Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования выступает детальный комплексный анализ института договора перевозки.
Задачи исследования явились:
дать правовую характеристику договора перевозки;
определить виды договоров перевозки;
рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа от договора перевозки;
раскрыть содержание договора перевозки;
рассмотреть ответственность по договору перевозки.
Введение
1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
1.1 Понятие и виды перевозок.
1.2. Правовое регулирование перевозок.
2. Обязательство по подаче транспортных средств: основания возникновения, содержание, ответственность.
2.1. Понятие обязательства по подаче транспортных средств.
2.2. Основания возникновения обязательства по подаче транспортных средств.
2.3. Содержание обязательства по подаче транспортных средств.
2.4. Ответственность по обязательству по подаче транспортных средств.
3. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора.
3.1. Понятие договора перевозки грузов.
3.2. Оформление договора перевозки грузов.
3.3. Содержание договора перевозки грузов.
3.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов.
4. Договор перевозки пассажиров и багажа.
4.1. Понятие договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.2. Оформление договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.3. Содержание договоров перевозки пассажиров и багажа.
4.4. Ответственность за нарушение договоров перевозки пассажиров и багажа.
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Содержание обязательства по подаче транспортных средств
Для уяснения
содержания обязательств по подаче транспортных
средств необходимо дать правовую оценку
отношениям, возникающим в связи
с подачей грузоотправителем
заявки (заказа) на перевозку грузов
и принятием ее перевозчиком. Из
этого юридического факта (принятия
перевозчиком заявки грузоотправителя),
как это предусмотрено п. 1 ст.
791 ГК РФ, следует обязательство
В современной
юридической литературе имеются
разные взгляды на правовую природу
отношений, связанных с подачей
грузоотправителем заявки (заказа)
на перевозку грузов и принятием
ее перевозчиком, а также обязательств
по подаче транспортных средств и
использованию их отправителем. Так,
например, одно из мнений, высказанных
в юридической литературе, состоит
в том, что подача и принятие заявки
на перевозку груза представляют
собой не сделку и не гражданско-правовое
обязательство, а так называемые
организационные предпосылки
С указанной позицией сходна и точка зрения В.А. Егиазарова, который пишет: «Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов».11
Наиболее правильной по этому вопросу следует признать точку зрения В.В. Витрянского, который считает, что: «попытка объяснить правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, через некие «организационные предпосылки» договора перевозки или «оперативно-регулирующие функции» заявки, а тем более с точки зрения «завязки грузоперевозочного процесса» не имеют ничего общего с определением правовой природы соответствующих отношений. Юридический анализ должен основываться на исследовании правовых аспектов указанных отношений».12
2.4 Ответственность по
Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель - за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность согласно п. 1 ст. 794 ГК РФ.
Основания этой ответственности установлены в транспортных уставах и кодексах, например в ст. 94 УЖТ РФ, ст. 115 КВВТ РФ, ст. 9 УАТ РФ) или в Положениях об ответственности за невыполнение плана перевозок. Исключение составляет лишь ВК РФ, в котором нет правил о такой ответственности.
Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа. Следовательно, по своей правовой природе такой штраф должен быть отнесен к законной исключительной неустойке.
Рассматриваемая
ответственность представляет собой
предусмотренное в нормативном
порядке отступление от принципа
вины. Меры ответственности могут
быть применены и без вины обязанной
стороны. Обстоятельства, обусловившие
объективную невозможность
Размер подлежащего за неподачу транспортных средств или непредъявление груза штрафа согласно ст. 115 КВВТ РФ, ст. 34 УАТ РФ, Положению об ответственности за невыполнение плана перевозок, действующему на морском транспорте, исчисляется в процентах к провозной плате за непринятое количество груза или его непредъявленное количество, либо согласно ст. 94 УЖТ РФ в определенной части минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или каждый контейнер. С неисправного участника экспортной перевозки взыскиваются установленные штрафы.
В ст. 791
ГК установлена обязанность
Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, согласно п. 1 ст. 791 ГК РФ представляет собой только право отправителя, но не его обязанность.
Выводы
Обязательства по подаче транспортных средств представляют собой правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства.
Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель - за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность.
Глава 3. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора
3.1 Понятие договора перевозки грузов
Договор
перевозки груза – это договор,
в силу которого, перевозчик обязуется
доставить вверенный ему
Данный договор является двухсторонним, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем.
Договор перевозки груза принято также относить возмездных, взаимных и реальных договоров. Данный договор, как правило, квалифицируется как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).
Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным согласно ст. 426 ГК РФ. Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.
3.2 Оформление договора перевозки грузов
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
Как правило, такой формой служат следующие документы - транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчикам на ее основании квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ РФ), грузовая накладная (ст. 105 ВК РФ), транспортная накладная и оформляемые на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ РФ), товарно-транспортная накладная (ст. 8 УАТ РФ). На морском транспорте при линейных перевозках также необходимо составление двух документов - погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя) и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора - перевозчика (ст. 142 КТМ РФ).
Нельзя согласиться со встречающимися в транспортных уставах и кодексах утверждениями, что накладные и выданные на их основании квитанции лишь подтверждают заключение договора перевозки груза. Из этого неизбежно следует ошибочный вывод, что само заключение договора происходит ранее, вне всякой формы. На самом же деле волеизъявление отправителя, направленное на заключение договора, содержится в накладной, погрузочном ордере (экспортном поручении и т.п.). Выражение воли сопровождается передачей груза перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза или коносамент, в которых получает выражение его воля. Следовательно, при посредстве этих двух документов, представляющих в совокупности форму договора, и заключается договор перевозки груза.
Несоблюдение
установленной законом
3.3 Содержание договора перевозки грузов
Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон.
Внесение
провозной платы и иных платежей
является важнейшей обязанностью грузоотправителя.
Ее размер устанавливается соглашением
сторон, если иное не установлено транспортным
законодательством (ст. 790 ГК РФ). Такое
исключение сделано в отношении
транспорта общего пользования, где
провозная плата принимает
Доставка груза – основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.
Совершение
операций по выдаче и приемке грузов
завершает исполнение договора перевозки.
Погрузка и выгрузка груза осуществляются
транспортной организацией или отправителем
(получателем) в порядке, предусмотренном
договором, с соблюдением правил
транспортного законодательства (п.
2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по погрузке
и выгрузке распределяются между
участниками обязательства
Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств.
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке.