Конституционный суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью рассмотрения вопроса является обозначение места Конституционного Суда в системе органов судебной власти на основе порядка образования и функций Конституционного Суда, а также выявление правового статуса Конституционного Суда.

Файлы: 1 файл

Введениеправоохран.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 

Введение

Конституционный Суд – это единственный источник, который может на законных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призван быть важнейшим органом, который может  эффективно и реально стать гарантом формируемых демократических институтов.

Основным условием деятельности Конституционного Суда Российской Федерации является четкая регламентированность процедур его деятельности, поэтому  анализу законодательства, посвященного Конституционному Суду РФ, следует  уделить особое внимание.

Целью рассмотрения вопроса является обозначение места  Конституционного Суда в системе  органов судебной власти на основе порядка образования и функций  Конституционного Суда, а также выявление  правового статуса Конституционного Суда.

 При производстве предварительного расследования подследственных им дел следователи и дознаватели органов дознания осуществляют взаимодействие в рамках своих административных или процессуальных полномочий, предусмотренных УПК РФ. Взаимодействие осуществляется для оптимального решения задач предварительного расследования и защиты прав граждан как между следственными органами и органами дознания, так и между сотрудниками этих органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок и условия взаимодействия следователей, дознавателей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений органов могут регулироваться законами, внутриведомственными и совместными межведомственными правовыми актами.

Цель второго  вопроса заключается в рассмотрении задач оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, а также в установлении соотношения между ними.

 

 

 

  1. Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда РФ

«Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе «правотворчества».

Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства»1.

Полномочия Конституционного Суда определяется ст. 3 и другими положениями ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации;

2) разрешает  споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации;

3) по жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан проверяет  конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам  судов проверяет конституционность  закона, подлежащего применению  соответствующим судом в конкретном  деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение  о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения;

7) осуществляет  иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. 
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Глава 8 «Решения Конституционного Суда РФ» ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» закрепляет эти и другие положения, касающиеся его решений. В том числе решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или  их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях2.

В случае если признание  нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Состав  и структура Конституционного Суда РФ. В связи с внесением изменений в ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ вопросы организации работы Конституционного Суда РФ приобрели текущий характер. Это связано с тем, что местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ вместо Москвы определен город Санкт-Петербург, а в городе Москве создается представительство Конституционного Суда РФ. В связи с этим ряд организационных вопросов на неопределенный период времени могут оставаться открытыми.

В целом состав Конституционного Суда РФ образуют судьи  и его работники, а именно состав суда - это должностной и численный перечень судей и работников суда согласно штатному расписанию Конституционного Суда РФ.

Статья 4 ФКЗ  РФ «О Конституционном Суде РФ» устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. В состав Конституционного Суда РФ входят: Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя, судья-секретарь, судьи Конституционного Суда РФ, работники аппарата, секретариата и иных подразделений Конституционного Суда РФ3.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются из числа судей Конституционного Суда РФ сроком на три года в пленарном заседании Конституционного Суда РФ тайным голосованием большинством от общего числа.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь  Конституционного Суда Российской Федерации  по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Председатель  Конституционного суда РФ:

1) поручает одному  или нескольким судьям предварительное изучение обращения, адресованного в Конституционный суд РФ (ч. 1 ст. 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

2) вносит на  обсуждение Конституционного Суда  РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

3) руководит  подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

4) подписывает  протокол пленарного заседания  (ч. 3 ст. 59 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

5) когда наступает  его очередность председательствовать  на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них (ст. 45 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

6) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

7) представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей — внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);

8) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);

9) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);

10) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности (§ 8 Регламента Конституционного Суда РФ);

11) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда РФ и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

12) разрабатывает и утверждает порядок формирования, размещения и использования государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих для аппарата Конституционного Суда РФ (п. 1 Указа Президента РФ «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»);

13) издает приказы и распоряжения (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права:

14) с согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре (ст. 54 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

15) принимать участие в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);

Информация о работе Конституционный суд РФ