассажиров