Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в изучении природы и содержания понятия конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

Проанализировать состав субъектов РФ;
Выделить основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ;
Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов

Оглавление

Введение………………………………………………………...………………...3

1. Понятие и основы конституционно-правового статуса субъектов РФ…………………………………………………………………………………5

1.1. Состав субъектов РФ………………………………………………………..5

1.2. Основные черты конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….…7

2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ……………………………………………………………………………….13

2.1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ…………….13

2.2. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения…………………………………………………………………………20

2.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов……………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников информации……………………………33

Приложения………………………………………………..…………………….35

Файлы: 1 файл

КПС субъектов РФ.docx

— 249.85 Кб (Скачать)

     В итоге можно сделать вывод  о том, что конституционно-правовой статус автономной области схож с конституционно-правовым статусом других субъектов РФ. Но в отличие от большинства областей и краев – это национально-территориальные образования. Стоит отметить, что конституционно-правовой статус автономных округов неодинаков. Будучи по Конституции РФ равноправными с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве входят в другой субъект РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В результате проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

     Во-первых, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации можно определить как правовое положение государственно-подобного образования в составе Российской Федерации, определяемое Конституцией РФ, конституцией (уставом) данного субъекта, а также нормативно-правовыми актами различного уровня, конкретизирующими отдельные элементы его статуса.

     Во-вторых, в содержании понятия конституционно-правового  статуса субъекта РФ существуют некие основные черты. Самые главные из них: субъекты не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава РФ; обладают собственной государственной властью; на все субъекты распространяется принцип территориальной целостности; имеют собственную сферу предметов ведения; имеют свою собственность; участвуют в решении федеральных вопросов.

     В-третьих, многие признаки республики как субъекта РФ совпадают с признаками других разновидностей субъектов. Это – собственная территория, которая не может изменяться без согласия субъекта, государственная власть и своя система органов государственной власти, символы государственности, своя собственность и др.

     В-четвертых, главными особенностями конституционно-правового  статуса краев, областей и городов  федерального значения являются: право  обладать определенной учредительной властью, принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты; располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

     В-пятых, конституционно-правовой статус автономной области схож с конституционно-правовым статусом других субъектов РФ. Но в отличие от большинства областей и краев – это национально-территориальные образования. Стоит отметить, что конституционно-правовой статус автономных округов неодинаков. Будучи по Конституции РФ равноправными с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве входят в другой субъект РФ.

     Список  использованных источников информации 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // СПС «Гарант», – октябрь 2010г.
  2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992г. // СПС «Гарант», – октябрь 2010г.
  3. ФЗ РФ от 15 июля 1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СПС «Гарант», – октябрь 2010г.
  4. ФЗ РФ от 4 января 1999 N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» // СПС «Гарант», – октябрь 2010г.
  5. ФЗ РФ от 6 октября 1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «Гарант», – октябрь 2010г.
  6. Закон РФ от 15 апреля 1993г. N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» // СПС «Гарант», – октябрь 2010г.
  7. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. – 784 с.
  8. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2007. –240 с.
  9. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее – СПб.: Издательство Питерского правового университета. –2005г.
  10. Комментарий к КРФ под редакцией Л.А. Окунькова 2005г.
  11. Лекции по конституционному праву РФ. – М.: Изд-во Московской Государственной Юридической Академии, 2009.
  12. Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право России, М.:Норма, 2005. – 320 с.
  13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. –М.: Юнити, 2007. – 352 с.
  14. Сурков Д.Л. Правовое регулирование компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти в уставах субъектов федерации: общее и особенное // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. – 2009. – № 3 –С.27-31
  15. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ 2007. – 617с.
  16. Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. М., 2006. – 320с.
  17. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. – 2009. – № 10 –С.24-27
  18. Лексин В.Н. Россия как реальность // Мир России – 2005. – № 1 – С.15-16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение  А

Состав  субъектов Российской Федерации

     

 

     

     Приложение  Б

     Особенности конституционно-правового  статуса субъектов  Российской Федерации [1]

Республики
  • Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2);
  • Имеют свою конституцию (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2);
Края и области
  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Могут включать автономные округа (статья 66 п.4);
Города  федерального значения
  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
Автономная  область
  • Имеет свой устав (статья 5 п.2);
  • Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1);
  • Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3);
  • Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
  • Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
Автономные  округа
  • Имеют свой устав (статья 5 п.2);
  • Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3);
  • Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4);
  • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъектов РФ