Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в изучении природы и содержания понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

Проанализировать состав субъектов РФ;
Выделить основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ;
Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

Оглавление

Введение………………………………………………………...………………...3

1. Понятие и основы конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5

1.1. Состав субъектов РФ………………………………………………………..5

1.2. Основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7

2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….13

2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13

2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения…………………………………………………………………………20

2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников информации……………………………33

Приложения………………………………………………..…………………….35

Файлы: 1 файл

КПС субъектов РФ.docx

— 249.85 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Юридический факультет

Учебная дисциплина «Конституционное право» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ» 
 

                                                  Выполнила:

                                                                  студентка 2ого курса

                                                           группы 09ЮДO2

                                                                            Юридического факультета

                                                        Яковлева И.Ю.

                                                                      Научный руководитель:

                                                                       Феоктистов А.В., к.ю.н.,

                                                           доцент кафедры 

                                                           «Частное право»                                                                        
 
 
 
 
 

Пенза 2010

Содержание 

Введение………………………………………………………...………………...3

1. Понятие и основы  конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5

1.1. Состав  субъектов РФ………………………………………………………..5

1.2. Основные  черты  конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7

2. Особенности конституционно-правового  статуса субъектов  РФ……………………………………………………………………………….13

2.1. Конституционно-правовой  статус республик в составе  РФ…………….13

2.2. Конституционно-правовой  статус краев, областей, городов  федерального значения…………………………………………………………………………20

 2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список  использованных источников информации……………………………33

Приложения………………………………………………..…………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Во  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В настоящее время, в быстроизменяющимся правовом пространстве, весьма актуальными являются знания особенностей конституционно-правового статуса субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

     В качестве методов исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.

     Степень разработанности проблемы. Значительная часть исследовательских  работ посвящена понятию конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Многие авторы предлагают разные точки зрения на особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ, которые рассмотрены в таких журналах, как «Федерализм, региональное управление и местное самоуправление» и «Государство и право» в статьях Суркова Д.Л., Тадевосяна Э.В. Проблему определения конституционно-правового статуса различных субъектов РФ также рассматривают Малько А.В., Колесников Е.В., Баглай М.В., Ковешников Е.М.

     В данной контрольной работе проанализированы нормативно-правовые документы: Конституция РФ 1993 года, ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,Федеративный договор от 31 марта 1992года. Основные принципы международных отношений субъектов РФ отражены в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации» и ФЗ РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

     Необходимость рассмотрение данных проблем предопределила  выбор темы исследования, цели и задачи.

     Предметом исследования данной контрольной работы являются особенности конституционно-правового статуса различных субъектов РФ.

     Объектом  исследования выступает конституционно-правовой статус субъекта РФ.

     Цель  контрольной работы состоит в  изучении природы и содержания понятия  конституционно-правового статуса  субъекта РФ.

       Достижение поставленной цели  обусловило решение ряда исследовательских задач:

  1. Проанализировать состав субъектов РФ;
  2. Выделить основные черты  конституционно-правового статуса субъектов РФ;
  3. Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

     Научная новизна контрольной работы заключается в том, что в ней:

  1. Исследованы особенности конституционно-правового статуса каждого вида субъекта РФ;
  2. Проанализирована нормативно-правовая база.

     Практическая  значимость контрольной работы состоит  в том, что она может быть использована для чтения лекций по курсу «Основы государственного управления», «Государственное и муниципальное управление», «Политология», «Конституционное право» и других подобных дисциплин. Также может использоваться для проведения различных семинаров для студентов и абитуриентов.  

     1. Понятие и элементы  конституционно-правового  статуса субъектов РФ

     1.1. Состав субъектов  РФ 

     Российская  Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

     Основные  вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в  гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Российской Федерации. В нее входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Всего в составе Российской Федерации 83 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого, самостоятельного государства [7;221].

     Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

     Российская  Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

     Субъекты  Федерации всех видов перечислены  в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу [11;86].

     Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает  возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации  в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права  выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

     Но  Конституция не исключает возможности  расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом, который пока не принят. Если же при этом будет затронут статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным конституционным законом [10]. 
 
 

     1.2. Основные черты   конституционно-правового  статуса субъектов РФ 

     Конституционно-правовое положение субъекта РФ характеризуется  с одной стороны, общими чертами, присущими всем субъектам как  составным частям Федерации, с другой, – различные виды субъектов имеют свои особенности.

     1) Все субъекты – неотъемлемые части Российской Федерации. Они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ. Конституционный Суд РФ 7 июня 2000 г. постановил, что в федеративном государстве не может быть двух уровней суверенных властей. Создание на территории Чеченской Республики криминального государства и заявления его лидеров о выходе из состава РФ, а затем вторжение чеченских боевиков (и иностранных наемников) на территорию других субъектов РФ (Дагестан в 1999 г.), их террористические акты в Москве и других городах (взрывы нескольких жилых многоэтажных домов) привели к длительным боевым антитеррористическим действиям (1994–1996 и 1999–2003 гг.), повлекшим массовые жертвы и тяжелые лишения для населения всей страны, и Чечни в особенности.

     2) Субъекты РФ обладают собственной государственной властью. Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер. Это выражается в том, что важнейшие вопросы общественной и государственной жизни отнесены Конституцией РФ к исключительным предметам ведения Федерации, в принципе верховенства федерального права, в возможности использования федерального принуждения по отношению к субъектам РФ в случае нарушения ими федеральных Конституции и законов [8;56].

     3) Статус субъекта Федерации не  может быть изменен Федерацией  в одностороннем порядке, он  не может быть изменен и  самим субъектом. Народ может выбрать новую форму самоопределения РФ, но изменение статуса государственного образования в составе Федерации – ее субъекта требует согласия обеих сторон – Федерации и субъекта. Создание федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президента РФ не изменяет Конституции РФ и юридически не меняет конституционного статуса субъектов Федерации. Фактически же значение субъекта, как такового, в Федерации снижается [7;256].

     4) На всех субъектов Федерации  распространяется принцип территориальной целостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территории субъекта РФ иностранному государству) и изменение границ между субъектами внутри государственной территории РФ. О первом случае говорилось уже выше: такое изменение невозможно без согласия Федерации. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67), порядок такого изменения должен установить федеральный конституционный закон, который пока что не принят, при участии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации, но последний – это представительство субъектов в парламенте РФ. Таким образом, в конечном счете вопрос решается только субъектами. Попытка так называемого съезда балкарского народа разделить в 1996 г. Кабардино-Балкарию на два субъекта не была осуществлена. Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (например, между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской областями и т.д.). Такие изменения обусловлены прежде всего экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участия федеральных органов [11;93].

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ