Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в изучении природы и содержания понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

Проанализировать состав субъектов РФ;
Выделить основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ;
Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

Оглавление

Введение………………………………………………………...………………...3

1. Понятие и основы конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5

1.1. Состав субъектов РФ………………………………………………………..5

1.2. Основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7

2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….13

2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13

2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения…………………………………………………………………………20

2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников информации……………………………33

Приложения………………………………………………..…………………….35

Файлы: 1 файл

КПС субъектов РФ.docx

— 249.85 Кб (Скачать)

     Как и всякий субъект РФ, республика имеет свою территорию. Территория республики – это пространственный предел ее власти, но власти, которая связана с ее полномочиями в области совместных предметов ведения и в области исключительной компетенции республики. В этой сфере республика вправе использовать свою государственную власть, если такое использование соответствует федеральной Конституции. Вместе с тем государственная власть Федерации действует на территории республики по предметам исключительного ведения Федерации и в сфере совместной компетенции  [11;95].

     Республика, будучи государством, имеет свою территорию, но не имеет своих государственных границ. Если республика граничит с сопредельными иностранными государствами, то граница является границей республики, а частью Государственной границы РФ. Ее режим определяется исключительно законами Федерации и международными договорами РФ с иностранными государствами. Внутренние границы республики (внутри Федерации), которые принято называть «административными», поскольку их изменение затрагивает интересу других субъектов Федерации, также не являются вопросом, который решает только республика. Такие изменения подлежат утверждению федеральным органом – Советом Федерации и, следовательно, возможны случаи, когда в утверждении будет отказано. Таким образом, в определении территории республики, ее административных границ участвует и Федерация (на стадии утверждения).

     Как государство, республика вправе иметь  наряду с государственным русским языком (он – государственный на всей территории РФ) свой государственный язык. Некоторые республики его ввели, хотя, как отмечалось, иногда численность титульной нации составляет значительно меньше половины населения, а иногда – несколько процентов.

     В отличие от других субъектов Федерации  республика имеет свою конституцию и свою конституционно-правовую систему. Конституции принимаются республиками самостоятельно, по процедуре, определенной самими республиками, и не нуждаются в утверждении органами государственной власти РФ. Помимо конституции правовая система республики включает республиканские законы, другие нормативные акты республики, изданные в пределах ее компетенции (в том числе акты президентов республик, чего нет в других субъектах РФ), договоры республик с РФ, договоры республик с зарубежными странами (неполитического характера), другие акты [9;86].

     В различных республиках предусмотрен неодинаковый порядок принятия новых конституций и изменения действующих. В некоторых из них не говорится о порядке принятия, сказано лишь о процедуре изменения (например, 2/3 голосов в каждой палате двухпалатного законодательного собрания Кабардино-Балкарии), но, видимо, это относится и к порядку принятия новой конституции. В Карелии конституции принимаются и изменяются только нижней палатой законодательного органа, в Северной Осетии –Алании – однопалатным парламентом, в Ингушетии, Калмыкии для прекращения действующей и принятия новой конституции необходим референдум, в Бурятии для принятия новой конституции решением парламента, принятым 3/4 голосов, должно быть созвано Конституционное Собрание, а поправки к определенным главам принимаются 2/3 голосов однопалатного парламента (главы, соответствующие по содержанию трем главам российской Конституции – 1, 2 и 9, не могут быть изменены). Есть и некоторые другие способы принятия и изменения конституций республик. Законы республика в пределах своих полномочий также принимает самостоятельно, и они обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на ее территории, в том числе не являющимися гражданами республики. Вместе с тем, конституционно-правовая система республики, обладая определенной самостоятельностью, является частью конституционно-правовой системы Российской Федерации [13;16].

     Республика  в составе РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам Федерации. Поэтому, в отличие от них, каждый гражданин республики имеет два гражданства: федеральное и республиканское. Правда, как отмечалось, вопросы гражданства регулируются лишь федеральным законодательством, прием в гражданство и выход из гражданства – компетенция Федерации, но республики могут вводить свои документы с указанием гражданства республики. У граждан некоторых республик имеются местные паспорта, где на родном языке (наряду с русским) обозначено гражданство республики. Практически гражданство субъекта Федерации большого значения не имеет (так обстоит дело и в других федерациях, например в США), ибо согласно Конституции Федерации все граждане РФ во всех субъектах пользуются равными правами и несут равные обязанности. Тем не менее, в некоторых республиках РФ вопросы гражданства вели к конфликтным ситуациям в связи с проблемой языка российских паспортов, написанием фамилий в них и т.д. В некоторых республиках отстаивали точку зрения, что паспорта должны быть оформлены на местном языке, фамилии, имена (а если есть – отчества) должны быть написаны так, как это принято у местных этносов.

     Республики  обладают международной правосубъектностью, могут быть участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, могут заключать соглашения и договоры с иностранными государствами, участвовать в деятельности международных организаций. Такие полномочия принадлежат и другим субъектам РФ, но именно республики толкуют их наиболее широко. Иногда в их конституциях говорится не только о внешнеэкономических, но о консульских и даже дипломатических представителях. На деле, международная правосубъектность республик может осуществляться лишь в определенных рамках, она ограничена. Международная деятельность республик не может противоречить Конституции РФ, федеральным законам, Федеративному договору. Она координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками [14].

     Как и другие субъекты Федерации, Республики имеют свои органы государственной власти (парламент, органы исполнительной власти), но в отличие от других субъектов Федерации в большинстве республик есть свои президенты и конституционные суды [15;58].

     Согласно  Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свой государственный язык [1]. Такого права нет у других субъектов, в том числе создаваемых с учетом этнического признака (автономной области и автономных округов). Поскольку русский язык является государственным языком всей Федерации, то конституции республик обычно говорят о двух государственных языках: русском и языке той нации, которая дала имя республике (Бурятия, Калмыкия, Коми и др.). Вместе с тем, республики гарантируют всем народам, проживающим на их территории, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития [10].

     Некоторые особенности связаны с разграничением полномочий Федерации и республик. Федеративный договор 1992 г., как говорилось, отдельно разграничивал полномочия Федерации и ее различных субъектов, в том числе республик. Поэтому в нем присутствуют некоторые полномочия республик, которые не присущи другим субъектам Федерации [2].

     Так, к совместному ведению Федерации  и республик отнесены судоустройство, кадры правоохранительных органов, защита прав национальных меньшинств, правовое регулирование интеллектуальной собственности, установление общих принципов местного самоуправления и др. В целом, по договору Федерации и республик, к их совместному ведению был отнесен более широкий перечень вопросов совместной компетенции, чем по договорам Федерации с другими субъектами. Однако впоследствии Конституция РФ провела разграничение полномочий между Федерацией и субъектами в общем порядке, не выделяя отдельные виды субъектов (ст. 71 и 72), а о таких особенностях республик, как конституция, гражданство, государственный язык сказано отдельно в других статьях Конституции РФ. Положения же Федеративного договора, не соответствующие Конституции РФ 1993 г., утратили силу [1].

     Есть  и другие частные особенности  правового положения республики. Так, ее статус определяется Конституцией РФ и конституцией республики, тогда  как статус других субъектов Федерации  определяется Конституцией РФ и их уставами. Конституция как правовой акт традиционно рассматривается как верховный источник права, слово же «устав» на русском языке является новеллой для регулирования конституционно-правовых отношений, в некоторых других славянских языках оно означает «закон». На деле, устав субъекта Федерации для него и для Федерации по своей юридической силе не отличается от конституции республики, входящей в РФ.

     Республики  имеют свои столицы. Это города, являющиеся центрами политической жизни республик [18;26].

     Многие  признаки республики как субъекта РФ совпадают с признаками других разновидностей субъектов. Это – собственная территория, которая не может изменяться без согласия субъекта, государственная власть и своя система органов государственной власти, символы государственности, своя собственность и др.

     2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения

 

     Сейчас  в качестве субъектов Федерации  в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край), 46 областей, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов Российской Федерации [1].

     Статус  краев, областей и приравненных к  ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

     Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

     Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Государственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы об основных принципах; о Краснодарском крае в составе РФ; об организации государственной власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении; заключительные положения [17;28].

     Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с их согласия.

     Каждый  край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют  на основе Конституции РФ, а также  уставов края, области, города федерального значения.

     Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется её законом.

     Края, области, города Москва и Санкт-Петербург  являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга [6].

     Статус  края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме [1].

     Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. Законодательные (представительные) органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, законодательный (представительный) орган и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства [1].

     Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения  краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.

     Согласно  Конституции РФ и Федеративному  договору, в совместном ведении Федерации  и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение  соответствия уставов, законов и  иных нормативных правовых актов  края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным  законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

     В сфере экономического и социально-культурного  строительства к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ