Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 15:15, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение статуса судей Конституционного Суда РФ.
1 Введение. Стр.3
2 Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.5
3 Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.7
4 Порядок принятия присяги судьёй Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.9
5 Перечень занятий и действий, которые не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.10
6 Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.11
7 Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.12
8 Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.16
9 Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.17
10 Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.18
11 Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.19
12 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.20
13 Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Стр.22
14 Заключение. Стр.25
15 Список использованной литературы. Стр.28
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Западно – Сибирский филиал
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное судопроизводство»
Тема: Статус
судьи Конституционного Суда РФ.
Преподаватель: Дата предоставления работы «__»__________20_г. |
Выполнила:
Студентка V курса Заочной формы обучения Ластовская Н.А. |
ТОМСК
2011
Содержание.
1 | Введение. | Стр.3 |
2 | Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.5 |
3 | Порядок назначения
на должность судьи |
Стр.7 |
4 | Порядок принятия присяги судьёй Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.9 |
5 | Перечень занятий и действий, которые не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.10 |
6 | Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.11 |
7 | Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.12 |
8 | Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.16 |
9 | Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.17 |
10 | Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.18 |
11 | Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.19 |
12 | Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.20 |
13 | Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации. | Стр.22 |
14 | Заключение. | Стр.25 |
15 | Список использованной литературы. | Стр.28 |
Введение.
Более
пятнадцати лет в России функционирует
конституционное
Однако в российском обществе все еще нет ясного понимания, что такое конституционный суд, каково его место в судебной системе, сто он может, а что ему неподвластно в силу его природы. Именно это диктует необходимость в соответствующей подготовке студентов в высших учебных заведениях относительно конституционного правосудия, его природы, содержания и особенностей.
Целью моей контрольной работы является рассмотрение статуса судей Конституционного Суда РФ.
Для этого необходимо разрешить следующие задачи:
Конституционный Cуд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия,
порядок образования и
Выполняя
свою контрольную работы, я беру
за основу ФКЗ «О Конституционном
Суде Российской Федерации».
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Судьей Конституционного Суда
Российской Федерации может
Первое требование к кандидату в судьи Конституционного Суда — наличие у него российского гражданства. Это вполне естественное требование к будущему представителю высшей судебной власти, присягающему на верность российской Конституции и России, участвующему в принятии чрезвычайно важных и ответственных решений, зачастую способных серьезно повлиять на судьбу страны.
Также требование российского гражданства судьи закреплено в ст.119 Конституции, в ст.4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Настоящий Закон устанавливает более высокий по сравнению с прежним Законом возрастной ценз для кандидатов — не менее 40 лет. Это значительно выше минимального общего требования, установленного ст.119 Конституции для всех судей (не менее 25 лет), а также требований, установленных ст.4 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" для кандидатов в судьи вышестоящих судов, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (соответственно 30 и 35 лет).
Устанавливая повышенный возрастной предел, законодатель опирался на Конституцию, в которой сказано, что "федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации"2. Необходимость в такого рода дополнительных требованиях очевидна: судьями Конституционного Суда должны быть люди с достаточным жизненным опытом.
Кроме того, законодатель в ст.8 стремился совместить возрастной ценз с другими ее требованиями — наличием высшего юридического образования, 15-летнего стажа работы по юридической профессии и признанной высокой квалификацией в области права. Если учесть, что высшее юридическое образование может быть получено в возрасте как минимум 22 лет (а если прибавить сюда аспирантуру - 25 лет), а 15-летний профессиональный юридический стаж может отсчитываться начиная с одного из этих двух "возрастных рубежей", легко сделать вывод о том, что без повышения минимального возрастного ценза нельзя было обойтись.
Что же касается признанной высокой квалификации в области права, то она достигается годами профессиональной деятельности и удостоверяется либо дипломами кандидата или доктора юридических наук, либо почетными званиями, присвоение которых тоже требует наличия солидного профессионального стажа.
Одним
из требований к кандидату в судьи
Конституционного Суда является требование
его безупречной репутации. Понятие
это, конечно, весьма относительное и расплывчатое,
что не раз отмечалось на стадии подготовки
законопроекта. Проблема состоит в том,
что, с одной стороны, практически трудно
сформулировать критерии этой безупречной
репутации, с другой — нельзя не предъявить
кандидату на столь высокий и ответственный
государственный пост подобного требования.
Остается полагаться на общепринятые
в цивилизованном демократическом обществе
понятия репутации, чести и достоинства
человека и гражданина.3
Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет
Федерации рассматривает вопрос
о назначении на должность судьи
Конституционного Суда Российской Федерации
в срок не позднее четырнадцати дней
с момента получения
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии4.
Запись в ч.1 данной статьи о том, кто может вносить Президенту предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда, появилась в результате дебатов в Государственной Думе в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении. Представители ряда фракций утверждали, что предоставленное Президенту право вносить в Совет Федерации кандидатуры судей5, если оно не будет дополнено правом других участников политического процесса предлагать Президенту кандидатов в судьи, не способно обеспечить сбалансированный состав Конституционного Суда. Вместе с тем предложения, вносимые Президенту, не связывают его в выборе - последнее слово остается за ним. Парламент же способен серьезно повлиять на состав Суда на самом завершающем этапе, поскольку назначение судей производит Совет Федерации.
Назначение судей на должность производится в индивидуальном порядке. Это значит, что по каждой кандидатуре проводится отдельное тайное голосование и каждый кандидат в отдельности должен набрать большинство от общего числа членов Совета Федерации.
В ч.5 ст.9 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» затрагивается несколько непростых проблем. Одна из них состоит в том, что выбытие из состава Суда хотя бы одного человека ставит под угрозу работу всего Суда либо палаты из-за невозможности обеспечить кворум в заседаниях. Поэтому законодатель предусмотрел некоторые гарантии сохранения работоспособности Конституционного Суда и соблюдения им процессуальных правил и принципов.
Прежде
всего закреплено положение о
том, что судья, срок полномочий которого
истек, продолжает исполнять обязанности
судьи до назначения на должность нового
судьи. Его статус сохраняется в полном
объеме независимо от того, когда будет
назначен новый судья — через неделю или
через полгода.
Порядок принятия присяги судьёй Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более"6.
Присяга - один из важнейших атрибутов церемонии вступления в должность высших должностных лиц государства практически во всех странах. Она не только придает церемонии особую торжественность, но и символизирует особый статус должностного лица, его ответственность перед обществом, которое в свою очередь оказывает ему особое доверие принимать важнейшие решения. Кроме того, присяга, приносимая публично и скрепляемая подписью присягающего, — юридический акт и юридически значимый документ. Именно с момента принесения присяги судья считается вступившим в должность.
Присяга судьи Конституционного Суда специфична в том отношении, что, подчиняясь "Конституции Российской Федерации, ничему и никому более", судья принимает решение по делу, руководствуясь своими юридическими познаниями и правосознанием. В этом он никому не подотчетен и за свою позицию, какой бы она ни была, не несет ответственности.