Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью исследования является детальный анализ ответственности сторон за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа.
Ведение Стр.
Глава 1. Ответственность перевозчика по договору перевози пассажиров и багажа.
1.1 Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров.
1.2 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждения багажа.
1.3 Причинение вреда жизни и здоровью пассажира.
Глава 2. Ответственность пассажира за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа.
1.1 Ответственность пассажира за нарушение договора воздушной перевозки.
Заключение
Задача
Список используемой литературы
План:
Ведение
Глава 1. Ответственность перевозчика по договору перевози пассажиров и багажа.
1.1 Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров.
1.2 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждения багажа.
1.3 Причинение вреда жизни и здоровью пассажира.
Глава 2. Ответственность пассажира за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа.
1.1 Ответственность пассажира за нарушение договора воздушной перевозки.
Заключение
Задача
Список используемой литературы
Введение
В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью.
Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки. Актуальность этой темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Перевозкам посвящены глава 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации1, а так же транспортные уставы и кодексы.
Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров.В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI2; в Кодексе торгового мореплавания - гл. IX3; в Воздушном кодексе - гл. XV4; в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XIII5; в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта -гл. 36. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.
Кроме того, на железнодорожном транспорте7 и на внутренневодном транспорте8 постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствие со статьей 789 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (статья 426 ГК РФ).
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (статья 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
Объектом настоящего исследования является ответственность сторон за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.
Целью исследования является детальный анализ ответственности сторон за нарушение договора перевозки пассажиров и багажа.
Глава 1. Общие положения договора перевозки пассажиров и багажа.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).
Видообразующими признаками данного договора, позволяющими выделить его в отдельный вид договора перевозки, являются особенности его предмета, а также субъектного состава.
Предметом договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) являются действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа - и указанного багажа, который должен быть выдан управомоченному на получение его лицу, а также действия пассажира по уплате установленной платы за проезд и провоз багажа.
Особенность субъектного состава
договора перевозки пассажира состоит
в том, что в качестве пассажира здесь
выступает физическое лицо.
К особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести также то обстоятельство, что в качестве контрагента пассажира - перевозчика выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признается субъектом публичного договора (ст. 426 ГК) и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК). Классификация договора перевозки пассажира в качестве публичного договора имеет еще и то последствие, что дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора.
В связи с тем что договор
перевозки пассажира является
публичным договором и в части
защиты прав пассажира к нему
применяется законодательство
С точки зрения характеристики всякого гражданско-правового договорного обязательства договор перевозки пассажира относится к числу договоров двусторонних (взаимных), возмездных, консенсуальных. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатить провозную плату. Консенсуальный характер договора перевозки пассажира следует из того, что он считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета.
На разных видах транспорта используются различные критерии для выделения отдельных видов договора перевозки пассажира. Очевидно, что в качестве таковых можно признавать те виды указанного договора, в отношении которых предусмотрена дифференциация (пусть и незначительная) правового регулирования договорных условий. Так, на железнодорожном транспорте поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: в зависимости от скорости движения - на скоростные, скорые и пассажирские; в зависимости от расстояния следования - на дальние и пригородные9 (ст. 81 УЖТ РФ).
На морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на: внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, существующие между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу (району). В свою очередь, каботажные линии в зависимости от характера поездки и условий обслуживания подразделяются на: транспортные; транспортные скоростные, обслуживаемые судами на подводных крыльях или на воздушной подушке; паромные переправы; линии с комплексным обслуживанием пассажиров. Выделяются также туристские (круизные) линии и рейсы для осуществления перевозок организованных групп пассажиров, для обслуживания которых морские суда работают на условиях специальных договоров (соглашений) по особому расписанию.10
На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, поэтому чартер представляет собой самостоятельный вид договора перевозки.11
Круг основных обязанностей перевозчика предопределен самим определением договора перевозки пассажира, содержащимся в ГК (ст. 786): по этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Вместе с тем, как правильно отмечается в современной юридической литературе, этим обязанности перевозчика не ограничиваются. Например, В.В. Залесский указывает: «Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт назначения, б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату. При намерении осуществить перевозку железнодорожным транспортом потенциальный пассажир может приобрести билет как в обычный вагон, так и в вагон повышенной комфортности, пассажир оплачивает включенные в стоимость билета сервисные услуги».12
Кроме того, применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что перевозчик приступает к исполнению своего обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве.
По способу правового регулирования все обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира могут быть дифференцированы на две группы: во-первых, это обязанности, которые положительным образом не регулируются, но вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению указанных прав; во-вторых, это обязанности перевозчика, установленные и регламентированные непосредственно транспортным законодательством.
Если основные
обязанности перевозчика
Следующей в этой последовательности будет обязанность перевозчика по предоставлению пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету).
В случае предоставления пассажиру с его согласия нижеоплачиваемого места должен быть составлен акт, в соответствии с которым пассажиру выплачивается разница в стоимости проезда. Невозможность использования пассажиром своего места согласно купленному билету по вине перевозчика налагает на последнего обязанность предоставить пассажиру (при его согласии) равноценное место или место более высокой категории без взимания разницы в стоимости проезда13.
Одна из основных обязанностей перевозчика состоит в обеспечении безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей. Выполнение перевозчиком данной обязанности охватывает не только период собственно транспортировки пассажира, но и некоторое время до посадки последнего в транспортное средство.
В стоимость проездных документов (билетов), приобретаемых пассажирами, включается и соответственно взимается с последних сумма страхового взноса. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров определена в размере 120 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент приобретения проездного документа (билета). Пассажир признается застрахованным от несчастного случая в пути с момента объявления посадки в поезд на всем пути его следования, включая периоды остановки поезда и нахождения транзитного пассажира в пункте пересадки. Вместе с тем правоотношения по страхованию приостанавливаются, когда пассажир, следующий в беспересадочном сообщении, прерывает свою поездку и делает остановку в пути либо когда транзитный пассажир покидает помещение вокзала.14