Целостность территории РФ и ее конституционный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что исследование темы «Государственная территория РФ» касается нашего большого государства, в состав которого входят 83 субъекта, которые являются территорией РФ и требуют качественного и эффективного контроля со стороны государства. Государственная территория – это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства. Пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие территории Российской Федерации
1.1Сухопутные границы………………………………………..…....5
1.2Морские границы………………………………………………….6
1.3Воздушные границы………………………………………...…….9
2.Территориальная целостность государства………………………………… ..10
2.1Обеспечение территориальной целостности государства……………………………………………………...……10
2.2 Осуществление мер территориальной целостности государства…………………………………………………………...11
3.Территория РФ и ее конституционно-правовой статус 11
3.1 Определение конституционно-правового статуса РФ………...11
3.2Государственная целостность РФ……………………………….15
3.3Территориальная целостность РФ……………………………....19
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Целостность территории РФ и ее конституционный статус.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Предел недр также не установлен. Теоретически недра государства простираются в глубь Земли к ее центру и  представляют своеобразный конус, верхней  частью которого являются сухопутная и водная территории государства. Каких-либо международных договоров и обычаев, подкрепляющих данный подход, в настоящее время нет. Государства на законодательном уровне определяют, что они рассматривают в качестве недр  "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Таким образом, в целом границы государства  определяют пределы распространения  его суверенитета, его территорию. Это определение в большей степени соответствует представлению государства, его желанию распространить свой суверенитет на некоторую территорию. Такую "предписательную" модель суверенитета государства закрепляют в своем законодательстве. Реальное же пространство, в пределах которого государство может реализовать свой суверенитет, может существенно отличаться от указанной модели, а в отдельных случаях в пределах некоторых областей может вступать в коллизию с пределами "предписательного" суверенитета сопредельного государства. Это создает предпосылки к тому, что территория государства изначально не представляет собой целостное образование с четко обозначенными границами. Ввиду этого в решении данного вопроса резко возрастает роль международного права, своего рода арбитра в территориальных спорах. Границы территории государства должны быть установлены в соответствии с международным правом. Это основа территориальной целостности государств.

Что же представляет собой понятие "территориальная  целостность государства"? Данный термин находит отражение во многих международных документах и законодательстве государств. Однако что понимать под данным термином, в международном праве не закреплено. 
Ученые высказывают множество точек зрения по этому поводу. Так, известный специалист по территориальным вопросам Б.М. Клименко считал, что целостность государственной территории означает запрещение насильственного расчленения территории какого-либо государства или отторжения и захвата части его территории26. Однако это охватывает лишь запрет внешнего воздействия, направленного на нарушение территориальной целостности, "расчленение" территории государства.

Категория "территориальная целостность" включает понятие "суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею" и рассматривает территориальную целостность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство государства от посягательств извне 27.

Некоторые специалисты  относят территориальную целостность к составным элементам безопасности территории. При этом безопасность территории рассматривается им как условие существования и развития государства в рамках неприкосновенности границ и правового режима. По его утверждению, безопасность территории представляет собой определенную систему параметров-элементов, в том числе пространственную безопасность (территориальную целостность), политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную безопасность территории. При этом территориальную целостность он предлагает определять через понятие "правовой режим территории государства", установленный актами органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с компетенцией в порядке, предусмотренном правом.

Территориальная целостность также выступает условием существования государства как системы, выражением всех иных его признаков28.

Понятие «территориальную целостность» рассматривается так  же, как основной объект безопасности государства, ссылаясь при этом на ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности», и приводит в качестве примера триаду «личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»29.

Территориальной целостностью государства следует понимать государственное и территориальное единство страны в пределах своих государственных границ, обязывающее всех субъектов государственно-правовых отношений воздерживаться от любых действий, направленных против политической независимости и единства государства. Она отмечает, что при рассмотрении категории "территориальная целостность" основное внимание обычно уделяется описанию элементов, составляющих принцип территориальной целостности. При этом не рассматриваются признаки, характеризующие понятие "территориальная целостность". Такими признаками она предлагает считать: целостность, структуру, управление, связи, самоорганизацию, цели. При этом при рассмотрении государства как территориальной системы первоочередному анализу подлежат вопросы его внутреннего построения. Территориальная система государства предполагает единство и взаимосвязь отдельных его составных частей независимо от их размеров, различий в правовом статусе или организации их внутреннего устройства. В свою очередь, целостность территории как элемент целостности государства есть непременное условие стабильности, устойчивости, соответствующего социума.

Таким образом, общепризнанного определения территориальной  целостности государства не существует. Многие ученые вкладывают в него тот или иной смысл, в зависимости от того, какие стороны этого явления они хотят осветить.

Основой территориальной  целостности является, прежде всего, единство сухопутной и водной территорий. Именно они рассматриваются как объект территориальных притязаний со стороны сопредельных государств. Никогда на практике не рассматривают воздушное пространство и недра как объект посягательства на территориальную целостность, так как все эти пространства, как само собой разумеющееся, являются взаимосвязанными друг с другом.

Нарушение территориальной  целостности может иметь формы  распада государств на два или  большее число государств, отделение  от государства части его территории и образование самостоятельного государства, отделение от государства  части его территории и присоединение ее к другому государству. Эти негативные последствия потери части территории государства принято считать нарушениями его территориального единства. Позитивные изменения, т.е. приращение части территории государства, на практике не рассматриваются как нарушение его территориальной целостности.

Субъектами  нарушения территориальной целостности  государства являются государства, противоправные действия которых могут  выражаться в захвате и оккупации  части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.

Противоправные  действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.

Субъектами  нарушения территориальной целостности могут быть и силы в пределах самого государства, действия которых могут привести к его распаду. Ими могут быть различного рода сепаратистские формирования, народы, борющиеся за самоопределение. На практике они нередко устанавливают контроль над определенной частью территории. Однако это не означает, что суверенитет государства в его пределах перестает действовать и оно потеряло часть своей территории. Появление новых государственных очертаний возможно с наступлением значимых в соответствии с международным правом событий. Следует заметить, что довольно часто иностранные государства поддерживают антиправительственные силы в том или ином государстве. 
Любое отторжение от государства его территории, противоречащее международному праву, ничтожно изначально. В таких случаях следует говорить о нарушении территориальной целостности государств. 
Считается, что территориальная целостность государства не нарушается, если распад (деление) государств на составные части осуществляется на основе соглашения правительств, контролирующих соответствующие части территории этого государства. Такое согласие оформляется, как правило, в договорной форме.

Таким образом, по нашему мнению, территориальная  целостность государства проявляется  в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства, характеризующая состояние его безопасности. Территориальная целостность государства определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение территории как материальной основы государства  не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено  содержание его основных принципов - неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория  понимается как пространственная сфера  действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства. Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права»

В определении  объема прав государства в отношении  шельфа и экономической зоны главная  роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Список использованной литературы:

  1. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Проблема государственного строительства и правового регулирования: Учеб. пособие / Рос. акад. Гос. службы при Президенте РФ. - М., 1997. - С.26-28.
  2. Бабурин С.И. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 57.
  3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1998. - С. 296.
  4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2005., стр. 78
  5. Дипломатический вестник. 1998. № 9. - С. 25-40.2 См.: Коломейцев Н. Южные Курилы и территориальная целостность России // Вестник аналитики. - М., 2002. №3. - С. 132-141.
  6. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения, 1974. С. 38.
  7. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2008., стр. 15
  8. Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальный опыт // Договорные принципы и формы федеративных отношений. М., 1999. С. 141
  9. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2004.
  10. Конституция РФ, часть 1
  11. Кочкаров Р.М. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 13.
  12. Россия как необходимость: повторит ли Российская Федерация судьбу австро-венгерской монархии? // Свобод, мысль - XXI. - М., 2002. №7. - С.68-77.2
  13. Рожков М.Б. Объект конституционной безопасности государства: конституционный строй или основы конституционного строя. М., 2003. С. 3.
  14. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 355
  15. .
  16. Скуратов Ю.А. Государственная граница в России: формирование правовой основы. // ГиП. 2005. № 10, стр. 48

 

  1. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 "Собственность на недра"

Интернет-источники:

 

  1. www.cia.com
  2. www.politcom.ru/print.php?id=9352

 

 

 

 

 

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2007., стр. 45

2 Конституции РФ, часть1, ст. 67

3 www.politcom.ru/print.php?id=9352

4 Дипломатический вестник. 1998. № 9. - С. 25-40.2 См.: Коломейцев Н. Южные Курилы и территориальная целостность России // Вестник аналитики. - М., 2002. №3. - С. 132-141.

5 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2005., стр. 78

6 Конституция РФ, часть 1, ст. 68.

7 Конституция РФ, часть 1, статья 67

8 Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 "Собственность на недра"

9Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2004.

10  Конституция РФ, часть 1. ст 14

11Конституция РФ,  часть 3 ст. 4

12 Конституция РФ ,статья 5, пункт 3

13 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1998. - С. 26.

14Федеральный закон РФ «Об обеспечении целостности территории РФ и принятии в ее состав участка территории иностранного государства»

15 Конституция РФ, статья 67

16 Конституция РФ, ст.6

17 Конституция РФ, часть 4, статья 15

18 Конституция РФ, статья 129

19 Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2008., стр. 15

20 Конституция РФ, часть 3, ст. 67

21 Конституция РФ, часть 1, ст.19

22 Конституция РФ, часть 1, ст.6

23 Конституция РФ, часть 1, ст.68

24 Скуратов Ю.А. Государственная граница в России: формирование правовой основы. // ГиП. 2005. № 10, стр. 48

25 Бабурин С.И. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 57. 

26 Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения, 1974. С. 38.

27 Кочкаров Р.М. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 13.

28 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 355.

29 Рожков М.Б. Объект конституционной безопасности государства: конституционный строй или основы конституционного строя. М., 2003. С. 3.

Информация о работе Целостность территории РФ и ее конституционный статус