Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в изучении природы и содержания понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

Проанализировать состав субъектов РФ;
Выделить основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ;
Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

Оглавление

Введение………………………………………………………...………………...3

1. Понятие и основы конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5

1.1. Состав субъектов РФ………………………………………………………..5

1.2. Основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7

2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….13

2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13

2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения…………………………………………………………………………20

2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников информации……………………………33

Приложения………………………………………………..…………………….35

Файлы: 1 файл

КПС субъектов РФ.docx

— 249.85 Кб (Скачать)

     5) Субъекты Федерации самостоятельно  устанавливают деление своей  территории, создают административно-территориальные единицы, излагают: законы о местном самоуправлении и организуют его. Это законодательство должно соответствовать федеральной Конституции и основным принципам федерального закона о местном самоуправлении.

     6) Конституция РФ устанавливает,  что все субъекты РФ равноправны, в том числе и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Все субъекты имеют свои представительства при Правительстве РФ, на всех субъектов в равной мере распространяются федеральные гарантии [1].

     7) Субъекты Федерации самостоятельно  создают собственные органы государственной власти – законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства (далеко не все). Собственной судебной системы и прокуратуры у них нет, но все-таки мировые судьи назначаются ими (законодательными органами). Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г. В 1999 г. 22 сентября принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Он устанавливает, что срок их полномочий не может превышать пять лет, губернатор (иной глава администрации) не может избираться более, чем на два срока, депутаты обладают неприкосновенностью по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью [5].

     8) Субъекты обладают собственной  разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации – уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах – законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.

     9) Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует примат федерального права, но в сфере исполнительной (остаточной) компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ [8;189].

     10) Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения. При нарушении этих прав они могут обратиться за защитой в Конституционный Суд РФ.

     11) Субъекты РФ имеют свою собственность. В их собственности может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности (объекты исключительной федеральной собственности перечислены выше). Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делиться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта. Таким образом распределяются, например, доходы от добычи полезных ископаемых на территории субъекта Федерации. Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. субъект Федерации не вправе объявлять своим достоянием природные ресурсы на своей территории (эти вопросы Конституцией РФ отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов) [14].

     12) Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Однако субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Что же касается других Договоров, то согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г, международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта. При подготовке договоров РФ с другими государствами, если положения договоров относятся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, учитываются мнения заинтересованных субъектов, а представители последних по согласованию с федеральными органами могут участвовать в переговорах. Торгово-экономические договоры, заключенные субъектами с другими государствами (наибольшее их количество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством иностранных дел РФ, что, однако, делается далеко не всегда [3].

     В 1999 г. принят Федеральный закон «О координации международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации». Согласно ему  субъекты РФ могут осуществлять связи  с субъектами федераций иностранных государств и их административно-территориальными образованиями. С согласия Правительства РФ они могут осуществлять такие связи и с органами иностранных государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ). Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация об их деятельности должна представляться органам РФ. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ в суде. До решения суда Федерация вправе приостанавливать такие соглашения [4].

     13) Субъекты Федерации имеют свою символику – герб и флаг, редко – гимн, имеют столицы (административные центры) [1].

     Наряду  с общими признаками в правовом положении  различных субъектов РФ есть свои особенности. Иногда они имеют единичный характер (например, Степное уложение в Калмыкии), но в целом можно выделить три группы субъектов: республики; территориально-государственные образования по существу русскоязычного населения, хотя в них проживают лица разных национальностей (края, области, города федерального значения); территориально-государственные образования этнического характера, созданные малочисленными коренными народами [9;75].

     В итоге можно сказать, что в содержании понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ существуют некие основные черты. Самые главные из них: субъекты не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ; обладают собственной государственной властью; на все субъекты распространяется принцип территориальной целостности; имеют собственную сферу предметов ведения; имеют свою собственность; участвуют в решении федеральных вопросов. 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности конституционно-правового  статуса субъектов  РФ

     2.1. Конституционно-правовой  статус республик  в составе РФ 

     Республики  неодинаковы по размерам территории, численности населения, его национальному составу, экономическому потенциалу и т.д. Бурятия в 44 раза превосходит по размерам территории Северную Осетию – Аланию (351,3 и 8 тыс. кв. км соответственно), а Саха (Якутия) (3,1 млн кв. км) – почти в 400 раз. Население Башкортостана в 16 раз превышает население Тывы. В 18 республиках из 21 русских абсолютное большинство, в трех – относительное. Титульная нация, давшая имя республике, нигде не составляет большинство населения, а в некоторых из них доля такой нации составляет лишь седьмую часть. Многие республики имеют развитую промышленность, некоторые продолжают оставаться в основном сельскохозяйственными, дотационными республиками, живущими на средства федерального бюджета. Однако все эти различия не влияют на конституционно-правовой статус республик в составе РФ, на объем их полномочий, на юридически равные отношения с Федерацией [13;15].

     Республики  в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названные  выше. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.

     Прежде  всего, от других субъектов их отличает само название республика. Термин «республика» (наряду с монархическими понятиями «королевство», «империя» и т.д.) применяется только к государству. Терминология для обозначения других субъектов заимствована из сферы автономии (автономная область, автономные округа) или из понятий административно-территориального деления (край, область, город федерального значения).

     Республика  в России – это государство в составе другого федеративного государства (РФ). Слово «государство» употребляется для характеристики субъектов федерации и в других странах («штат» от английского «state» в Австралии, США, Индии означает «государство»), но в других странах, если употребляется это слово, его значение переосмыслено (американские, малайзийские, бразильские или мексиканские штаты не рассматриваются как государства), а, во-вторых, оно относится ко всем субъектам федерации (исключение – Бирма, ныне Мьянма). В России термин «государство» употребляется лишь по отношению к четвертой части субъектов. Конституционная характеристика республик в составе РФ как государств порождала определенные сложности для Министерства иностранных дел РФ, когда, например, некоторые организаторы международных конференций приглашали на них отдельные республики РФ. Так, например, поступала Польша, приглашая Чечню, Ингушетию, Дагестан, Татарстан и некоторые другие республики, которые не могут быть самостоятельными участниками международных конференций (по крайней мере политического характера) [15;56].

     Республики  в составе РФ неодинаковы по форме  правления. Некоторые из них приняли  модель президентской республики (например, Башкортостан), другие – полупрезидентской (Тыва), третьи – ближе к парламентарной (Карелия). В отличие от РФ все республики являются унитарными государствами. В некоторых президент является главой государства и есть Совет министров, который тоже обладает исполнительной властью, в других — президент одновременно глава государства и исполнительной власти. Республика в составе РФ существует в общей системе связей Федерации и, естественно, отражает общую ситуацию в ней. Одновременно республика обладает значительной долей самостоятельности. Демократические элементы в ее государственном режиме, отражая, в частности национальную специфику, нередко представлены слабее, на светский характер республики оказывают определенное влияние традиционные для данной местности верования (буддизм, ислам), уровень правовой культуры в государственном управлении обычно невысок. Будучи государством, республика, как и любой другой субъект Федерации, не обладает государственным суверенитетом [14]. Правда, в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. говорится о «суверенных республиках», но в Конституции РФ 1993 г. при характеристике республик такого определения нет. Это словосочетание, однако, «проскочило» во второй раздел Конституции «Заключительные и переходные положения» в связи с воспроизведением заголовка Федеративного договора 1992 г., но Конституция устанавливает, что Федеративный договор действует только в части, соответствующей ее положениям (п. 1 раздела второго Конституции) [2].

     В некоторых конституциях республик, в основном принятых до вступления в силу Конституции РФ 1993 г, говорится о суверенитете республик, о статусе суверенного государства (Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва и др.). Конституция Татарстана 1993 г. не содержит положений о вхождении в состав РФ, а характеризует Татарстан как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией» (эти положения были сохранены после решений Конституционного Суда РФ, констатировавшего несоответствие их Конституции РФ, а также после изменений Конституции Татарстана). Положение о суверенитете республик коренится в представлении, что РФ как федеративное государство возникла на базе объединения республик и от них получила свои полномочия. На деле, автономии, из которых выросли республики, создавались по-разному. Некоторые были провозглашены на местах самостоятельно (подавляющее большинство из них затем прекратило существование), другие были созданы «сверху», российским государством, на основе принятого им законодательства. В Федеративном договоре 1992 г., а также в договорах, которые субъекты Федерации (не только республики, а и другие субъекты) заключают между собой, речь идет не о разделении суверенитета, а о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти. Границы между республиками и с другими субъектами РФ являются не государственными (в международно-правовом смысле), а административными. Они отнюдь не всегда являются историческими границами коренных народов, как об этом говорится в некоторых конституциях республик. Происходившая при советской власти перекройка таких границ имела административный характер, иногда была произвольной (особенно на Северном Кавказе) [15;58].

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ