Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:37, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в изучении природы и содержания понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:
Проанализировать состав субъектов РФ;
Выделить основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ;
Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов
Введение………………………………………………………...………………...3
1. Понятие и основы конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5
1.1. Состав субъектов РФ………………………………………………………..5
1.2. Основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7
2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….13
2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13
2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения…………………………………………………………………………20
2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников информации……………………………33
Приложения………………………………………………..…………………….35
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Учебная
дисциплина «Конституционное право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ»
Выполнила:
группы 09ЮДO2
Юридического факультета
Яковлева И.Ю.
Пенза 2010
Содержание
Введение……………………………………………………….
1.
Понятие и основы
конституционно-правового
статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………
1.1. Состав
субъектов РФ………………………………………………
1.2. Основные
черты конституционно-правового статуса
субъектов РФ…………………………………………………………………………
2.
Особенности конституционно-
2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13
2.2. Конституционно-правовой
статус краев, областей, городов
федерального значения…………………………………………………………
2.3.
Конституционно-правовой статус автономной
области и автономных округов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников информации……………………………33
Приложения………………………………………………..
Введение
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В настоящее время, в быстроизменяющимся правовом пространстве, весьма актуальными являются знания особенностей конституционно-правового статуса субъектов, входящих в состав Российской Федерации.
В качестве методов исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.
Степень
разработанности проблемы.
В данной контрольной работе проанализированы нормативно-правовые документы: Конституция РФ 1993 года, ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,Федеративный договор от 31 марта 1992года. Основные принципы международных отношений субъектов РФ отражены в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации» и ФЗ РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».
Необходимость рассмотрение данных проблем предопределила выбор темы исследования, цели и задачи.
Предметом
исследования данной контрольной работы
являются особенности конституционно-
Объектом
исследования выступает конституционно-
Цель
контрольной работы состоит в
изучении природы и содержания понятия
конституционно-правового
Достижение поставленной цели
обусловило решение ряда
Научная новизна контрольной работы заключается в том, что в ней:
Практическая
значимость контрольной работы состоит
в том, что она может быть использована
для чтения лекций по курсу «Основы государственного
управления», «Государственное и муниципальное
управление», «Политология», «Конституционное
право» и других подобных дисциплин. Также
может использоваться для проведения
различных семинаров для студентов и абитуриентов.
1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ
1.1.
Состав субъектов
РФ
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Российской Федерации. В нее входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Всего в составе Российской Федерации 83 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого, самостоятельного государства [7;221].
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.
Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу [11;86].
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.
Но
Конституция не исключает возможности
расширения состава субъектов Федерации.
Во-первых, это может произойти, если население
какого-либо государства или территории
изъявит желание быть принятым в Российскую
Федерацию, а во-вторых, если новый субъект
Федерации образуется на территории, входящей
в состав какого-либо одного или нескольких
из названных в Конституции субъектов
Федерации. Но это должно осуществляться
в порядке, установленном федеральным
конституционным законом, который пока
не принят. Если же при этом будет затронут
статус какого-то субъекта Федерации,
то следует помнить, что его изменение
возможно только по взаимному согласию
Российской Федерации и соответствующего
ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным
конституционным законом [10].
1.2.
Основные черты
конституционно-правового
статуса субъектов
РФ
Конституционно-правовое положение субъекта РФ характеризуется с одной стороны, общими чертами, присущими всем субъектам как составным частям Федерации, с другой, – различные виды субъектов имеют свои особенности.
1) Все субъекты – неотъемлемые части Российской Федерации. Они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ. Конституционный Суд РФ 7 июня 2000 г. постановил, что в федеративном государстве не может быть двух уровней суверенных властей. Создание на территории Чеченской Республики криминального государства и заявления его лидеров о выходе из состава РФ, а затем вторжение чеченских боевиков (и иностранных наемников) на территорию других субъектов РФ (Дагестан в 1999 г.), их террористические акты в Москве и других городах (взрывы нескольких жилых многоэтажных домов) привели к длительным боевым антитеррористическим действиям (1994–1996 и 1999–2003 гг.), повлекшим массовые жертвы и тяжелые лишения для населения всей страны, и Чечни в особенности.
2)
Субъекты РФ обладают
3) Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, он не может быть изменен и самим субъектом. Народ может выбрать новую форму самоопределения РФ, но изменение статуса государственного образования в составе Федерации – ее субъекта требует согласия обеих сторон – Федерации и субъекта. Создание федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президента РФ не изменяет Конституции РФ и юридически не меняет конституционного статуса субъектов Федерации. Фактически же значение субъекта, как такового, в Федерации снижается [7;256].
4)
На всех субъектов Федерации
распространяется принцип
Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ