Конституционный суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью рассмотрения вопроса является обозначение места Конституционного Суда в системе органов судебной власти на основе порядка образования и функций Конституционного Суда, а также выявление правового статуса Конституционного Суда.

Файлы: 1 файл

Введениеправоохран.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

16) взаимодействовать с Правительством РФ, разрабатывающим проект федерального бюджета в части финансирования судов (ч. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»);

17) на предоставление государственной охраны (ст. 8 Федерального закона «О государственной охране»);

18) реализовывать иные предусмотренные законом полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда РФ (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ осуществляют по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда Российской Федерации. (ст. 26 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

 «В состав аппарата Конституционного Суда входит секретариат и иные подразделения, которые действуют в соответствии с принимаемыми Конституционным Судом положениями и правилами внутреннего трудового распорядка»4.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно- справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации5.

 «Информирование специалистов и граждан о деятельности Конституционного Суда РФ, а также обсуждение специализированных и научных вопросов осуществляется через периодические издания Конституционного Суда РФ - журнал «Вестник Конституционного Суда РФ» и журнал «Конституционное правосудие».

В Регламенте Конституционного Суда РФ предусмотрено существование рабочих комиссий судей, Научно-консультативного совета и Пресс-службы»6.

Статус  судьи Конституционного Суда РФ. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия  судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  Российской Федерации в Совет  Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Председатель  Совета Федерации в порядке, установленном  Советом Федерации, приводит к присяге  лицо, назначенное на должность судьи  Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Полномочия  судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят  лет.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

По сравнению  с другими судьями должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может  принадлежать к политическим партиям  и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу. (ст. 11 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Временное отстранение  судьи Конституционного Суда от исполнения им своих обязанностей, каковым, по сути, является приостановление его полномочий по указанным основаниям, исключает возможность его участия в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Однако это не лишает его других гарантий, установленных законом и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту)7.

Что касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, т.е. его полного отстранения от исполнения должностных обязанностей, оно может быть сделано по следующим основаниям: нарушение порядка назначения на должность судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда); истечение срока полномочий судьи; личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий; утрата судьей гражданства РФ; вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи; неучастие в заседаниях Суда и уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление в установленным порядке умершим; смерть судьи.

Полномочия  судьи Конституционного Суда могут  быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Наличие того либо иного основания для прекращения  полномочий судьи констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст. 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося  в нарушении норм закона, Федерального закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда (по решению Суда) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи (ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Независимо  от сроков пребывания в должности все судьи Конституционного Суда имеют равные права. Им предоставлены значительные материальные гарантии независимости — материального и социального обеспечения, уровень которых не может быть ниже аналогичных гарантий судей иных федеральных судов, а также гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая  характеристика деятельности по  расследованию преступлений. Соотношение  оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного  следствия

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как отмечено в ст. 2 Конституции РФ, — обязанность государства. Государство, в лице своих правоохранительных органов принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего).

Защита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной функцией (обязанностью) правоохранительных органов.

Задачами уголовного процесса являются всесторонне, полное и объективное раскрытие преступлений, а также изобличение виновных. Непосредственная цель уголовного процесса — чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, может быть полностью реализована лишь после выявления преступлений. Основную роль в выполнении этих задач уголовного процесса занимают органы, выявления и расследования преступлений Российской Федерации.

Органы выявления  и расследования преступлений РФ — это органы предварительного расследования, которыми осуществляется уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность.

 «Органы предварительного расследования регистрируют, рассматривают и разрешают все подведомственные им заявления (сообщения) о преступлении. В этой связи они собирают доказательства без производства следственных действий; требуют производства документальных проверок, ревизий и привлекают к их участию специалистов; требуют от средств массовой информации документы и материалы; производят осмотр места происшествия; возбуждают или отказывают в возбуждении уголовного дела и др.

Органы предварительного расследования в соответствии с наименованием вида осуществляемой ими уголовно-процессуальной деятельности подразделяются на органы предварительного следствия и органы дознания»9.

Предварительное следствие по своей сути является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительное следствие  проводится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного  комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Информация о работе Конституционный суд РФ