Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в изучении природы и содержания понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

Проанализировать состав субъектов РФ;
Выделить основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ;
Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

Оглавление

Введение………………………………………………………...………………...3

1. Понятие и основы конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5

1.1. Состав субъектов РФ………………………………………………………..5

1.2. Основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7

2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….13

2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13

2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения…………………………………………………………………………20

2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников информации……………………………33

Приложения………………………………………………..…………………….35

Файлы: 1 файл

КПС субъектов РФ.docx

— 249.85 Кб (Скачать)

     Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства РФ и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.

     Российская  Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

     Введение  чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга [17;29].

     Согласно  Конституции РФ, по предметам совместного  ведения Федерации и её субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

     Законопроекты по предметам совместного ведения  направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений.

     Все полномочия, не относящиеся к ведению  федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

     В их число, например, по Государственному Уставу Краснодарского края входят: принятие, изменение и дополнение Государственного Устава, законов и иных правовых актов края, контроль за их соблюдением; установление системы органов законодательной и исполнительной власти края, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерации; разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических, экологических программ края; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами края; решение вопросов административно-территориального деления края; организация и развитие местного самоуправления; учреждение и присвоение почетных званий и премий края; иные полномочия [18;27].

     Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий [17;31].

     Определёнными особенностями характеризуется  статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О статусе столицы РФ».

     Органы  государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.

     Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счёт субвенций из республиканского бюджета РФ, за счёт платежей за предоставляемые  городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

     Земельные участки, находящиеся в собственности  города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий [6].

     В итоге, главными особенностями конституционно-правового  статуса краев, областей и городов федерального значения являются: право обладать определенной учредительной властью, принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты; располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

     2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов

 

     В состав РФ входит одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа (Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ). Автономная область и автономные округа расположены на Севере и Востоке страны. Они невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию. В отличие от большинства областей и краев – это национально-территориальные образования. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения. Правда, в Еврейской автономной области еврейского населения почти нет, а все округа – многонациональны, причем коренная национальность (этническая группа) нигде не преобладает. Наибольшая доля коренной национальности в Ненецком автономном округе – 16,5%.

     Еврейская автономная область по размерам своей территории (36,3 тыс. кв. км) впятеро меньше самого небольшого автономного округа. Ранее она входила в состав Хабаровского края, но законом РСФСР 1990 г. была выведена из него и непосредственно включена в Российскую Федерацию. Устав Еврейской автономной области в принципиальных положениях (основы конституционного строя, основы правового положения личности и др.) с соответствующими изменениями применительно к автономной области дублирует положения Конституции РФ. Он закрепляет исключительные полномочия области (ст. 13). К их числу относятся: принятие и изменение Устава и законов области, административно-территориальное устройство области, установление органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя РФ и принципами организации представительных и исполнительных органов РФ, установленными федеральным законом, государственная собственность области, областной бюджет, проведение областной государственной политики цен в соответствии с основами ценовой политики РФ, областные программы экономического, экологического, социального, культурного развития области, системы жизнеобеспечения (транспорт, информация, связь области), награды и почетные звания области, иные полномочия, находящиеся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и области. Устав автономной области устанавливает систему органов государственной власти (законодательное собрание, губернатор, правительство), взаимоотношения между ними. Законодательное собрание 2/3 голосов может принять решение об отрешении от должности губернатора области, избираемого гражданами, за установленные судом нарушения Конституции РФ и Устава области. Постановления законодательного собрания направляются губернатору, который может в трехдневный срок обратиться в Законодательное собрание с предложением о приостановлении их действия, об их отмене, о внесении в них изменений, а также обжаловать в судебном порядке. Проекты законов области после каждого чтения представляются губернатору, поправки и заключения которого рассматриваются Собранием в обязательном порядке. Губернатор возглавляет правительство. Его члены назначаются губернатором, за исключением руководителя комитета по управлению государственным имуществом области, назначение и освобождение которого от должности подлежит утверждению Законодательного собрания. Члены правительства несут ответственность перед губернатором.

     Постановления и распоряжения губернатора и  правительства области направляются в Законодательное собрание, которое  в трехдневный срок может обратиться к губернатору с предложением об изменении, дополнении или отмене этих актов, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке. Споры между законодательным собранием и губернатором по вопросам осуществления их полномочий решаются путем создания паритетных комиссий на срок не более одного месяца. По истечении срока рассмотрение спора может быть передано в Конституционный Суд РФ и уставный суд области. Устав автономной области предусматривает свою символику (герб, флаг), но свои гимн и столица не предусмотрены [12].

     Автономные  округа. Автономные округа, расположенные на севере и северо-востоке страны, имеют огромную территорию при небольшой численности населения (от 181,5 тыс. кв. км до 860, 2 тыс. кв. км). Автономные округа – национально-государственные образования, хотя в каждом из них проживают, как правило, несколько народностей, относящихся к коренным малочисленным народам РФ (Единый перечень коренных малочисленных народов утвержден постановлением Правительства РФ 24 марта 2000 г., их насчитывается 45). В Ханты-Мансийском автономном округе живут ханты, манси, коми и ненцы, в Чукотском – чукчи, эскимосы, эвены, коряки, юкагиры и т.д. Кроме того, значительную, а нередко преобладающую часть составляет русскоязычное население [16;154].

     Положение автономных округов неодинаково. Законом 1990 г. им было предоставлено право  самостоятельно решить вопрос, остаться в крае, области или непосредственно  войти в состав Федерации в  качестве субъекта. Этим правом в 1992 г. воспользовался Чукотский автономный округ, выделившийся из Магаданской области. Остальные автономные округа теперь воспользоваться этим правом в одностороннем порядке не могут, поскольку Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что границы между субъектами РФ изменяются только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Поэтому попытка Ненецкого автономного округа в 1994 г. выйти из состава Архангельской области (была назначена даже дата референдума по этому вопросу) не осуществилась. Будучи по Конституции РФ равноправными с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве входят в другой субъект РФ. Такая ситуация создает, во-первых, определенное неравенство между автономными округами, а, во-вторых, конституционное положение (ч. 4 ст. 66) о «вхождении» автономных округов в состав края, области ставит вопрос о его точности [1].

     Статус  автономного округа, входящего в  край, область, может быть изменен другим путем: по взаимному согласию округа и области (края) в соответствии с федеральным конституционным законом. Это вытекает из общих положений Конституции о порядке изменения статуса любого субъекта Федерации. Ситуация, однако, такова, что края (области) вряд ли дадут согласие на выход автономных округов из их состава и непосредственное вхождение в РФ. Обычно в автономных округах с их малочисленным населением имеются богатые природные ресурсы (в частности, нефть, газ). Значительную долю поступлений в краевой, областной бюджет края и области получают за счет эксплуатации природных ресурсов (газа, нефти, металлов) в автономных округах. Округа же не желают делиться с краем, областью финансами, которые они получают за счет природных ресурсов.

     Отношения автономных округов, находящихся в  составе края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором  между органами государственной власти автономного округа и соответствующего края, области. Очевидно, такой закон (законы), если он (они) будет принят, должен иметь индивидуальный характер, поскольку он принимается «по представлению автономной области, автономного округа» (ч. 3 ст. 66) [1]. Если такого представления не будет, закон не принимается. Кроме того, в Конституции говорится, что такой закон может быть, а не обязательно должен быть принят.

     В отличие от других субъектов их отношения  с краем, областью могут регулироваться, во-первых, федеральным законом (ч. 4 ст. 66) [1]. Речь идет, видимо, о законе общего, а не индивидуального характера. Такой федеральный закон также не принят.

     Во-вторых, отношения автономных округов, входящих в края, области, могут регулироваться договорами между органами государственной  власти автономного округа и того края, области, в состав которого автономный округ входит. Это договоры конституционно-правового характера. Такие соглашения общего характера (договоры о взаимоотношениях органов государственной власти края или области с органами государственной власти) заключены в 1996 г. в Иркутской области в 1997 г. в Красноярском крае (с одним из автономных округов, второй от этого отказывается), в Тюменской области в 1997 г. заключено соглашение частного характера о числе представителей одного из автономных округов в областной Думе. По постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. выборы в автономных округах должны проводиться не только в свой законодательный орган, но и в орган края, области, куда входит автономный округ [12].

     Наконец, взаимоотношения автономных округов  с областями, краями, определяются уставами округов и областей (краев), в состав которых они входят. Согласно Уставу области округу гарантируется представительство  в законодательном собрании области (ст. 6)[1]. В некоторых уставах имеются детальные главы об отношениях автономного округа и области, края, в состав которых входят округа. Население округа может участвовать в выборах органов государственной власти края (области), но порядок выборов должен согласовываться с органами власти округа и регулируется как законом края (области), так и законом округа. Важные положения связаны с действием правовых актов, принятых краем (областью) на территории входящего в них округа. Они напоминают конфедеративные отношения: акты области (края), принятые в пределах ее полномочий, могут быть распространены на территорию округа после принятия таких актов округом. В уставах других областей (краев) подобных положений о роли устава области нет. Говорится, что автономный округ входит в соответствующую область, область признает равноправие населения округа, его право на самоопределение, на равноправие языка, культуры, уважает традиции и обычаи, а отношения между областью и округом регулируются заключаемыми между ними договорами Автономный округ имеет свои символы, в том числе иногда предусмотрен свой гимн [16;159].

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ